Особенности художественно-эстетического развития детей пятого года жизни

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Основная часть. Теоретические основы художественно-эстетического развития детей пятого года жизни в процессе приобщения к театрализованной деятельности………………………………………………………………………6

1.1. Особенности художественно-эстетического развития детей пятого года жизни………………………………………………………………...……….……6

1.2. Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей пятого года жизни……………………………..16

Заключение……………..……………………...…………………………………25

Список литературы………………………………………………………………46

 

Введение

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется ее значимостью в воспитании ребенка-дошкольника. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, играет важную роль в формировании характера, а также в развитии хорошего вкуса детей. Одним из средств художественно-эстетического развития детей является театрализованная деятельность. Она развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образов. Формировать личность в плане художественно-эстетического развития важно в наиболее благоприятном для этого возрасте. Пятый год жизни является сензитивным для художественно-эстетического развития дошкольников, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы развития ребенка.

Вопросы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста рассматривали многие отечественные психологи и педагоги (Ветлугина Н. А., Кабалевский Д. Б., Неменский Б. М., Поддъяков Н. Н., Сухомлинский В. А., Ушинский К.Л. и другие). По их мнению, представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Современные авторы (Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Еламанова С.А., Мендаякова К.М., Оразалиева М.А., Праслова Г.А., Сулейменова Б.Р) считают особенно ценным комплексный метод в изучении искусств, утверждают, что для гармонического развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Именно в театрализованной деятельности есть возможность сочетания их всех.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов и методистов: Л.А. Артёмовой, М.Л. Бочкарёвой, А.А. Ворошниной, Н.А. Карпинской, Е.А. Николаичевой, Л.С. Фурминой, Л.Г. Сигуткиной, А.П. Реуцкой, И.М. Медведевой, Т.Л. Шишовой и других. Большинство авторов отмечают, что театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка.

При решении заявленной проблемы выявляется противоречие между значением художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста, и тем, что воспитателями недостаточно используются научно обоснованные методы реализации данной задачи. Педагоги дошкольных организаций недооценивают возможности художественно-эстетического развития детей пятого года жизни средствами театрализованной деятельности, что подтверждает актуальность данного исследования.

Тема исследования: «Художественно-эстетическое развитие детей пятого года жизни в процессе приобщения к театрализованной деятельности».

Цель исследования: выявить возможность художественно-эстетического развития детей пятого года жизни в процессе приобщения к театрализованной деятельности.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития детей пятого года жизни.

Предмет исследования: методы работы по художественно-эстетическому развитие детей пятого года жизни в процессе приобщения к театрализованной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс художественно-эстетического развития детей пятого года жизни будет успешным, если:

- охарактеризовать процесс и определить особенности художественно-эстетического развития у детей среднего дошкольного возраста;

- определить методы работы по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности;

- проводить данную работу в тесном сотрудничестве с родителями.

Задачи исследования:

1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать процесс и определить особенности художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста.

3. Определить методы работы по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста при организации театрализованной деятельности.

4. Разобрать и апробировать серию мероприятий, направленных на художественно-эстетическое развитие детей пятого года жизни в процессе приобщения к театрализованной деятельности.

Методы исследования:

- теоретический (анализ, систематизация и обобщение информации по проблеме исследования);

- эмпирические (наблюдение, анкетирование родителей, педагогический эксперимент);

- статистические (математическая обработка количественных данных по результатам диагностики детей).

Практическая значимость исследования состоит в том, разработанные в рамках выпускной квалификационной работы материалы могут быть использованы студентами колледжа на производственной практике и молодыми воспитателями дошкольных образовательных организаций.

База опытно-практической работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» общеразвивающего вида села Ахмерово муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан.

 

Глава I. Теоретические основы художественно-эстетического развития детей пятого года жизни в процессе приобщения к театрализованной деятельности

Особенности художественно-эстетического развития детей пятого года жизни

Творческие способности относятся к специфическим человеческим способностям. Б.М. Теплов под творческими способностями понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, уже имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения. Давая определение способностей, Б.М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Б.М. Теплов пишет, что следует говорить не об одаренности вообще, а об одаренности только в чем-нибудь, в какой-нибудь деятельности. Понятие «одаренность» должно быть соотнесено с «конкретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики». Автор здесь же ставит вопрос о том, что одаренность еще не обеспечивает успеха в выполнении деятельности, а создает только возможность в его достижении. Само успешное выполнение деятельности зависит не только от одаренности, но и от овладения необходимыми навыками и умениями. Акцент на индивидуальных различиях между людьми по их способностям вовсе не означал отрицания возможности человека развивать в себе «все общественно-необходимые свойства». По Б.М. Теплову, главная задача психологических исследований состоит в обнаружении в способностях людей качественных различий. В этой же работе Б.М. Теплов выдвигает положение о том, что успешное творческое выполнение деятельности может быть достигнуто психологически различными путями [24].

В.Д. Шадриков творческие способности определял, как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [6, с. 53].

Л.А. Большакова под творческими способностями понимала сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности [6, с. 103].

О.И. Мотков под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях [6, с. 260].

Нет единства и в определении структуры творческих способностей. Е.Н. Туник таковыми называл любознательность, воображение, сложность и склонность к риску. В.Н. Дружинин компонентами творческих способностей называл интеллект, обучаемость, способность к преобразованию знаний. А.М. Матюшкин в структуре творческих способностей выделял высокий уровень познавательной мотивации, высокий уровень исследовательской творческой активности, гибкость мышления, беглость мышления, способность к прогнозированию, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [5, с. 65].

Л.Г. Карпова выделяла в структуре творческих способностей когнитивный, эмоциональный, мотивационный компонент. Г. В. Терехова отмечала такие компоненты, как творческое мышление, творческое воображение, творческая деятельность.

А.Я. Пономарев отмечает, что творческие способности – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

В философском словаре определение также подчеркивает, что творческие способности – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирование новых комбинаций, знаний, умений, продуктов [12, с. 56].

Новый аспект характеристики творческих способностей выделяет В. Б. Косминская. Творческие способности – определенные качества, создающие новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение.

Об общественной ценности творческих способностей, его продукта говорится в трудах Б.М. Теплова, то есть творческие способности в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности [2, с. 70].

Г.Г. Кравцов предлагает рассматривать творческие способности как способ существования личности.

Интересными в этом плане являются мысли Г.И. Иванова говорит, что творческие способности – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто не осознаваемая нами. Чем дальше во времени, тем больше радиус творчества, нужно иметь и решать все больше вопросов. И.П. Волков утверждает, что единственно правильного, объективного толкования творческих способностей, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творческих способностей настолько многообразны, что четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя. Творческие способности индивидуальны, художественно проявляются хотя бы в минимальном отсутствии образца [10, с. 43].

Л.С. Выготский определяет творческие способности как те способности, которые создают нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [11, с. 28].

Суммируя данные определения, можно сделать вывод, что творческие способности – это индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в своеобразном, неповторимом мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе продуктов, новых способах осуществления привычной деятельности. Творческие способности являются довольно сложным процессом и доступными только человеку. Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности среднего дошкольника формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет [12, с. 23].

Как считает В.Н. Белкина, средний дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок 5-7 лет способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения и т. п., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Творческие способности наиболее ярко проявляются в специфически детских деятельностях: конструировании, рисовании, лепке, музицировании, театрализации. Среднего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, способность к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности [14, с. 105].

Средний дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.

У средних дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все. Не надо стремиться к точному воспроизведению героя. Главное – передать его индивидуальность. Тем самым среднийий дошкольник воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру [21, с. 56].

С психологической точки зрения средний дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущих творческих способностей [21, с. 27].

Структура творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческих способностей среднего дошкольного возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий [23].

Важным условием развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольной организации и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Освоение творческих способностей немыслимо без общения с искусством [7, с. 97].

Одним из важных факторов творческих способностей детей среднего дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами [16, с. 57].

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться [16, с. 58].

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше [16, с. 58].

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу [16, с. 59].

Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься [16, с. 59].

Известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения [17, с. 54].

Но не только от создания условий зависит формирование творческих способностей. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей.

Ведущей является зависимость, воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности [18, с. 103].

Известный отечественный психолог А.Н. Лук выделил следующие виды творческих способностей: видеть проблему там, где её не видят другие; сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы; применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой; воспринимать действительность целиком, не дробя её на части; легко ассоциировать отдалённые понятия; памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту; гибкость мышления; выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки; включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний; видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; лёгкость генерирования идей; творческое воображение; доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [20, с. 36].

По мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева именно в среднем дошкольном возрасте появляются новые для ребенка способности – творческие. Обусловлено это с одной стороны развитием произвольности воображения и расширением его возможностей, а с другой стороны – развитием мышления, позволяющего обрабатывать образы, рождаемые воображением. Своеобразие детского творчества состоит в том, что он дает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как это было ранее. Особенностью творческих способностей является то, что многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться. Н.Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать, как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста [21, с. 108].

В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определением, структурой, условиями и методами развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте. Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений. Одной из основных психолого-педагогических задач по развитию творческих способностей в среднем дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается старшими дошкольниками в театрализации [26].

Объединив все определения можно сказать, что творческие способности у средних дошкольников – это быстрота, то есть способность высказывать максимальное количество идей; гибкость, значит высказывать широкое многообразие идей; оригинальность, то есть способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми) и законченность, значит совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС ДО говорится, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность [22].

В законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена еще одна социально значимая для современного общества задача – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

В практике дошкольных образовательных учреждений наметилась тенденция усиления внимания педагогов к развитию творческих способностей у дошкольников. Одна из задач, находящихся в поле зрения методистов и психологов – совершенствование способов личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, способствующего раскрытию творческих способностей старших дошкольников. Так же, создание условий для выявления и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Задачи, которые ставят программы для развития творческих способностей средних дошкольников: разработать систему мониторинга для выявления и развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста; выявить детей с предпосылками творческих способностей; составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения детей; скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в развитии творческих способностей; разработать план мероприятий для развития творческих способностей средних дошкольников. Год от года заметно активизируется процесс использования программ воспитания и обучения, в которых наиболее целостно и полно выражаются идеи развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. К ним относятся такие программы, как «Развитие» Л.А. Венгера, «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Детство» В.И. Логиновой, «Золотой ключик» Г.Г. Кравцова. Однако, несмотря на одобрение и принятие подобных программ педагогами-практиками, их реализация не всегда успешна, в первую очередь из-за отсутствия диагностических мероприятий по выявлению у средних дошкольников творческих способностей [17, с. 54].

Таким образом, творческие способности для детей среднего дошкольного возраста предполагают наличие у него мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Делая вывод по первому пункту, мы можем сказать, что творческие способности – это индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в своеобразном, неповторимом мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе продуктов, новых способах осуществления привычной деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: