Семиотический или знаковый подход

Не менее, а быть может, и более влиятельной, чем аксиологическая является семиотическая (от греч. Semeion - знак) концепция, согласно которой культура есть система знаков, кодов, шифров, образующая искусственно созданную человеком реальность. В этой концепции схвачен важнейший момент культуры, а именно, сама форма ее существования, ее бытования. Таковой действительно являются системы символов, знаков, кодов, шифров, в которые «укутано» все содержание культуры, содержание и смысл ее ценностей.

Заслуга сторонников семиотической концепции заключается в том, что они обращают внимание на значение языков культуры и различия между ними.

Его представители - Э. Кассирер, Ю. М. Лотман («Культура и взрыв»). Культура рассматривается как символическая система. В трудах представителей этого подхода делается акцент на знаковое толкование культуры.

Психоаналитический метод в исследованиях культуры понимается как методологическая совокупность приемов, раскрывающих психологическую обусловленность культурогенеза, социокультурных явлений и процессов, религии, творчества.

Психоаналитический метод изучения культуры ведет к тому, чтобы, преодолев цензуру сознания (ложные представления, установки и предубеждения), выйти к глубинным истокам культурных событий, творчества, поведения людей. При этом используется то, что характерно и для медицинской практики психоанализа. Внимание исследователя сосредоточивается на материале неконтролируемых или слабо контролируемых сознанием мыслей, чувств, действий. Получить какое–то представление о них можно, исследуя человеческие сновидения, описки, оговорки, «случайные» события, встречи, спонтанные (необъяснимые рационально) поступки, массовые явления, подобные коллективной панике, моде и т. д.

Регулятивный подход в интерпретации культуры рассматривает культуру как совокупность социальных институтов, связующих ценностную систему. При этом подходе остается неразрешимой проблема личности. Личность существует внутри социальной системы, которая поглощает ее свободу, регулирует право выбора ценностных ориентиров.

Можно выделить следующие методы исследования культуры.

1. Эмпирический метод - изучение образа жизни, языка, морали, искусства. Маргарет Мид (1901-1978) в течение 25 лет занималась полевыми исследованиями примитивных общ-в. В рез-те она пришла к выводу о том, что культуру характеризует совокупность психологических типов людей.

2. Теоретический метод - выявление и обобщение парадигм, изучение проблемы той или иной культуры, многообразия культурных феноменов через теоретическое исследования. Бенедикт Рут (1887-1948) - американский антрополог, предложила в качестве методологического принципа «изучение культур на расстоянии», в основном по произведениям литературы и искусства.

3. Логический метод - осмысление уникальных, не поддающихся теоретическому обобщению культурных явлений. Франц Боас (1858-1942) предлагал накопление систематизированного и теоретически обобщенного этнографического материала.

Разнообразие культур определяется их своеобразием, кто зависит от внутренних, присущих только данной культуре, факторов. Понятно, что простого описание мало, требуется объяснение и понимание особенного характера каждой культуры.

Вопросы культуры рассматривают разные дисциплины. В частности, культуроведение занимается своеобразной инвентаризацией или описанием достижений той или иной культуры. Предметом исследования культурологи является общие особенности зарождения, становление, дальнейшее развитие и возможная гибель культуры. Предметом дисциплины «История мировой культуры» является процесс культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: