Особенности композиции

Рассказ имеет кольцевую композицию. Действие его начинается и заканчивается примерно одной и той же сценой в парикмахерской. Автор подчёркивает, что дети пойдут по проторённой взрослыми дороге, в их жизни не будет чудес и озарений, сказок и волшебства, о которых так трепетно мечтают дети.

Все произведение можно поделить на три части:

- Работа в парикмахерской.

- Жизнь Петьки на даче.

- Возвращение в парикмахерскую.

Весь ужас обстановки подчеркивает ее беспросветное однообразие. Все дни похожи друг на друга, как родные братья. Их еще сильнее обезличивает один и тот же крик: «Мальчик, воды». Праздников нет. Рисуя портрет героя, Л.Н. Андреев показывает, как подобная беспросветная жизнь иссушает детскую душу. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки. Л.Н. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика

Первая и третья часть наполнены бессмысленностью существования, Петя, можно сказать, и не живет нормально. Однако вторая является чем-то на подобии спасительного острова счастья. Здесь мальчик обретает покой и радость, обычное детство, которое должно быть у каждого человека. Пройдя сквозь беззаботную жизнь, возвращение к угнетенной реальности приносит одни страдания. Здесь автор использовал прием контраста, чтобы максимально показать убогость городского общества, в котором находится парикмахерская, и природы, на которой герой преобразился и стал жить.

II) «В дурном обществе» В.Короленко.

Приемы обрисовки Княж-городка

Местечко, где они выживали, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. (Писатель описывает город Ровно, где прошло его детство) Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду (имеются в виду князья Любомирские) и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края.

Обрисовка Княж-городка происходит за счет описания пейзажа местности. Княж-городок представляется запущенным, неухоженным и угрюмым местечком. Главная архитектурное украшение — города-это тюрьма, везде покосившиеся дома, серые заборы и кучи мусора. Уже эта деталь многое говорит о культуре города.

Впечатление удручающее, главная площадь -зияет, пруд покрыт ряской, речушка ограждает город "кряхтящим" мостом, развалины замка в центре городка, на острове. Дорожная пыль и вонь от мусора, всё это говорит о запустении и тяжёлой трудовой жизни людей, которые не имеют времени и средств даже на уборку улиц, не говоря уже о починке своих жилищ.

Местечко располагалось внизу над прудами, покрытыми плесенью из-за того, что их давно никто не чистил. Людям необходимо спускаться по склону, чтобы оказаться в городе. «Сонный инвалид, порыжелая на солнце фигура, олицетворение безмятежной дремоты, лениво поднимает шлагбаум, и — вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу.». После того, как люди его проходят, то оказываются в самом городе, хотя сразу могут об этом не догадываться. Везде были только серые заборы, пустыри с хламом, осунувшиеся дома. Таким образом, писатель хочет показать нам, что город находится весьма в запущенном состояний и выглядел он довольно серо.

Также автор обрисовывает наш унылый городок с помощью персонажей населяющих его. Писатель показывает быт и жизнь людей, у которых очень мало радостей в жизни. Пьянство, воровство, драки и побои создают угнетающую атмосферу. Видно полное равнодушие жителей к судьбе собственного города.

Образы детей

Вася - главный герой повести, от его имени ведётся повествование. Порядочный мальчик из обеспеченной семьи. Его мать умерла, когда ему было 6. После смерти матери он много времени проводит на улице "...через некоторое время мне стало тесно в доме и в садике, где я не встречал ни в ком привета и ласки. Я начал бродяжить...". Отец Васи практически не общается с ним в начале повести, от чего Вася очень страдает " ...Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании...”. Он пытается сделать несколько попыток сблизиться с отцом, но натыкается на стену непонимания "...очень жаль сына почтенных родителей...".

Он любил и свою сестру Соню, однако няньки запрещали ему с ней играть, и мальчик стал чувствовать себя одиноким в доме. Вася смелый и любопытный "...Я храбро взобрался на нее; потом он выпрямился, и я стал ногами на его плечи...". Именно поэтому он решился пойти к заброшенной часовне. Там он случайно знакомится с Валеком и Марусей, после чего его жизнь кардинально меняется. Они становятся его хорошими друзьями: “Я совсем соскучился, так как не видеть Валека и Марусю стало уже для меня большим лишением.”.

Вася верный друг, умеющий хранить секреты и держать обещания "...Никому не скажу, – ответил я твердо...”. Он не признался никому о своих новых знакомых, ни об их доме. Он держал тайну даже под угрозой наказания от отца "...Я солгал чуть ли не первый раз в жизни..." (Что произошло впервые в его жизни). Мальчик имеет доброе сердце и умение сострадать, заботиться о других – главное, что ярко характеризует героя и руководит его поступками. Однако он морально воспитан. Даже когда «дурное общество» пытается доказать, что им необходимо воровать, чтобы выжить, Вася не думает, что воровство – это хорошо "...Формула «нехорошо вopoвать» осталась...". Он гордиться своим отцом, даже не чувствуя от того любви. Васе искренне жаль Валека и Марусю. Ему очень хотелось бы, чтобы и у них была крыша над головой, любящие родители.

Вася добрый и переживательный мальчик, он быстро проникся ситуацией Валека и Маруси, увидев в них, в первую очередь, хороших людей "...чувство щемящего до боли сожаления сжимало мне сердце...". После отъезда Валека, Вася вместе с сестрой часто посещают могилу Маруси. Вася хранит теплые воспоминания о девочке.

Валек - один из главных героев повести “В дурном обществе”. Ребёнок Тыбурция, старший брат Маруси. Друг Васи, житель подземелья. Мальчики ровесники. Только вот этот нищий мальчик несколько более самостоятелен, нежели Вася "...Валек один умелыми руками принялся за стряпню. Через полчаса на камине закипало уже в горшке какое-то варево...". О внешности героя известно следующие "...Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами..."

Валек жил в часовне со своей сестрой Марусей, которую без памяти любил и старался всегда оберегать. Она была тяжело больна и он, как мог, ухаживал за ней. Ребенок носит старые лохмотья, часто голодает. Периодически он крадет еду для младшей сестренки и других бедняков – однако нельзя назвать его аморальным ребенком. Кражи для Валька – вынужденная мера, позволяющая не умереть в этом мире "...мы все, здесь находящиеся, страдаем скорее излишнею худобой, а потому некоторое количество провизии не можем считать для себя лишним...". Он не позволит себе украсть что-то у собственного отца, не просит помощи у Васи, ведь понимает, что тому придется пойти на точно такое же преступление, что и ему.

После смерти Маруси Валек вместе с Тыбурцием исчезли в неизвестном направлении, мальчик потерял то, что было ему так дорого. "...Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли, и никто не мог сказать, куда они направились теперь, как никто не знал, откуда они пришли в наш город..."

Маруся - одна из главных героинь повести. Сестра Валека, ребёнок пана Тыбурция. Она имеет пышные белокурые волосы, одевается в грязную, потрёпанную одежду "...движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице; длинные ресницы были опущены. При взгляде на эту крохотную грустную фигурку...".

 По словам Тыбурция, серый камень вытягивает из неё жизнь "...Несомненно, кто-то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на ее месте смеются...". Тонкая, прозрачая голубоглазая девочка с белокурыми волосами медленно тает, из-за недостатка питания и солнца она угасает. Из-за существования в непозволительных условиях, четырехлетняя девочка болеет чахоткой, плохо видит, почти никогда не смеется и не любит играть "...Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка: руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно...". Однако она любит своего брата и ей очень нравится Вася. Когда Маруся находится в совершенно плачевном состоянии, Вася уговаривает свою сестру Соню, отдать на время свою любимую куклу. Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами "...Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами...". Даже в предсмертном состоянии, без сознания, она не отпускала куклу из рук.

Соня -Младшая сестра Васи. Ей 4 года. Соня, как и Вася, осталась без матери. За девочкой ухаживает нянька. У Сони есть красивые куклы и платья (в отличие от нищей Маруси). Васю не подпускают к сестре надолго из-за его “разбойничьих” игр, чтобы он не навредил девочке. Она является противоположностью Маруси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: