Ведущий 2: «Все мы родом из детства», – гласит народная мудрость. Мы все с удовольствием слушали сказки. Но ведь и в сказках нарушались права сказочных героев. Давайте попробуем решить, чьи права, были нарушены, или кто из сказочных героев воспользовался каким-то правом? Засчитывается ответ, при поднятии флажка. А члены жюри учитывают ответы команд. Итак, начинаем.
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка – путешественница»).
Героине какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», Зайка из сказки «Заюшкина избушка»).
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Дюймовочка», «Красная шапочка», Сказка о рыбаке и рыбке», «Волк и семеро козлят»).
Какое право было нарушено «бабой Ягой» в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь).
Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке? (Похищение детей).
Ответственность.
Ведущий 1: Помимо наших прав, у нас есть еще и потребности. Как Вы думаете, с какими потребностями рождается ребенок (имя, уход, медицинская помощь, питание, ласка, любовь, забота, защита, родители, семья, жилище).
Ведущий 2: А в каком возрасте потребности начинают возрастать? (с момента посещения детского сада, школы). Как вы думаете, какие это потребности? (образование, друзья, общение, творчество, свобода слова, свобода мысли, поддержка родителей, собственность (+ потребности ребенка).
Ведущий 1: Но помимо прав, каждый ребёнок несёт ответственность. Как вы думаете, за что ответственен ребёнок? (Ответы студентов).
Все ваши ответы можно определить в три группы. Это ответственность перед своей совестью; перед родителями или лицами их заменяющими; перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.
Задание № 4. «Ситуации».
Ведущий 2: Вы уже знаете, что у ребёнка есть права, потребности и ответственность. И уже, наверное, сможем попробовать выступить в роли экспертов. Сейчас мы проанализируем некоторые ситуации. Подумайте, нарушены ли права несовершеннолетних, и дайте оценку в сложившейся ситуации. Капитаны команд выбирают по 2 ситуации. Дается время 2 минуты на обсуждение.
1. Девочка 13 лет на уроке достала мобильный телефон, чтобы посмотреть время. К ней подошел педагог, выхватил телефон и разбил его. Как Вы думаете, правильно ли поступил педагог и, если нет, то какие права он нарушил? (педагог нарушил право собственности ребенка, а сам ребенок нарушил устав образовательного учреждения).
2. Оля, 15 лет, написала записку Михаилу, и попросила свою подругу Юлию ее передать. Юлия, в свою очередь, прочитала записку вслух, перед всем классом. Какое право было нарушено Юлией? (тайна переписки).
3. Маша решила после 9-го класса поступать на повара, но в семье её выбор не одобрили. Родители решили, что их дочь окончит 11 классов, и будет поступать в университет на архитектора. Были ли нарушены права Маши? (Право выбора).
4. Ребенку во время операции перелили зараженную кровь. Какое право нарушено? (право на жизнь).
Задание № 5. «Миниатюра».
Ведущий 1: Давайте вместе вспомним, нарушались ли в повседневной жизни ваши права или права ваших друзей. Капитаны команд сейчас выберут определенное право, которое написано на карточках (право на жизнь, право на творчество). Каждая команда попытается изобразить данное право в миниатюре. У вас 5 минут на подготовку.
Ведущий 2: И вот, наш правовой дайджест подходит к завершению. Пока жюри подводит итоги, давайте мы с вами подведём свои итоги.
– Что Вы узнали нового?
– Что такое Конвенция?
– Как Вы думаете, сможете ли Вы теперь защитить свои права и права своих друзей?
– Необходимо ли проводить такие мероприятия ещё?
– Что было наиболее интересным?
Ведущий 1: Вы многое узнали, выступили в роли экспертов, смогли реализовать право в оформлении плаката для социальной рекламы, были артистами…
Если в вашей повседневной жизни будут нарушены Ваши права или права ваших друзей, то Вы всегда сможете обратиться за помощью ко взрослым: к своим родителям, к педагогу-психологу и социальному педагогу в школе, в комиссию по делам несовершеннолетних, а также по единому общероссийскому телефону доверия и службу экстренной психологической помощи. Телефоны Вы видите на слайде.
Ведущий 2: Теперь мы предоставляем слово жюри.
(Подведение итогов. Выдача участникам мероприятия сборника Конвенции о правах ребенка и сладких призов (реализация прав на образование и питание).
Занятие №14. Технологии посредничества (4часа)
Задание: Творческое задание (в микрогруппах) по защите коллективного проекта «Технологии посредничества» (способность выступать посредником между учащимися и различными социальными институтами).
1. Студенческой группе необходимо определить объекты посреднической деятельности социального педагога (например, учащиеся и социальные институты) и разделиться на несколько микрогрупп.
2. Подготовить по микрогруппам проекты «Технологии посредничества».
3. Провести творческую защиту подготовленных проектов.
Проект – поэтапное решение актуальной социальной проблемы. Проект включает в себя прогностическое видение решения актуальной проблемы, содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач посреднической работы.
Алгоритм проектированиятехнологии посредничества.
1. Принятие решения об оформлении проекта.
2. Накопление информации по обозначенной проблеме, сбор необходимого материала.
3. Профессиональное самоопределение в рамках проекта.
4. Определение и исследование предмета проектной деятельности.
5. Конструирование программы и поэтапного плана действий представляющих собой логически завершенный перечень мероприятий, необходимых для достижения стратегических целей проектной деятельности.