Принципы организации технико-тактической подготовки волейболистов

Соревновательная деятельность характеризуется множественными показателями, по которым можно определять эффективность деятельности как одного спортсмена, так и команды в целом. Эти показатели – своеобразные критерии действий спортсмена. Поэтому учет этих действий позволяет не только отразить и восстановить процесс соревнования и поведения спортсмена и команды, но также планировать и корректировать дальнейшую подготовку.

Известно, что совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной техники [4, 5, 8].

В работе Э.Ю. Дорошенко 2006г. отмечается, что в структуре контроля соревновательной деятельности основными функциями является оценка выполнения освоенных движений, овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями в нападении и защите, эффективность применения изученного в процессе соревновательной деятельности волейболистов. Не менее важными составляющими является анализ и интерпретация количественных и качественных показателей, полученных в процессе соревновательной деятельности [12].

Спортивная техника – это сознательное, целеустремленное выполнение спортсменом движений и действий, направленных на достижение определенного эффекта в соревновательной деятельности [21].

В каждом виде спорта, в том числе и в волейболе, существует эталон наиболее совершенной техники. Этому эталону (как основе) и обучают студентов.

В теории и практике волейбола сложилась определенная классификация техники игры, состоящей из частей, взаимодействующих друг с другом.

По целевому признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты [10].

Техника нападения включает в себя технику перемещений (стойки и разновидности перемещений) и технику владения мячом (подачи, передачи для нападающего удара, нападающие удары и перебивания).

Стойки – приобретение готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема. Виды стоек: устойчивая и неустойчивая. В зависимости от предстоящих действий игрок выполняет стойку, рациональную для определенного вида деятельности. Для стоек характерно следующее положение: одна нога впереди, вторая чуть сзади, туловище слегка наклонено вперед, предплечья согнуты в локтевых суставах, ладони рук на уровне пояса, ноги переступают [18].

Перемещение – выбор места для выполнения технического приема. Подача – средство введения мяча в игру и средство нападения. По данным исследований, «чистый» выигрыш от подач составляет 7–10 %, при этом затруднение в приеме мяча с подачи имеет место в 35–60 % случаев.

Верхняя передача мяча. Передача (при тактической реализации как вторая передача) – технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара.

Нападающий удар (НУ) – технический прием тактики, заключается в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки

Техника защиты. Защитные действия волейболистов складываются из техники перемещений, стоек и техники владения мячом (прием мяча после подачи, от нападающих ударов и блокировании).

Блок – технический прием защиты, с помощью которого преграждают путь мячу, летящего после атакующих действий противника, с помощью поднятых рук над верхним краем сетки.

Основной принцип организации технико-тактической подготовки состоит в том, что необходимо не только совершенствовать технику и тактику ведения игры, но и комплексно развивать все физические качества и двигательные навыки. Основные двигательные качества - ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость. При любом виде движений проявляются двигательные качества и их комплекс. Однако преимущественное значение имеет один из основных видов движения, который является ведущим. В случае бега на короткие дистанции развивается быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость. В результате прыжков в длину и высоту развивается сила и выносливость, а также быстрота. Не смотря на то, что основное внимание необходимо уделять развитию ловкости, быстроты, гибкости, равновесия, все же не стоит забывать и о равномерном развитии силы и выносливости.

Под ловкостью понимают способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраиваться в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды в минимальные сроки [12]. Ловкость развивается в результате систематического выполнения новых упражнений, применения нового и разнообразного инвентаря, оборудования. В результате развития ловкости существенно возрастает пластичность нервной системы, улучшается координация движений, появляется способность к дальнейшему освоению новых и сложных видов движения. При помощи ловкости ребенок приобретает способность к выполнению большого разнообразия движений в меняющихся условиях окружающей среды. Необходимо выполнять упражнения, направленные на резкое переключение с одного вида движений на другой. Движения при этом заранее не обусловлены, выполняются максимально быстро, незамедлительно. При этом возникает необходимость быстро решать ряд двигательных задач, а также сочетать свои действия с действиями своих товарищей.

Под ловкостью понимаем физическое качество, которое возникает в результате выполнения упражнений, основной задачей которых является резкое изменение техники движений.

Быстрота представляет собой способность человека к выполнению движений в максимально короткие сроки. Быстрота легко развивается в старшем дошкольном возрасте, поскольку этот период характеризуется высокой пластичностью нервной системы, относительной легкостью образования и перестройки условных связей. Высокую эффективность имеют упражнения, направленные на ускорение, скорость, изменение темпа.

Высокоэффективными являются подвижные игры, в которых дети вынуждены выполнять упражнения с максимально высокой скоростью, к примеру, необходимость убегать от другого играющего, догонять другого участника. Также применяются такие упражнения, как бег к финишу, использование максимально медленного темпа бега, максимально быстрого, среднего. Применяются упражнения, направленные на совместное развитие силы и выносливости, к примеру, прыжки, метание, бросок при метании.

Под глазомером понимаем способность ребенка определять расстояние, применяя при этом зрение и мышечные ощущения. Глазомер развивается при выполнении любых упражнений и видов движений. Важно уделять внимание правильности выполнения упражнений: правильная постановка ноги при ходьбе, поддержание направления. При прыжках используется способность к попаданию ногой на доску. Важно, чтобы отталкиваясь, ребенок соблюдал выбранное направление, приземлялся в нужном месте [17]. Также при помощи глазомера ребенок приобретает способность к определению на глаз расстояния между участниками. Важную роль играют упражнения, направленные на измерение расстояния на глаз. Также при помощи глазомера измеряется расстояние между предметами, дистанции.

Под гибкостью понимаем способность к достижению максимальной амплитуды движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от многих параметров: состояние позвоночника, суставов, связок. Также для поддержания гибкости важна эластичность мышц. Развитию гибкости способствуют упражнения, направленные на повышение амплитуды движений. Общеразвивающие движения способствуют также развитию гибкости [17].

Под равновесием понимаем способность человека к сохранению устойчивого положения в ходе выполнения разнообразных движений и поз. Упражнения на равновесие выполняются на уменьшенной поверхности или на поверхности, приподнятой над землей. Благодаря равновесию ребенок приобретает способность к передвижению в помещении, на улице ровно, не соприкасаясь с другими предметами, не задевая их. Также при помощи равновесия в будущем человек имеет возможность справляться с различными видами работ, требующими равновесия.

На способность сохранять равновесие прямое воздействие оказывает состояние вестибулярного аппарата. Также равновесие зависит от состояния всех систем, от расположения общего центра тяжести. При выполнении упражнений центр тяжести смещается, и дети легко теряют равновесие. Поэтому необходимо приложить усилия к тому, чтобы восстановить нужное положение тела.

Равновесие может меняться также при выполнении упражнений на уменьшенной или приподнятой поверхности. Также равновесие развивается при выполнении упражнений, требующих значительных усилий и поддержания устойчивого положения.

Под силой понимаем степень напряжения мышц в результате их сокращения. Сила мышц может быть развита благодаря тому, что происходит увеличение веса предметов. Эффективны следующие упражнения: прыжки, преодоление сопротивления, парные упражнения. Применяют набивной мяч, мешочки с песком, фитболы. Необходимо использовать упражнения, направленные на мышцы – разгибатели. С учетом анатомо-физиологических особенностей дошкольников не стоит стремиться к достижению максимальных результатов. Нормы для прыжков в длину, в высоту также не должны превышать показатели нормы. Чрезмерные нагрузки могут оказать отрицательное воздействие на костную систему, состояние внутренних органов. Необходимо соблюдать интенсивность упражнений. Физическая нагрузка должна постепенно повышаться, масса предметов также должна постепенно увеличиваться.

Под выносливостью понимаем способность человека к выполнению физических упражнений. Развитию выносливости способствует большое количество повторений одного и того же упражнения. Нагрузка не должна быть однообразной, поскольку в таком случае возникает утомление. Динамические упражнения высокоэффективны.

Таким образом, в при организации технико-тактической подготовки волейболистов необходима комплексная техническая, тактическая подготовка, а также важно обеспечить ребенку полноценное и комплексное развитие основных физических качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: