Господи, дай мне помнить всегда Тебя распятого на кресте за грехи мои

Основание молитвы- глубочайшее смирение, покаяние.

Душа молитвы- внимание.

Молитва- причащение жизни. Оставление её приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом.

 

 От избытка сердца глаголют уста. Чтобы уста глаголали молитву, надо чтобы в сердце появилось чувство желания общения с Богом.

 Ум во время молитвы мы должны иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения, потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. "Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога",- сказал прп. Мелетий Исповедник.

 Начинающий приобретает опыт, он обращается к Богу Живому искренне, доверительно, откровенно, он не стесняется своих немощей, признается в постыдных страхах, как младенец к матери прибегает пожаловаться и поплакать, спешит поделиться радостью и просит о помощи, итак ежеминутно человек тянется ко Христу, тянется живой мыслью и чувством.

 Молитвенные призывы нужны на самом деле не для того, чтобы к нам Бога низвести, Он уже здесь всегда. Через молитвенное усилие мы самих себя вводим в пространство духа. Побуждаем себя осознать и почувствовать, что находимся в Его присутствии. Стоя перед невидимым Богом, верим, что Он здесь рядом, всё видит и слышит.

 

 Смиреннее молиться по способу мытаря, соединяя ум со словами молитвы, и, если возможно, с сознанием своей греховности и недостоинства своего даже и молиться. Ничего не следует искать в молитве, а только произносить со вниманием слова молитв, всё предоставляя Господу: принять или не принять молитву, дать или не дать, исполнить или нет прошение наше. Боже, будь милостив нам, грешным. Господи, да будет воля твоя во всём. Мытарь не смел возвести очей на небо. Духовный мы также не должен смотреть внутренними очами на присутствующего Господа, а уж тем более желать или искать "присутствие" Божия при обращении к Нему в молитве.

 

 Цель молитвенного правила- доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, точно богоугодных.

 Важно только, чтобы мысль всегда соответствовала словам, сердце отвечало на слова молитвы, а вся жизнь соответствовала молитве.

 Прочитайте одну ее фразу, помолчите, подумайте, что она значит, потом прочитайте другую фразу, помолчите, задумайтесь над ее содержанием, повторите ее снова, подумайте, соответствует ли ей ваша жизнь, готовы ли вы жить так, чтобы эта молитва стала реальностью вашей жизни.

 Если мы не способны сосредоточиться на длинных молитвах, которые содержатся в книгах Православной Церкви — молитвенниках, попробуем свои силы в молитвах кратких: “Господи, помилуй”, “Господи, спаси”, “Господи, помоги мне”, “Боже, милостив буди мне, грешному”.

 Молитва может быть предельно краткой. Если вы только начинаете свой молитвенный путь, начните с очень коротких молитв — таких, на которых вы сможете сосредоточиться. Богу не нужны слова — Ему нужно сердце человека. Слова вторичны, первостепенное же значение имеет то чувство покаяния, настроение, с которым мы приступаем к Богу.

 

Ниже приведены 10 примеров кратких молитв, которые необходимо глубоко понять, осознать, прожить, чтобы сердце откликнулось чувством покаяния и сокрушения.

 

Господи, грехами своими опять наношу тебе раны и проливаю кровь твою.

Господи, грехами своими опять служил сатане и этим доказываю, что друг ему.

Господи, опять забыл о предстоящей смерти и о страшном суде Твоём.

Господи, грехами своими бесконечными приготавливаю себе место в аду.

Господи, грехи мои это как дрова, от которых пламя адского огня всё выше и выше и уже достигает ног моих.

Господи, укрепи во мне веру и дай мне силу победить мои страсти.

Господи, даруй мне покаяние, научи меня каяться в грехах.

Господи, научи меня отрекаться от своей воли гибельной и исполнять Твою волю спасительную.

Господи, Иисусе Христе, Ты один Спаситель мой, спаси меня грешного.

Господи, дай мне помнить всегда Тебя распятого на кресте за грехи мои.

Тело и дух в человеке связаны неразрывно, и дух не может быть совершенно автономным от тела. Не случайно древние Отцы говорили: “Если тело не потрудилось в молитве, то молитва останется бесплодной”.

Поклоны, особенно земные, очень помогают молитве. Тело становится более собранным, а при собранности тела вполне естественна собранность ума и внимания. Поэтому краткие молитвы надо при возможности сочетать с земными поклонами.

 

 Святые отцы открыли нам, что существует 3 вида деятельной и 3 вида благодатной молитвы.

Для нас главное узнать о деятельном периоде духовной жизни.

1. Словесный уровень:

 Главное свойство словесной молитвы- это когда ум соединён с рассудком. Словесная молитва опасна тем, что со временем она переходит или в вообразительную или в головную.

 При таком состоянии ума молитвенная способность проявляется двояко:

1 вариант умственная энергия удерживается в области головы.

2 вариант умственная энергия движется по направлению объекта, внимание во вне, за пределами тела.

 Такая молитва ничем не отличается от обычного помышления. Такая молитва не может выйти за пределы материального мира и не соприкоснется с миром духовным, значит Богообщение на этом уровне человеку недоступно. Все действия ума на уровне словесном сопряжены с работой воображения. Ум варится в котле рассудка и не может быть чист от помыслов. Тем, кто стремится усовершенствовать молитву до состояния умной, необходимо решить две задачи.

 1я. Постараться вырвать ум из головы и с помощью внимания утвердить ум в области верхней части груди, в области сердца.

  2я. Приобрести навык борьбы с помыслами, научиться постоянно отражать их.

 

 Чтобы определить человек прочитывает молитву или уже молится необходимо знать основные признаки молитвы.

Признаки словесной молитвы это:

  1е. Это внимание к содержанию, ум без особых усилий сосредотачивается на молитве и осознает значение произносимых слов. Есть сцепка с текстом, если ум отвлекся на немного, то быстро возвращается на место.

  2е. После молитвы сохраняется инерция, молитвенное состояние не рассеивается. Это признак того, что ум потихонечку освобождается от зависимости рассудка и становиться самостоятельным.

 3е. Молитва безвидная, без участия воображения.

 В целом во время молитвы вся сила нашего внимания должна вмещаться не только в слова молитвы, не просто в молитвенные переживания, но всю энергию нашу должны влить в чувство живого обращения к Богу.

 4й. Признак, когда слова молитвы не просто скользят в сознании как нечто знакомое, но вдруг они произносятся как искреннее личное обращение к Богу, звучат как моя собственная, от души идущая просьба. Слова молитв начинают мыслиться и произноситься от своего лица, как мое собственное насущное прошение.

Молитва умная- это когда ум отделён от рассудка, но ещё не способен с соединением с сердцем. Молитва теперь не выходит из тела, а принимает круговое движение в верхней части груди, тем самым не растрачивая свою энергию.

 Если молящийся преуспевает в указанных раньше двух задачах: оторвать ум от рассудка и ведёт усердно брань против помыслов, если в этом проявляется настойчивость, то в какой-то момент, когда готовность приспеет, благодать Божия может преобразовать молитву словесную в умную.    

 

 Внимание молитвы должно быть собрано в верхней части груди в области ключицы, или гортани или непосредственно в области сердечного места. При удержании ума в этой области постепенно пробуждается то, что называется сердечным откликом, молитве начинает сопутствовать сочувствие сердечное. Духовное сердце отзывается чувством на молитвенную мысль. Начинает создаваться и укрепляться умно-сердечная связь. Молитва на стадии умной приобретает новые качества, первое то, что она теперь может звучать в уме безсловесно. Слова молитвы в уме могут не произноситься, но только мыслится, исчезает потребность мысленно их выговаривать. На стадии словесной молитвы мысль беззвучно в уме проговаривается словами. При этом можно заметить, что мышцы речевого аппарата получают нервные импульсы, испытывают едва заметные микронапряжения, того же характера, как и при произнесении этого слова вслух. Так мы обычно неслышно говорим про себя. Другое в умной молитве, здесь не надо говорить, но только думать. В чём это выражается: в мышцах артикуляции больше не возникают никаких напряжений. Между мышцами и тем что мы думаем нет никакой нервной связи. Молитвенная мысль начинает звучать легко и непринуждённо словно льётся сама собой, а содержание молитвы просто осознается как чистая мысль. Такое состояние нам знакомо из обыденной жизни, когда приходит мысль, например, о каком-то в важном деле. Мысль та скоротечна, но она объемлет весь объём информации как, куда и что предстоит в этом деле сделать, описывает общую картину за очень короткое время. Информацию мысли, свёрнутую как бы в свиток, если разворачивать и описывать все по пунктам в словах, то это займет некоторое время. При произнесении Иисусовой молитвы слова не проговариваются, а вся фраза разом, единым помышлением, смысл молитвенной фразы просто осознается умом одномоментно. Это единое помышления содержит в себе молитву в свернутом виде как свернутый свиток, а содержание его нам известно и нет нужды этот свиток разворачивать. Еще одно преимущество умной молитвы это, то что внимание может удерживаться на двух планах. Можно удерживать умную молитву в груди и одновременно слушать церковные молитвы, что даже помогает более полнее переживать богослужение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: