Ремонт деталей и узлов горных машин

Установленная многолетней практикой технология ремонта некоторых деталей и узлов горных машин имеет свои особенности, нарушение которых приводит к браку или понижению качества ремонта. Рассмотрим особенности технологических процессов ремонта наиболее специфичных и наиболее, ответственных деталей и узлов горных машин.

Ремонт осей и валов.

 Валы и оси, имеющие трещины и следы деформаций от скручивания, подлежат замене.

Вмятины, царапины, не превышающие 2% общей площади шейки вала, устраняются за счет шлифовки шеек. Овальность, конусность, задиры шеек вала можно устранить путем проточки их с последующей шлифовкой, если уменьшение размеров шеек не превышает 5% их первоначального диаметра. Обработанные шейки должны соответствовать определенному классу чистоты поверхности, а конусность и эллипсность их должны быть в пределах допуска. Подшипники для восстановленных валов подбирают в соответствии с новыми их размерами. Поломанную щеку коленчатого вала, работающего с низкой частотой вращения, можно отремонтировать с помощью бандажа, насаживаемого на нее в горячем состоянии. Толщина бандажа должна быть равна примерно половине диаметра шейки вала. Более целесообразно поломанную щеку срезать на токарном станке, изготовить отдельно щеку несколько большего размера и напрессовать ее в горячем состоянии на проточенные шейки вала.

В процессе ремонта вала или оси необходимо проверить их прямолинейность. Проверку производят с помощью индикаторов, установив вал в центрах токарного станка или уложив на призмы. Максимально допустимый изгиб вала или оси не должен превышать 0,3 мм на 1 м длины при частоте вращения вала менее 500 об/мин и 0,2 мм при более высокой частоту вращения. Прогиб вала или оси на всю длину допускается не свыше двойного допустимого изгиба на 1 м их длины. При отсутствии в валах и осях других браковочных дефектов их подвергают правке в холодном состоянии под прессом при изгибе до 0,008 длины вала, а при больших изгибах — правке с нагревом. Для этого вал (ось) укладывают в подшипники выпуклостью вверх и плотно обкладывают асбестом, оставляя в районе наибольшей кривизны окно длиной 1,2 и. шириной 0,3 диаметра вала. Участок вала в окне равномерно и быстро нагреваю газовой горелкой до 550°С, а затем закрывают на 15 мин асбестом. Нагрев повторяют несколько раз до полного выправления вала. Затем вал подвергают отжигу путем нагрева до 200°С и выдержке при этой температуре в течение 1 ч, изолируют асбестом и охлаждают сжатым воздухом до 50°С, при этом вал должен вращаться непрерывно со скоростью 20— 30 об/мин.

При восстановлении геометрических форм шеек валов и осей электросваркой часто снижается прочность основного металла за местом заварки, что нередко приводит к поломке. Этот недостаток электронаплавки может быть уменьшен, если деталь после наплавки подвергнуть отжигу при температуре 600—650°С с последующим медленным охлаждением до температуры атмосферного воздуха.

Ремонт деталей зубчатых и цепных передач.

 Стальные шестерни, шкивы, звездочки с лопнувшими спицами и ободом ремонтируют с помощью электросварки, для чего предварительно снимают фаски по кромкам трещины, а обод стягивают до получения первоначальной формы детали. После этого подогревают кромки детали для удаления смазки и сваривают. Заварка лопнувших спиц в шкивах разрешается только в том случае, если они чередуются с неповрежденными спицами.

Ремонт сквозных трещин в ободе и ступице чугунных зубчатых колес и звездочек производят с помощью накладок и колец. Для этого по обе стороны трещины обода и в накладках сверлят отверстия так, чтобы расстояния между отверстиями в накладках было меньше, чем в ободе, на величину теплового удлинения нагретой до 300°С накладки. Нагретые накладки укладывают на трещину обода так, чтобы отверстия в них совпали, а затем вставляют в них стальные стержни. После остывания накладки стягивают обод.

Изношенные зубья стальных зубчатых колес и звездочек восстанавливают наплавкой каждого зуба в отдельности.

Чугунные зубчатые колеса при износе толщины зуба более чем на 20% или при поломке подряд двух зубьев не восстанавливают. Сломанные единичные зубья можно восстановить. Для этого зуб запиливают под корень, затем сверлят несколько отверстий, в которых нарезают резьбу и ввертывают стальные шпильки, обваривая их до соединения шпилек вместе. После этого форму зуба восстанавливают путем опиливания по шаблону. При износе всех зубьев колеса до предельного состояния его заменяют новым. Если же зубья колеса имеют износы, не выходящие за допустимые пределы, то его можно пустить в дальнейшую работу, удалив все заусенцы напильником. 

Неисправные детали цепей обычно не восстанавливают, а заменяют новыми.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: