Область применения программы

Министерство образования Московской области

государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

Московской области

«Красногорский колледж»

  (ГБПОУ МО «Красногорский колледж»)

  УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по образовательно-инновационной работе  _______________ /Т.П. Дубровская/       подпись «_____»________________ 20____ г.    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

 

Экологические основы природопользования 

ЕН. 02

для специальности

20.02.04 «Пожарная безопасность»

по программе базовой подготовки

 

2018 год


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 354 от 18.04. 2014г.      

 

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж» (ГБПОУ МО «Красногорский колледж»).

 

Заведующий Волоколамским филиалом

ГБПОУ МО «Красногорский колледж»_______________________/А.Н. Кондратюк/

Разработчик:

Елена Викторовна Соловьева - преподаватель высшей категории Волоколамского филиала ГБПОУ МО «Красногорский колледж»

Рецензенты:

 Нина Ивановна Репничева- преподаватель высшей категории ГБПОУ МО

«Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка»

 


РАССМОТРЕНА

Учебно-методическим объединением преподавателей специальности «Пожарная безопасность» и «Защита в чрезвычайных ситуациях»

протокол № 1

от «31» августа 2018 г.

Председатель УМО_____________ /Е.М. Лебединская/

 



СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины _______4

Структура и содержание учебной дисциплины ___________6

Условия реализации рабочей программы

Учебной дисциплины __________________________________9

Контроль и оценка результатов освоения

Учебной дисциплины___________________________________11

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплиния «Экологические основы природопользования_является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.04 «Пожарная безопасность», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 354 от 18.04. 2014г., входящей в укрупненную группу специальностей (профессий) 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство. Рабочая программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования может быть использована в дополнительномпрофессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессии рабочих, должностям служащих 16781 «Пожарный»,26534 «Спасатель» и другим профессиям технического и естественнонаучного профилей.

Рабочая программа составлена для очной формы обучения.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программ: дисциплина относится к математическому и общему естественнонаучному циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

· анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

· соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

знать:

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов, экозащитную технику и технологии;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • загрязнения окружающей среды огнетушащими веществами и пожарной техникой;

· деятельность пожарной охраны по сохранению экологии и профилактике пожаров как мере защиты окружающей среды.

 

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность (базовой подготовки) и овладению обучающимися общими компетенциями (ОК):

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.

ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.

ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.

ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.

ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.

ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.

ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.

ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.

ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.

ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.

ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.

 

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
   
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
 В том числе: Практические работы 6
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
в том числе:  
выполнение индивидуальных заданий внеаудиторная самостоятельная работа 18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

   

Тема 1.1. Закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой

Экологические основы природопользования и их роль в подготовке специалиста. Особенности взаимодействия общества и природы.

8

1
Круговороты веществ в природе и в антропогенной деятельности. Глобальные проблемы 1
Источники техногенного воздействия на окружающую среду. 1
Условия устойчивого развития экосистем. 1

Тема 1.2. Природные ресурсы и

рациональное природопользование

Основные направления рационального природопользования. Классификация природных ресурсов. Принципы и методы рационального природопользования.

8

 2
Особенности взаимодействия общества и природы. Условия устойчивого развития экосистем. Причины возникновения экологического развития. 2
Природоохранный потенциал 2
Рациональное использование водных ресурсов, недр, земельных ресурсов. 2
Рациональное использование растительного и животного мира, ландшафтов. 2
Практическая работа №1 «Классификация природных ресурсов» Практическая работа № 2 «Выявление признаков загрязнения биосферы»                1                1  

Тема 1.3 Экологические кризисы и экологические катастрофы.

Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Способы предотвращения и улавливания промышленных отходов.

8

2
Группы отходов, их источники и масштабы образования. Методы очистки промышленных отходов. 2
Правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов.        2
Практическое занятие №3 «Сферы влияния органов управления и надзора по охране окружающей природной среды» 1  
Самостоятельная работа: выполнения домашних заданий по разделу «Особенности взаимодействия общества и природы» Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Основные понятия и определения рационального природопользования. Основные схемы безотходных (малоотходных) производств. Методы утилизации твердых неиспользуемых отходов. Принципы Энергетические чистые возобновляемые источники энергии. 18 3

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

   

Тема 2.1. Правовые и социальные вопросы природопользования

Правовые вопросы природопользования и экологической безопасности.

6

2
Социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.. 2
Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. 3
Природоресурсный потенциал Российской Федерации 3
Охраняемые природные территории. Принципы производственного экологического контроля. Условия устойчивого состояния экосистем 3
Регламент экологической безопасности в профессиональной деятельности. 3
  Практическое занятие №4 «Составление экологического паспорта» Практическая работа № 5 «Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы городов» Практическая работа № 6 «Экологический мониторинг берега реки» 1     1     1  

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: