П. Чайковский «Ноябрь» («На тройке») из цикла «Времена года»
Симфония № 1. «Зимние грезы» (первая часть)
«Баба-Яга» из «Детского альбома» (повторение)
М. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки»
А. Лядов «Баба-Яга»
«Я с комариком» из сюиты «Восемь русских народных песен для симфонического оркестра»
П. Чайковский «Декабрь» («Святки») из цикла «Времена года»
П. Чайковский Балет «Щелкунчик»:
«Марш» (повторение)
«Вальс цветов» (повторение)
Китайский танец»
«Танец пастушков»
«Трепак»
«Танец Феи Драже»
Музыкальная грамотность
Дальнейшее формирование ладового чувства и развитие ладового слуха. Пение тонического трезвучия, тоники в качестве настройки.
Определение на слух ладовой завершенности или незавершенности звучащей музыки (устойчивых или неустойчивых ступеней); определение на слух и наблюдение в звучащей музыкальной ткани знакомых интонационных лексем.
|
|
Определение на слух гармонических интервалов: секунда, терция, кварта, квинта, октава. Продолжение освоения тональностей, пение гамм, фрагментов гамм, трезвучий. Тональности ре мажор, си минор. Освоение размера 4/4. Совершенствование навыка пения по нотам, навыка работы с многоголосной партитурой; дальнейшее формирование навыка чтения нотной записи.
Сольфеждировать песни и фрагменты песен, доступные детям по уровню сложности.
Сольфеджировать темы музыкальных произведений, прослушиваемых в классе:
П. Чайковский «Ноябрь»
П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
Обогащение представления о тембрах инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Проведение тестов на определение тембров инструментов. Актуализация и освоение на новом уровне понятия «регистр».
Закрепление представления о форме вариаций и форме рондо.
Певческие упражнения
1. Упражнения А. Яковлева №2, 3, 4.
2. Упражнения для развития навыков двухголосного пения:
· выдержанный звук в одном из голосов;
· остинато в одном из голосов;
· определение на слух гармонических интервалов;
· вычленение слухом знакомых гармонических интервалов в партитуре разучиваемой песни.
3. Исполнение канонов:
М. Анцев «Соловушка»;
Русские народные песни «В сыром бору тропинка»;
«У меня ль во садочке»;
4. Исполнение вокализом или с подтекстовкой тем прослушиваемых произведений:
М. Мусоргский «Прогулка» из цикла «Картинки с выставки»
П. Чайковский II часть Симфонии № 4
|
|
П. Чайковский «Ноябрь» из цикла «Времена года»
«Вальс снежных хлопьев» из балета
«Щелкунчик».
Песни
Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (двухголосие)
Русская народная песня «Я на горку шла» (двухголосие)
Русская народная песня «Как пошли наши подружки» (двухголосие)
Русская народная песня «Я с комариком плясала» (двухголосие)
в обработке Н. Владыкиной-
Бачинской
Тропарь на Рождество Христово
П.Чайковский «Мой Лизочек»
В. Ренёв «Белая дорожка»
М. Яковлев «Зимний вечер»
Е. Ботяров «Конек-Горбунок»
Н. Римский-Корсаков «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Г. Крылов «Собака-забияка»
Музыкально-пластическая деятельность
1. Продолжение освоения элементов русской пляски: хороводный шаг, шаг с притопом, а также разучивание новых элементов: переменный шаг, полуприсядания с выставлением ноги на пятку. Эта рабта проводится на материале разучиваемых русских народных песен.
2. Пластические этюды и импровизации, театрализации, сюжетно-образные игры:
М. Мусоргский «Баба-Яга»
П. Чайковский «Баба-Яга»
«Ноябрь»
«Декабрь»
«Китайский танец», «Трепак» из балета «Щелкунчик»
А. Лядов «Я с комариком» из сюиты «Восемь русских
народных песен для симфонического оркестра»
Исполнение ритмической артитуры на элементарных музыкальных инструментах:
Русская народная песня «Я с комариком»
Вокальная импровизация
1. Импровизация в стиле русской народной протяжной песни в форме периода.
2. Импровизация на предложенный текст:
А. Пушкин «Зимняя дорога»
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
Н. Некрасов «Мороз-воевода»
И. Бунин «Первый снег»
3. Освоение варьирования как принципа развития музыки в процессе импровизации. Сочинение вариантов предложенной мелодии. Сочинение подголосков в русских народных песнях.
III ЧЕТВЕРТЬ
Темы: «Что за прелесть, эти сказки!» (А. Пушкин)
«Русские обряды и праздники»
Третья четверть начинается продолжением знакомства с музыкальными сказками. Первая сказка – «Кикимора» А. Лядова. Кикимора, пожалуй, самый загадочный персонаж русских народных сказок, поэтому перед прослушиванием важно рассказать детям о Кикиморе, прочитать фрагменты русских народных сказок. Подготавливая прослушивание, знакомим детей с основными темами «сказочной картинки» А. Лядова, сопровождая показ тем, их краткий анализ, чтением программы произведения, основанной на фрагменте из книги И. Сахарова «Сказания русского народа».
Слушая музыкальную картину Н. Римского-Корсакова «Три чуда», полезно провести самостоятельную работу по определению характера и содержания музыки, жанра, солирующих тембров инструментов симфонического оркестра, регистра и других выразительных средств музыки в форме игры «Мы – композиторы». До прослушивания музыки Н. Римского-Корсакова дети как бы «сочиняют» ее: предлагая варианты содержания и характера музыкального образа (отвечая на вопрос: «Какая по настроению, по характеру должна звучать музыка?»). Следующий этап игры: «Как обеспечить необходимое звучание музыки?». Дети предлагают определенный жанр (марш – во втором чуде), темп, регистр (великаны большие, голоса у них низкие), тембр («военный» оркестр, т.е. звучание духовых инструментов), лад (музыка яркая, уверенная), динамику. После прослушивания (а с каким необыкновенным вниманием слушают дети в подобной ситуации!) выясняется, что музыка во многом звучит также как дети сами «сочинили», а что-то композитор сочинил по-своему. Сравниваем, анализируем, выясняем что и почему. Обязательно использовать сказку А. Пушкина, которую дети читают на уроках чтения.
|
|
Знакомство с русскими обрядами и русскими народными обрядовыми песнями начинается с Масленицы. Целесообразно в рамках знакомства с различными обрядами ввести на уроках элементы театрализации, включив детей в обрядовую игру.
На уроках третьей четверти дети знакомятся с обрядовой сценой «Проводы Масленицы» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», а также с балетом И. Стравинского «Петрушка», действие которого происходит на масленичной неделе в Петербурге. Величина и количество фрагментов из оперы и из балета определяется учителем. Фрагменты из балета «Петрушка» - прекрасный материал для детального анализа с точки зрения музыкального языка, особенно тембра, гармонии и освоения формы фактурно-тембровых вариаций. В связи с рассказом о различных обрядах необходимо подобрать соответствующий иллюстративный материал, в том числе и картины русских художников, в частности, две картины «Масленица» Б. Кустодиева, более известную желательно тщательно проанализировать как «звучащую» картину перед слушанием, вводя детей в тему.
В марте дети знакомятся ещё с одним жанром русской народной песни – с частушкой. Дети слушают, сочиняют частушки, на заданную мелодию, а затем слушают «Озорные частушки» Р. Щедрина и фрагмент финала первого концерта для фортепиано с оркестром, где ярко интерпретированы интонации частушек и даже манера их исполнения, а затем № 13 «Страшенная баба» из «Перезвонов» В. Гаврилина, где эти интонации звучат более опосредованно. Думаю, что стоит напомнить и прослушанные фрагменты из балета И. Стравинского «Петрушка», и с позиции интонационного анализа сравнить музыку Р. Щедрина и И. Стравинского, найти то общее, что объединяет эти произведения.
В конце четверти, завершая праздничную картину народных гуляний, предлагаю познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами, их тембрами, приёмами игры, познакомить с тембром оркестра русских народных инструментов, показать слайды или рисунки различных народных музыкальных инструментов.
|
|