Б.Центральный Дом художественного воспитания детей(Стрельникова)

Современное состояние российской школы и художественной педагогики

А)А.В. Бакушинский о развитии художественного творчества ребенка, его роль в художественно-педагогической науке.(Финагеева)


А. В. Бакушинский сумел привлечь к изучению творчества детей большую группу талантливых людей, организовал в 1922 году при Государственной Академии художественных наук (ГАХН) специальную Комиссию по изучению примитивного искусства в проявлениях родового и индивидуального творчества. В работу комиссии включались его ученики и последователи — Г. В. Лабунская, Я. А. Башилов, Ю. М. Бонди, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и другие.

Он утверждал, что на творческую деятельность ребенка оказывает влияние «подсознательный родовой фактор», что существует некая биологическая предопределенность в развитии детского творчества, которую нельзя разрушать. Отсюда — никакого вмешательства со стороны взрослых. В своей книге «Художественное творчество и воспитание» он писал: «Период изживания родового начала в области творчества требует от педагога возможно меньшего вмешательства в творческие намерения и действия ребенка. Следует предоставлять полную свободу детскому художественному воображению, детской художественной воле».

Важной заслугой Бакушинского является активное участие в восстановлении народных промыслов. Следует подчеркнуть большой интерес ученого к народному творчеству, именно это и позволило ему выдвинуть перед народным искусством серьезные художественные задачи в изменившихся условиях.

Одним из главных своих достижений А.В. Бакушинский,,  считал выявление периодов психофизического развития ребенка на основании преобладающих признаков в восприятии и освоении ребенком окружающего мира: двигательно-осязательной ориентации для младших, зрительной ориентации в подростковом возрасте, для старшего возраста он подчеркивал стремление к синтезу воли, эмоций, при котором ведущей становится идея становления и развития.

Первоочередными задачами художественной педагогики А.В. Бакушинский считал: «выяснение причин и условий этого процесса, определение степени их изменяемости от способов педагогического воздействия». А.В. Бакушинский проводит границу между наукой – художественной педагогикой, и практикой – художественным воспитанием. Художественному воспитанию посвящена вторая часть книги. Задачи художественного воспитания рассматриваются в контексте художественной культуры того времени. Бакушинский стремился при изучении художественного развития учитывать роль пола, расы, национальности, семьи, воздействия общественной среды. Это позволяло выявить взаимодействие и роль родовых и индивидуальных факторов в этом процессе. Едва ли не решающее значение в исследовании имел анализ детских рисунков, каждый из которых описывался по названным параметрам. Составить достаточно полное представление о системе художественного развития детей «по Бакушинскому» возможно благодаря коллекции произведений детского художественного творчества, которую целенаправленно собирали члены комиссии. Источники ее формирования разнообразны, что отражает исследовательскую методику Бакушинского: для того чтобы разработать оптимальную систему художественного воспитания, соответствующую природе ребенка, необходимо сначала изучить его в процессе естественных наблюдений, лабораторных исследований, сопоставить результаты художественного творчества детей, полученные в процессе педагогического воздействия, со свободным детским творчеством. Итак, коллекция складывалась благодаря организации выставок, в результате опытно-экспериментальной работы в школах России, научно-исследовательской деятельности сотрудников и специальных экспедиций

 

 

 


Б.Центральный Дом художественного воспитания детей(Стрельникова)

Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования (ИХОиК РАО) — старейшее научно-исследовательское учреждение в системе Российской академии образования (РАО). Официальное название — Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИХОиК РАО»).

История

В 1929 году начала свою работу Опытная станция художественного воспитания Наркомпроса РСФСР. В течение следующих двух лет станция была преобразована в Центральный Дом художественного воспитания детей (ЦДХВД). ЦДХВД, первым директором которого стал В. Д. Зельдович (секретарь А. В. Луначарского при Наркомпросе), осуществлял координацию художественного образования и воспитания детей на всей территории СССР, став колыбелью, в частности, таких учреждений культуры, как Театр юного зрителя, Театр кукол С. В. Образцова, детский хор В. Г. Соколова, Московский детский музыкальный театр, Московский школьный театр, Музей детского рисунка (к настоящему времени содержащий детские рисунки из более чем 90 стран за период с 1897 года).

В ходе Великой Отечественной войны воспитанники ЦДХВД активно участвовали в организации концертов в госпиталях и военных клубах. 45 воспитанников ЦДХВД награждены медалью «За оборону Москвы» «за работу по художественному обслуживанию Советской армии».

С мая 1944 года ЦДХВД был передан в ведение Академии педагогических наук и в 1946 году реструктурирован в НИИ художественного воспитания АПН. Одним из первых директоров нового института стала музыкант, педагог и учёная В. Н. Шацкая. В 1969 году НИИ художественного воспитания стал головным учреждением созданного при Президиуме АПН Совета по эстетическому воспитанию. За время работы ЦДХВД и НИИ художественного воспитания многие его сотрудники создали собственные научные школы в сфере педагогики искусства и эстетического воспитания. В их числе:

А. В. Бакушинский

А. И. Буров

Н. А. Ветлугина

академик РАО Е. В. Квятковский

Г. В. Лабунская

Л. П. Печко

Б. Т. Лихачёв

Ю. Н. Усов

академик РАО Ю. У. Фохт-Бабушкин

Е. К. Чухман

Б. П. Юсов

С институтом за время его существования сотрудничали такие деятели искусства, как Дмитрий Кабалевский, Борис Иогансон, Сергей Герасимов, Наталья Сац, Ролан Быков, Георгий Лепский, психолог Л. С. Выготский.

В 1998 году НИИ художественного воспитания вновь преобразован, на сей раз в Институт Художественного Образования Российской академии образования — ИХО РАО. В том же году в анализе ситуации с эстетическим воспитанием молодёжи в СССР и Российской Федерации доктор Н. И. Киященко пишет:

…российские теоретики практически никаким образом не могут оказать влияния на состояние образования и воспитания подрастающих поколений. Достаточно сказать, что на всю огромную Россию до новых, демократических времен был всего один Институт художественного воспитания, пробитый в коридорах партийной и государственной власти СССР В. Н. Шацкой в 1945 году. После её смерти он постепенно сводился всеми власть имущими органами вплоть до Академии педагогических наук до незначительного, второразрядного учреждения… В новое, демократическое время… Институт как самостоятельное научно-исследовательское учреждение со своей экспериментальной базой ликвидирован и усилиями руководства Российской академии образования превращен всего лишь в центр эстетического воспитания, получающий крайне скудное финансирование и материальное обеспечение.

— Н. И. Киященко, «Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика)».

Основная деятельность

Перед институтом поставлена задача по разработке и внедрению различных программ в школы и ВУЗы, а также формирование художественной культуры учащихся. Институт ведёт научные исследования и разработки в сфере теории художественного образования и эстетического воспитания, психолого-педагогических механизмов креативного развития личности. В институте разрабатываются методики дошкольного, общего и профессионального художественного образования, создаются учебно-методические комплекты нового поколения по всем видам искусства. Учебники и программы, разработанные сотрудниками ИХО, включены в образовательный процесс более чем в шестидесяти регионах России.

В составе Института художественного образования 11 научных подразделений, в числе его сотрудников 10 докторов и 25 кандидатов наук. При институте действуют аспирантура, докторантура и диссертационный совет. Более ста экспериментальных площадок института располагаются как в регионах России, так и в ближнем зарубежье.

Институтом выпускаются периодическое издание «Цветной мир, или Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе» и электронные журналы «Педагогика искусства», «Учитель музыки», «Музыка и электроника»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: