Социальная сплочённость: общественная солидарность и разделение труда

Социальная сплочённость – это ещё один теоретико-методологический принцип концепции Эмиля Дюркгейма. Чем выше степень социальной сплочённости, тем прогрессивнее общество. А разделение труда – это естественный процесс, которому предшествует согласие всех членов общества.

Дюркгейм приходит к одному из своих наиболее фундаментальных выводов, что разделение труда есть «результат борьбы за существование», но он представляет ее «смягчающую развязку. Также было установлено, что среди основных факторов положительно влияют на процесс разделения труда - рост население и увеличение его плотности и развитие потребностей.

Центральная проблема творчества Э. Дюркгейма, прошедшая через всю его жизнь, – социальная, или общественная солидарность. Один из главных вопросов, который постоянно интересовал французского социолога, состоял в том, чтобы выяснить, каким образом люди объединяются в общество, что заставляет их это делать. Ответ на этот вопрос был найден им в движущей силе их поведения, которую он определил как социальную солидарность. Последнюю Дюркгейм рассматривает в тесной связи с таким важнейшим социальным явлением, как разделение общественного труда.

Эмиль Дюркгейм, несмотря на свой радикальный анти­редукционизм в изучении социальных явлений и акцент на роли социальной солидарности, рассматривал разделение общественного труда как «смягченную форму» борьбы за существование. [6, p. 149]

Связь между социальной солидарностью и разделением труда определяется прежде всего тем, что второе является источником первой. «Чтобы разделение труда производило солидарность, – считал Дюркгейм, – недостаточно … того, чтобы каждый имел свое занятие; необходимо еще, чтоб это занятие ему подходило». [7]

Дюркгейм пишет о двух формах социальной солидарности – механической и органической, каждая из которых характеризует различные типы связей и отношений между людьми.

Механическая солидарность, согласно его терминологии, это «солидарность по сходствам», то есть вследствие сходства между людьми. Она существует в неразвитом, архаичном обществе, тогда, когда индивиды мало чем отличаются друг от друга. Механическая солидарность возможна за счет поглощения и даже подавления индивидуальности коллективом, общиной.

В развитом обществе на смену механической приходит органическая солидарность. Она возникает и существует в условиях развивающегося разделения труда, усиления дифференциации и различий между людьми. Она подчеркивает индивидуальность и личностное начало. Ученый назвал эту форму солидарности органической, потому что в развитом обществе каждый человек выполняет какую-либо специальную функцию в соответствии с разделением труда – подобно тем процессам, которые происходят в организме, когда каждый орган выполняет присущую лишь ему функцию. Следовательно, сравнение развитого общества со сложным организмом, имеющим свои особые структурно-функциональные характеристики, привело Дюркгейма к терминологической характеристике этой формы солидарности как органической. [1]

«Роль солидарности — не уничтожение конкуренции, но ее укрощение» - пишет Дюркгейм.

Дюркгейм исследует разделение труда с моральных, а не с экономических позиций, т.е. с той точки зрения, которая позволяет ему в утратившем свое единство капиталистическом обществе показать его возможности и перспективы. Они заключаются, по мнению Дюркгейма, в установлении социальной (классовой) солидарности как той желательной общественной связи, которая преодолевает и компенсирует все недостатки, связанные с разделением труда. Таким образом, возникая на основе общественного разделения труда, социальная солидарность становится стержнем его дальнейшего развития.

 

 

Заключение

Дюркгейм — один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Упорный труд и активная исследовательская деятельность позволили Эмилю Дюркгейму оставить после себя не только огромное литературное наследие, но и уникальную социологическую теорию, а также крупную социологическую школу. Основанная Эмилем Дюркгеймом школа, которая группировалась, главным образом, вокруг созданного и выпускаемого им же журнала «Социологический ежегодник», очень успешно развивала и распространяла учение Дюркгейма даже в Первую и Вторую мировые войны.

Ни одно из направлений социологической науки, ни одна из ее школ, ни один из социологов не могли не испытать на себе влияния целостной концепции общества французского мыслителя, принципов его «социологизма», теорий разделения общественного труда и социальной солидарности, правил социологического метода, идей морали и религии, образования и воспитания.

Безусловно, в его вере в науку было немало наивного и утопического. Но, тем не менее, эта вера, опиравшаяся на глубокую логическую аргументацию и собственные научные исследования Дюркгейма, сыграла огромную роль в становлении социологии, признании ее научного статуса и авторитета.

Значение творчества Дюркгейма для последующего развития социологии и влияние на нее определялись не только его работами, но и мощной школой исследователей, которая осталась после него и просуществовала без малого три десятилетия. Идеи учителя и учеников – и по сей день в активе социологической науки.

Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить ее становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

 

Список используемой литературы

[1] Зборовский Г.Е., История социологии: классический этап: учеб. для вузов, Сургут - Екатеринбург, 2014.
[2] Матвеева Н.Ю., «Современная социологическая наука. Возвращение к истокам» Журнал: Социологические исследования, № №5 (377), pp. 117-126, 2012.
[3] Дюркгейм Э. Переводчик:ГофманА.Б., Социология. Её предмет, метод и назначение, Москва: Канон, 1995.
[4] Лукьянов В. Г., Громов И.А., «Методология научного познания и теория ценности Э.Дюркгейма» Журнал: Социологические исследования, № №8 (316), pp. 123-132, 2010.
[5] Дюркгейм Э., Самоубийство.
[6] Гофман А.Б., Семь лекций по истории социологии: учебное пособие, 2008.
[7] Дюркгейм Э., О разделении общественного труда. Метод социологии, Наука, 1991.
[8] Култыгин В.П., Классическая социология, Наука, 2000.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: