Значимость образования

Личностная (в интересах личности) Социальная (в интересах общества и государства)
1. Является средством развития человека на протяжении всей жизни 2. Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различных сферах 3. Образование вводит человека в культурную жизнь общества, приобщает его к достижениям цивилизации 4. Образование позволяет человеку точнее ориентироваться в сложных условиях современной жизни 5. Институт образования является одним из основных каналов социальных мобильности   1. Образование способствует ускорению экономического развития. Высококвалифицированные специалисты укрепляют экономическую безопасность государства, являются интенсивным фактором экономического роста 2. Образование способствует социальной стабильности, снижению социального напряжения. Хорошо образованный человек лучше знает и точ­нее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, осознает важные для себя преимущества эволю­ционного развития. 3. Образование способствует укреплению демократического общества, воспитанию гражданского сознания, помо­гает людям осознанно подходить к оценке основных доку­ментов различных партий и определять свое отношение к их политике. 4. Способствует укреплению обороноспособности, которая во многом зависит от уровня и качества образования солдат и комсостава. 5. Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди участвуют в массовом движении, охватившем весь мир, для предотвраще­ния экологических катастроф.  

Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов:

1. органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.);

2. нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ “Об образовании” и др.);

3. образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.);

4. образовательные объединения (научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы и т.д.);

5. учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.);

6. образовательные концепции, программы, стандарты;

7. учебную и методическую литературу, периодические издания (журналы, газеты и т.п.).

 

 

Мораль нравственная культура.

Этика – специализированная философская наука, предметом изучения которой является целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества. (Наука о морали и нравственности)

Мораль – это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе.

- Сущность морали воплощена в «золотом правиле»: посту­пай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе (другой вариант: не делай друго­му того, чего себе не желаешь).

- Требования морали распространяются на всех людей, не допускают никаких исключений.

- Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни — в тру­де, в быту, в политике, в личных, семейных, во внутригрупповых, в международных, межнациональных отношениях.

- Мораль связана с другими социальными нормами (особен­но с правом), но существенно от них отличается.

1. У морали нет каких-либо специальных учреждений (как у права), которые могут утверждать и контролировать моральные нормы.

2. Мораль­ные правила передаются от поколения к поколению, проводятся в жизнь и контролируются только силой повседневной привыч­ки, общественного мнения, а главное — силой развитых в че­ловеке убеждений, чувства долга, силой его личной совести.

3. Выполнение моральных требований может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности.

4. Мо­ральный авторитет человека (его влияние, уважение к нему) не связан ни с его должностью, ни с его властью, ни с его обще­ственным положением. Он целиком зависит от его личных мо­ральных качеств.

Содержание морали

1. Моральные (этические) категории – фундаментальные понятия морали: добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, счастье.

2. Прин­ципы морали (гуманность, справедливость, взаимность, ми­лосердие, великодушие, терпимость и др.) — это исходные по­ложения, на основе которых строится вся мораль, все мораль­ное поведение человека. Они раскрывают содержание морали в обобщенном виде, дают человеку основные направления его поступков и служат опорной базой для частных, конкретных правил поведения.

3. Нормы морали (или заповеди морали) — это и есть частные правила, которые абсолютно определенно, в импера­тивной (повелительной, категорической) форме предписывают человеку общеобязательный порядок поведения: «уважай стар­ших», «не убивай», «не лги», «не воруй», «не завидуй», «не клевещи», «относись к другому по-братски» и т. д.

 

Нравственность (нравственная культура)– степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

- У морали есть свое противоречие. Человек способен нарушить любые моральные правила, хотя отлично знает их, знает, что должен поступать по-доброму, справедливо, гуманно, а поступает зло, несправедливо, преступно. Вот этот разрыв между «знаю, как надо», но «поступаю, как хочу», т. е. между должным и реаль­ным поведением, и есть основное противоречие.

В повседневной жизни реализация нравственных норм и требований встречает ряд трудностей и препятствий.

Это связано

1. С низ­кой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.).

2. С тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведе­ния. Эгоистические груп­повые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план требования морали.

3. С отсут­ствием у личности собственного нравственного переживания, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других лю­дей и целых социальных групп (в этике такое явление на­зывается параличом сопереживания).

Огромную роль в развитии нравственной культуры лич­ности играет разнообразие и богатство ее жизненных связей и интересов, ее способность не ограничивать себя узким кру­гозором непосредственного и практически необходимого. Мир художественной литературы и художественной культу­ры в целом раздвигает горизонты личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: