18.05.2020
Введение
- 1 Характерные особенности периода
- 2 Периодизация
- 2.1 Искусство периода Революции и Гражданской войны
- 2.1.1 Политика правительства в отношении искусства; ленинский план монументальной пропаганды
- 2.1.2. Живопись и графика
- 2.1.3. Архитектура.
- 2.2 Искусство 1921—1941 годов
- 2.2.1.1 Особенности.
- 2.2.1.2 АХРР
- 2.2.1.3 ОСТ
- 2.2.1.4 4 искусства и ОМХ
- 2.2.2 Графика 1920-30 х
- 2.2.3 Скульптура 1920-30х
- 2.2.4 Монументальная живопись
- 2.2.6 Социалистический реализм
- 2.2.7 Живопись 1920-30 х годов
- 2.2.8 Архитектура 1920-30х
- 2.3 Искусство периода Великой Отечественной войны
- 2.3.1. Особенности
- 2.3.2 Плакат
- 2.3.3 Живопись
- 2.3.4.Графика
- 2.3.5 Скульптура
- 2.3.6 Архитектура.
- 2.4 Искусство послевоенного периода
- 2.4.1 Особенности.
- 2.4.2. Живопись
- 2.4.3. Графика
- 2.4.4. Скульптура
- 2.4.5. Сталинский ампир
Примечания.
Характерные особенности
· Идеологическое содержание начинает выдвигаться на первый план.
· Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс, оно должно быть понятно этими массами и любимо ими. Оно должно выражать чувства, мысли и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.
|
|
· Основные задачи советского искусства: служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало.
· Кроме того, важными понятиями были народность и многонациональность.
Ленинский план монументальной пропаганды и отношение правительства.
Важным аспектом политики правительства в области искусства стал вопрос музеев. В первые годы советская власть национализировала художественные музеи, частные собрания и коллекции (Третьяковская галерея, частные галереи Щукина, Морозова, Остроухова — в Москве, Эрмитаж, Русский музей и проч. — в Петрограде). Был национализирован московский Кремль, его соборы превращены в музеи, предприняты меры по охране памятников Звенигорода, Дмитрова, Коломны,
В 1918 году Ленин издал декрет «О памятниках республики». В нём оглашался план воздействия на народные массы с помощью скульптуры. За короткие сроки лучшими советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям революции и культуры. К сожалению, большинство из них не сохранилось из-за дешевизны примененных материалов..
Виды искусства, способные «жить» на улицах, в первые годы после революции играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания революционного народа». Поэтому наряду с монументальной скульптурой самое активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства.
|
|
Живопись. Графика.
В первые годы революции продолжали развиваться традиционные станковые формы. Многие из советских художников старшего поколения первых лет советской власти сформировались ещё в предреволюционные годы и «соприкосновение с новой жизнью было сопряжено для них с немалыми сложностями»
Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:
- художники, которые стремились запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком.
- художники, которые использовали более сложное, образное восприятие современности. Они создавали образы-символы, в которых пытались выразить свое «поэтическое, вдохновенное» восприятие эпохи в её новом состоянии.
Архитектура.
В военный период большинство архитекторов осталось без работы и занималось «бумажной архитектурой». Некоторые сотрудничали со скульпторами, создавая памятники (Л. В. Руднев, памятник «Жертвам репрессии» на Марсовом поле, 1917—1919).
Владимир Татлин в 1920 году создал свою знаменитую башню, которая стала символом нового направления в искусстве, выражением смелости и решительности исканий
Искусство 1921—1941 годов.
В советских учебниках этот период характеризовался как «Искусство в период борьбы за победу социализма и упрочение социалистического общества». 1921 год — дата окончания Гражданской войны, в советской историографии принимается за начальную точку отчёта. С этого времени в стране происходит восстановление хозяйства, реорганизация экономики по социалистическому принципу, разрушение старых привычных устоев быта. Все это нашло отражение в искусстве.
Особенности:
I. Сохранение художественного наследия прошлого
II. Расцвет агитационного массового искусства
III. Множество стилевых направлений
IV. Монументальное отражение классических традиций, новые символики и революц. Романтики.
АХРР
Особенности: Тематические выставки; приуроченные к знаменательным датам советской действительности.
I. Митрофан Греков. «Тачанка», 1925
II. И. И. Бродский, «В. И. Ленин в Смольном в 1917 году», 1930
III. Исаак Бродский («Выступление Ленина на путиловском заводе», «Ленин в Смольном»
IV. Георгий Ряжский («Делегатка», 1927; «Председательница», 1928)
V. портретист Сергей Малютин («Портрет Фурманова», 1922)
VI. Ефим Чепцов («Заседание сельячейки», 1924)
ОСТ
Общество художников-станковистов, основанное в 1925 году, включало художников с менее консервативными с точки зрения живописи взглядами, в основном, студентов ВХУТЕМАСа.
I. Вильямс «Гамбургское восстание») «Перед спуском в шахту»
II. А. Дейнека. «Оборона Петрограда», 1928
III. Лабас, Лучишкин («Шар улетел», «Я люблю жизнь»)
IV. Дейнека («На стройке новых цехов», 1925
V. Пименов («Тяжелая индустрия»)
Искусства и ОМХ
Общество «Четыре искусства» было основано художниками, входившими ранее в Мир искусства и Голубую розу, которые бережно относились к культуре и языку живописи. Самые видные члены объединения: Павел Кузнецов, Петров-Водкин, Сарьян, Фаворский и многие другие выдающиеся мастера. Для общества была характерна философская подоплека с адекватным пластическим выражением.
Особенности:
I. Утверждения реализма на основе достижений французской художественной школы: провозглашение приоритета художественного качества работы над сюжетом произведения.
Представители:
§ Архитектура: И.В.Шоптовский; В.А.Щуко; А.В.Щусев.
§ Скульптура: И.С.Ефимов; А.Т.Матвеев; В.И.Мухина
§ Живопись: П.В.Кузнецов; К.С.Петров-Водкин; М.С. Сарьян
§ Графика: В.А.Фаворский; А.И.Кравченко; А.П.Остроумова-Лебедева
Графика 1930-х годов
Особенности: Значение реалистической иллюстрации. Помимо иллюстрации, в технике гравюры получила распространение листовая гравюра — эстамп.
|
|
I. Игнатий Нивинский. ЗаГЭС. 1927. Цветной офорт, сухая игла.
II. «Ласточка». Иллюстрация Е. Кибрика к повести Р.Роллана «Кола Брюньон».
III. Кукрыниксы цикл к «Господам Головлевым», «Тоска» (1941)
IV. Фаворский использует технику гравюры на дереве: циклы иллюстраций к Пришвину (1933-35), «Слову о полку Игореве», дантовой Vita Nova, шекспировскому «Гамлету» (1940)
V. Д.А.Шмаринов –Иллюстрации к роману «Преступление и наказание»
VI. Кибрик получил известность литографиями к книге Ромена Роллана «Кола Брюньон» (1936), из которых особое распространение получил образ Ласточки, своего рода «Деревенской Джоконды»
VII. Лучшим циклом Герасимова считается рисунки чёрной акварелью к горьковскому «Делу Артамоновых»
В эти годы идеологическая политика государства вызывает к публикации ряд произведений народного эпоса, которые также обильно иллюстрируются: «Слово о полку Игореве», «Давид Сасунский», «Витязь в тигровой шкуре», «Джангар», затем «Манас». Ерванд Кочар создает рисунки тушью к «Давиду Сасунскому», Сергей Кобуладзе — иллюстрации к «Витязю в тигровой шкуре»; в своих работах они ориентируются на средневековые традиции, модернизируя их, приспосабливая к современному пониманию книги.
Скульптура 1920-30 х.
Особенности:Участие скульпторов в оформлении метрополитена, клубов, стадионов, советских павильонов международных выставок В.И.Мухина –проект памятника Горькому «Рабочий и Колхозница». Тяготение к монументальности
I. Сарра Лебедева- портрет Дзержинского (1925)
II. Александр Матвеев («Раздевающаяся женщина», «Женщина, надевающая туфлю»), а также знаменитый «Октябрь» (1927), где в композицию включены 3 обнаженные мужские фигуры — сочетание классических традиций и идеала «человека эпохи Революции» (атрибуты — серп, молот, буденовка).
III. И. Шадр. «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год»
IV. Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года
V. Андреев «Ленин-Вождь»
VI. И. Шадр. Памятник Максиму Горькому
VII. Вера Мухина формируется как мастер тоже в 20-е. В этот период она создает проект памятника «Освобожденный труд» (1920, не сохранился), «Крестьянка» (1927).
|
|
VIII. Иван Шадр статуи «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец»
Основная тенденция развития скульптуры этого периода — также тяготение к монументальности. Ясней всего их выражает творчество Веры Мухиной. Её работы этого периода — портрет доктора А. А. Замкова (1934-35) — мужа скульптора, а также архитектора С. А. Замкова (1934-35), который приводился советскими искусствоведами как пример «собирательного образа молодого человека 1930-х годов»[18]. В 1936 году в Париже состоялась Всемирная выставка, советский павильон для которой создал Борис Иофан. Мухина выиграла конкурс на создание статуи, которая по замыслу Иофана должна была его увенчивать — так появилась знаменитая скульптурная группа «Рабочий и колхозница», прославившая её имя. В конце 30-х она принимает участие в ряде конкурсов, в частности, создавая проект памятника молодому Максиму Горькому в переименованном в его честь Нижнем Новгороде. Также она выполняет ряд моделей и декоративных проектов для украшения новых сооружений — Москворецкого моста, статую «Родина» для Рыбинского узла канала Москва-Волга и проч.