Содержание технико-тактической подготовки керлеров

Длительность соревнования. Официальные соревнования обычно включают в себя большое количество игр. Сначала проводится круговой турнир 9-11 игр, затем финальные 2-4 игры в зависимости от системы розыгрыша финала. В среднем турнир занимает 8-10 дней.

Большая продолжительность матча. Матч (с раскаткой и перерывами) длится около трех часов, разрешается проводить две игры в один игровой день. Игроки проводят на льду 3-6 часов в день в условиях низких температур, чередуя работу высокой интенсивности с паузами.

Меняющиеся параметры льда. Данные параметры (по скорости и траектории скольжения кёрлинговых камней) в процессе игры изменяются несколько раз. Обычно говорят, кто первый «прочитает» лед - та команда и победит. Есть прогнозируемые изменения льда, в начале игры лед медленнее (после забрызгивания), к концу энда уже стандартная для данного льда скорость, к концу пятого энда лед становится опять медленнее из-за стирания «паблов».

Существенное влияние ошибки любого игрока на исход энда, а иногда и всей игры. Поэтому игра строиться на том чтобы создать для противника на площадке ситуацию заставляющую его использовать более сложные, рискованные броски которые могут повлечь техническую ошибку. Надо уметь выжидать и использовать ситуацию.

Объемная информация которую должны запоминать и удерживать в памяти все игроки в процессе игры. Параметры льда, особенности камней, какой энд, какой счет, какой камень в энде разыгран, какая стратегия на данный энд запланирована. Все это позволит игрокам точно выполнить свой бросок с вероятной ошибкой в «лучшую» сторону.

Высокая ответственность скипа перед командой, тренером за правильное решение в определении задания своим партнерам и выполнении своих, последних в энде, бросков от которых зачастую и зависит исход энда и игры в целом. В керлинге есть определенные алгоритмы розыгрыша тех или иных эндов с планируемым счетом: 0:0, +1, +2 и больше, на -1. Это наиболее часто принимаемые тактические игровые установки. Каждая установка предполагает свое начало. Если первый камень сыгран с ошибкой необходимо менять стратегию энда. Игроки имеют возможность обсудить варианты продолжения игры со скипом, но окончательное решение принимает скип.

Большая вариативность, бросков камня по силе и линии. Каждый игрок в команде должен владеть большим набором технических приемов выпуска камня и четко представлять когда и какой бросок использовать.

Умение принимать совместные решения и выполнять их в условиях стрессовых ситуаций.

Очень часто в ситуации, когда спортсмены не верно поняли лед они принимают решение о выполнении более сильного (с большей скоростью) броска думая что вероятность ошибки будет меньше, на самом деле такие камни совершенно не корректируются свипом и даже малейшая ошибка по линии (несколько градусов) приводит к большой на расстоянии 40 метров.  

Движение камней по площадке могут быть различными – без касания других камней, с их перемещением или выбиванием. Керлинг содержит большое разнообразие тактических комбинаций (Lukowich E., 1986; Turnbull R., 1988, U.Malberg, 1993, Schmidt R., 1994, Задворнов К.Ю., 1999, 2006).

Керлинговый матч, по мнению специалистов (Danieli O., 1987; Задворнов К.Ю., 1999, 2006; Мельников Д.С.,2006) является соревнованием двух команд в точности проведения определенного количества розыгрышей «своих» «камней». Розыгрыш камня включает три этапа: 

Постановка задачи - «скип» – разыгрывающий команды, находящийся в «доме», определяет цель проведения розыгрыша, осуществляет выбор вида броска камня с конкретизацией параметров его движения (скорость и траектория скольжения, направление вращения). Скип ставит щетку в доме, она является мишенью для выпуска камня, показывает игроку направление вращения камня и задает скорость выпуска;

Бросок камня - один из игроков команды в соответствии с заданием скипа должен выехать с камнем строго в направлении щетки с заданной силой и выполнить плавный выпуск камня с нужным направлением вращения.   

«Ведение» камня по площадке - игроки команды выполняют свипинг – натирание льда специальными щетками при сопровождении движущегося камня, выпущенного их партнером для поддержки траектории скольжения и продлении пути его движения, если это необходимо.

По мнению специалистов, ведение движущегося камня является важной составной частью розыгрыша камня. Обычно скип и игрок выполнивший бросок смотрят начальную линию движения камня при выпуске. Затем скип и игроки обмениваются информацией о предполагаемой скорости движения камня (Turnbull R., 1988, U.Malberg, 1993, Schmidt R., 1994, Задворнов К.Ю., 1999, 2006).

Свиперы обычно используют секундомеры, постоянно берется время на отрезке площадки «back line – hog line», это позволяет игрокам, с определенной степенью достоверности, определить конечную точку движения камня. Скип определяет предполагаемую траекторию движения камня и при необходимости корректировки ее по линии или силе дает команду свиперам выполнять игроки. Скип ведет камень «голосом», он сообщает об ошибке по линии скольжения камня. При ведении камня огромное значение приобретает способность игроков к коммуникации. Между игроками постоянно должна быть двухсторонняя связь и обмен информацией. Игроки не должны бояться ошибиться в оценке конечной точки движения камня.

Игроки команды выполняющей бросок должны постоянно сообщать скипу как движется камень. Они обязаны несколько раз назвать предполагаемую скорость и имеют право изменить свою первичную оценку скорости, но не должны молчать. Этот раздел также является неотъемлемой частью тактической подготовки игроков.

Специалисты относят кёрлинг, как спортивную игру, группе ситуативных видов спорта, где постоянное изменение игровых ситуаций предполагает гибкую смену и разнообразие двигательных программ (Мельников Д.С., 1997, 1998; Задворнов К.Ю., 1999, 2006). В спортивных играх большое значение имеет интеллектуальная ориентировочная деятельность спортсменов, умение постоянно «видеть поле», выделять и анализировать наиболее существенные признаки игровой ситуации, на основании которых принимать тактическое решение игровой задачи. Переработка информации в спортивных играх имеет первостепенное значение. Для достижения успеха спортсмены должны обладать хорошо развитой способностью к ориентировке и тактическому мышлению, которое является специфическим видом оперативного мышления (Алексеев Ж.Б., Серова Л.К., 1998).

Кёрлинг – игровой и, в то же время, «бесконтактный» вид спорта. В данном виде спорта нет специальных технических приемов, тактических взаимодействий игроков, направленных на овладение предметом игры. Невозможно создавать помехи для движения камня воздействовать на игрока из команды соперника с целью получения зачетных очков. Сведены к минимуму и возможности тренера в управлении игрой команды. При этом большое значение имеет деятельность скипа, который ведет тактический рисунок игры.

Соревнования скипов напоминают игру в шахматы, давая задание на первый бросок скип должен знать что он хочет получит в конце энда и игры. При равном уровне исполнения технических приемов, первостепенное значение для победы имеет преимущество одного из соперников в стратегическом и тактическом отношении.

Соревновательная деятельность в данном виде спорта включает в себя периодическое выполнение точностных прицельных действий, связанных с выпуском спортивного снаряда на реальный ориентир с его скольжением по поверхности игровой площадки (20 бросков за матч каждым игроком). Технико-такические действия поочередно выполняются каждой командой, при этом противодействие со стороны соперника исключается (Мельников Д.С., 1997, 1998, 2006; Задворнов К.Ю., 1999, 2006).

Кёрлинг является командным видом спорта, розыгрыш камня представляет собой результат командного взаимодействия (Schmidt R., 1994; Sinclair R., 1999; Задворнов К.Ю., 1999, 2006; Мельников Д.С, 2006, Мельников С.П., 2006). Победу в керлинге обеспечивает сочетание индивидуальных и групповых действий.

Специфические требования к спортсменам связаны и с условиями керлинга. Соревновательная деятельность в керлинге связана с достаточно длительным (более двух часов) пребыванием на игровой площадке с ледовым покрытием в условиях пониженной температуры окружающей среды. Игроки периодически выполняют высокоинтенсивную специфическую двигательную деятельность – натирание ледовой поверхности керлинговой щеткой в сочетании с передвижением, осуществляемое в режиме максимальной мощности (60 или 40 раз за матч в зависимости от игрового амплуа).

Техника выпуска камня постоянно совершенствуется и претерпевает существенные изменения. В настоящее время в процессе подготовки сборных команд России была экспериментальным путем выработана оптимальная, высокоэффективная техника выпуска керлингового камня которая получила высокую оценку у специалистов всего мира.

Результатом когнитивной и выполняемой на ее основе двигательной деятельности спортсмена является эффективный бросок кёрлингового камня.

Критериями точного выполнения броска кёрлингового камня выступают (Schmidt R., 1994; Sinclair R., 1999; Сепсяков В.А. с соавт, 1997, 1998, 1999; Мельников Д.С.,2006):

- точность остановки камня в заданной точке площадки;

- точность траектории движения камня;

- точность попадания в другой камень с необходимым усилием, под необходимым углом и с необходимым вращением;

- угол движения, направление вращения и длина пути камней после попадания камня в камень, находящийся на площадке.

Точность выполнения броска, как индивидуального тактического действия, зависит от следующих параметров:

- точность выпуска камня на установленный ориентир – щетку скипа;

- оптимальность усилия, сообщаемого камню в момент его выпуска игроком;

- количество вращений, задаваемых камню игроком при его выпуске.

Так, для того, чтобы показать высокий спортивный результат, керлингист должен обладать умением выполнять сложную систему перцептивных, моторных и аналитических познавательных действий. Они выражаются в способности придавать спортивному снаряду необходимую скорость скольжения, так, чтобы он остановился в нужной точке; выпускать снаряд со скольжением под необходимым углом с необходимой скоростью движения, так, чтобы он попал в находящийся на игровой площадке другой снаряд и переместил (или выбил) его в необходимом направлении (Задворнов К.Ю., 2004; McMillan H., 1999; Schmidt R., 1994).

           Исследование спортивно-важных качеств в керлинге

Обобщая мнение ряда специалистов кёрлинга, можно отметить, что задачами индивидуальной технико-тактической подготовки спортсменов-керлингистов являются:

-   овладение техникой броска спортивного керлингового снаряда;

-   совершенствование способности спортсмена к управлению точностными двигательными действиями;

-   овладение «ситуационной техникой» при реализации различных вариантов броска керлингового камня;

-   достижение стабильности точного выполнения бросков камня на протяжении матча (формирование помехоустойчивости при выполнении бросков);

- расширение диапазона тактических знаний, овладение навыками их реализации;

- развитие игрового тактического мышления.

Овладение техникой броска кёрлингового камня предусматривает овладение разными фазами броска, в число которых входит:

-   исходное положение;

-   подготовительные действия перед отталкиванием от колодки;

-   отталкивание от колодки;

-   скольжение со спортивным снарядом;

-   выпуск спортивного снаряда на поставленный ориентир с его вращением в ту или иную сторону.

К.Ю.Задворнов (1999, 2006) отмечает, что овладение техникой броска керлингового камня предусматривает формирование у спортсмена ряда способностей:

* формировать двигательную программу выполнения броска по пространственным, временным и динамическим параметрам;

* вносить оперативную коррекцию в параметры выполнения броска камня по ходу осуществления броска;

* вносить отставленную коррекцию в параметры движений при формировании двигательной программы для выполнения следующего броска камня.

 

ВЫВОДЫ

Исследование и анализ специальной литературы определили высокую значимость результатов статистической оценки параметров технико-тактических действий спортсменов в процессе подготовки. К наиболее значимым технико – тактическим действиям в процессе игры можно отнести броски.

Управление подготовкой команды, на основе сравнительных показателей эффективности технических действий и результативности выступления, в первую очередь требует совершенствования тактической подготовки, так как уровень технической подготовки не уступает показателям ведущих команд мира. Целесообразно строить соревновательный процесс так, что бы к выходу в плей – офф не снижалась физическая работоспособность спортсменок. Опыт, полученный во время соревнований, формирует тактическое мышление у спортсменов, позволяя им добиваться более высоких результатов.

 

 

                                                                         

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрианова, О.А. Технико-тактическая подготовка керлингистов с учетом сенсомоторных и перцептивных характеристик / Ольга Александровна Андрианова; Федерация керлинга России, г.Москва // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 11-15.

2. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - М.: Кнорус, 2015. - 368 с.

3. Гуляева И.В. Основы игры в кёрлинг. Методические рекомендации. – Вологда, ВоГТУ, 2013. – С.4-10.

4. Задворнов К.Ю. Теоретические основы индивидуальной подготовки спортсменов в спортивной игре в кёрлинг. Учебное пособие. – Спб, ГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1999. – С.8-20.

5. Задворнов К.Ю. Содержание соревновательной деятельности в кёрлинге В кн.: Основы спортивной игры в кёрлинг. Учебно-методической пособие - СПб., ГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 2006. – С.4-19.

6. Мельников Д.С., Некрасова Я.А., Задворнов К.Ю. О функциональной подготовленности спортменов-керлингистов. В кн.: Актуальные проблемы организации и методики подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Сборник научных работ. - М., Теория и практика физической культуры, 2000. - С.11-15.

7. Мельников, Д.С. Техника выполнения игровых действий в кёрлинге/ Д.С. Мельников // Основы спортивной игры в керлинг: учеб.-методич. пособие. –СПб.: СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта,2006,– с.29-44.

8. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. / В.Н. Платонов. – СПб.: Олимпийская литература, 2015. – 1432 с.: ил.

9. Солодков А.С., Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник/А.С.Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.:Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2011. - 520с.: ил.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: