Роль и задачи гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию чрезвычайных ситуаций (ЧС). Они уносят многие тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, в мгновение ока разрушают все то, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

Многие катастрофы оказали заметное влияние на развитие цивилизации и уязвимость человечества для них повышается. Сегодня это в значительной мере обуслов­лено стремительной урбанизацией территорий. По мнению многих ученых, стихийные природные бедствия считаются самостоятельной глобальной проблемой современности.

Наша республика считается одним из самых опасных регионов мира по величине вероятности возникновения ряда стихийных бедствий.

Основным источником опасности для всего сущего на Земле стала созданная человеком техносфера. Происходящие в ней аварии и катастрофы приводят не только к людским жертвам, но и к уничтожению окружающей среды, ее глобальной деградации, что, в свою очередь, может вызвать необратимые генетические изменения у людей.

Во второй половине 80-гг. угроза глобальной войны, тем более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать. Вместе с тем безудержные темпы усовершенствования военного вооружения, существующие очаги вооруженного противостояния в «горячих точках» мира оправдывают опасения возможной угрозы глобальной войны. Наличие у вероятных противников современных средств вооруженной борьбы, позволяющих нанести удары не только по вооруженным силам, но и по объектам, расположенным в глубоком тылу, доказывает необходимость организации защиты населения и экономики на всей территории страны.

В современной терминологии последствия стихий­ных бедствий, крупных техногенных аварий, катастроф и воздействия современных средств поражения называется «чрезвычайными ситуациями» или «чрезвычайными ситуациями мирного и военного времени».

Сегодня стало совершенно очевидным, что без принятия экстренных и энергичных мер в борьбе с чрезвычайными ситуациями мирного и военного времени ни одна страна и даже все человечество не смогут добиться устойчивого развития.

 

Роль и задачи гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

В мировой практике были испробованы различные системы, направленные на улучшение системы защиты населения и территории, на предупреждение, снижение масштабов последствий и повышение эффективности ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Образованная в 1958 году Международная Организация Гражданской Обороны (МОГО) развивает, укрепляет и связывает национальные службы обороны в странах, которых охватывает. МОГО - является авторитетной международной гуманитарной организацией. Во всем мире ежегодно 1 марта отмечается, как день создания МОГО. В 1976 году было подписано соглашение о размещении МОГО в Швейцарии.

Наша же республика является членом МОГО с 1993 года. Система Гражданской обороны республики также является членом таких важных международных организаций как «Частично открытое соглашение стран Европейского Совета по крупномасштабным авариям» и «Международного Совета стран СНГ по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера». Эти организации созданы с целью объединения усилий стран участниц в деле предотвращения и уменьшения последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Рассматривая историю формирования Гражданской обороны Азербайджанской республики должны отметить что, его основы были заложены в бывшем Советском Союзе. Это организация начала историю своего развития как Местная противовоздушная оборона (МПВО) и с 1961-года была преобразована в систему Гражданской обороны (ГО).

31 июня 1992 года принято считать днем создания Гражданской обороны независимой республики. В этот день Указом Президента Азербайджанской Республики утверждено «Положение о Гражданской обороне Азербайджанской Республики», в котором устанавли­ваются и определяются основные цели и задачи Гражданской обороны Азербайджанской Республики, обязанности органов государственной власти и управления, общественных организаций, должностных лиц и граждан республики по гражданской обороне.

Указом Президента от 18 апреля 1998 года вступил в силу Закон Азербайджанской Республики «О Гражданской Обороне». Закон и Положение о Гражданской обороне Азербайджанской Республики является основой для разработки соответствующих законодательных актов, директивных и нормативных документов, определяющих задачи, общие и особые обязанности всех территориальных и ведомственных органов гражданской обороны.

В Положении о ГО говорится: «Гражданская оборона Азербайджанской Республики является системой социальных и оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время на территории республики государственными, хозяйственными, военными органами управлениями с участием всех граждан в целях защиты населения и народного хозяйства от последствий стихийных бедствий, крупных аварии, катастроф и воздействия современных средств поражения».

Гражданская оборона организуется по территориаль­­­­но произ­водственному принципу на всей территории республики.

Задачи гражданской обороны разнообразны, объемны и сложны по содержанию.


 





Приложение 1

Общее руководство ГО Азербайджанской Республики осуществляется Президентом Азербайджанской Республики.

Непосредственное руководство ГО Азербайджанской Республики осуществляют:

- на всей территории республики - Премьер-министр республики;

- в городах, районах, селах и поселках - соответствующие главы исполнительной власти;

- в отраслях народного хозяйства - министры, председатели государственных комитетов, руководители ведомств:

- на объединениях и на объектах - их руководители или владельцы.

Выполнение этих мероприятий является неотъемлемой частью их должностных обязанностей со всей полнотой ответственности за состояние и ведение ГО.

В целях организации, планирования и контроля за выполнением мероприятий ГО на местах создаются штабы ГО. Основными задачами штабов ГО всех степеней являются организация и осуществление мероприятий по руководству ГО в пределах компетенции соответствующих территориальных и отраслевых органов.

Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 1995 гола в целях взаимодействия центральных и местных исполнительных органов при предупреждении и ликвидации стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий (при ЧС мирного времени) на территории республики создана Государственная Комиссия по Чрезвычайным Ситуациям (ГК по ЧС). (Приложение 2)

Состав ГК по ЧС:

- Председатель комиссии - заместитель Премьер- министра;

-Заместитель председателя комиссии -    предсе­датель комитета мелиорации и водного хозяйства;

-Члены комиссии - руководители и заместители руководителей 18-ти министров, госкомитетов, госкомпаний и управлений республики.

Функциональные и территориальные подсистемы ГК по ЧС создаются на всей территории республики, до объектов хозяйства включительно.

Для предупреждения чрезвычайных ситуаций и в случае их возникновения - обеспечение безопасности населения и уменьшения ущерба хозяйству Постановлением Кабинета Министров от 1992 года, создана Государственная Система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени (ГС по ЧС).

Функционирование ГС по ЧС заключается в планировании, подготовке и осуществлении мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС предусмотренных в трех режимах:

1. Режим повседневной деятельности - при обычных, нормальных условиях обстановки (при отсутствии ЧС);

   2. Режим повышенной готовности - при ухудшении нормальной обстановки, получении прогноза (данных) о возможности возникновения ЧС;

3. Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Руководство ГС по ЧС возложено на ГК по ЧС республики. Решения, принятые ГК по ЧС, являются обязательными для исполнения всеми органами управления, глав исполнительной власти, министерств, ведомств, организаций, предприятий и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

При возникновении чрезвычайных ситуаций из состава комиссии в зависимости от типа ЧС, эпидемий, стихийных бедствий формируются оперативные группы, на которых возлагается руководство ликвидации последствийЧС.

 

Оперативные группы формируются по четырем основным направлениям:

-при крупных производственных авариях на химически и взрывоопасных объектах;

-при землетрясениях интенсивностью, превы­шающей сейсмическую плотность строения района (жилого и промышленного массива);

-в случае аварии, катастроф на объектах железно­дорожного транспорта, с тяжелыми проявлениями для жизни;

 -в случае возникновения катастрофического затоп­ления.

Основными планирующими документами для действия по ликвидации последствий ЧС - это план Гражданской обороны мирного и военного времени. План разрабатывается во всех территориальных и ведомственных органах республики до объектов хозяйства включительно. Он составляется заблаговременно и дифференцированно, с учетом рационального использо­вания трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Гражданская оборона является всенародным делом и для выполнения ее мероприятий привлекаются все материальные резервы и население республики. В системе гражданской обороны объекты хозяйства играют важную роль.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: