Велики Вторник и Среда

 

 Нигде, кажется, Господь наш Иисус не проводил более спокойных часов, нигде столько не отдыхал Он Своею святою душой после великих Своих трудов, как в этой Вифании, в доме праведного Лазаря. Этот тихий благословенный дом всегда был открыт для Него. Зато и любил Господь друга Своего Лазаря и двух праведных сестер его - трудолюбивую, гостеприимную Марфу и тихую, глубоко Ему преданную Марию. У них Он обычно останавливался, когда приходил в Иерусалим на праздники; в их доме проводил Он и последние перед Своими страданиями ночи, удаляясь сюда из шумного Иерусалима...

 Здесь за несколько дней до Своих Страданий приготовлена ему была вечеря, на которой, Мария, взяв самого лучшего нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Божественного Учителя и отерла своими волосами, желая тем излить сердечную благодарность Воскресителю брата ее, мертвеца четверодневного... Здесь Он провел ночь на Вторник, отсюда во Вторник утром опять пришел в храм Иерусалимский и много учил в нем и вне его (Мф. 24; 25)...

Но вот другой дом - Симона прокаженного. И в этом доме Господь был однажды гостем: ночь со Вторника на Среду провел он в последний раз перед Своей смертью в Вифании, в дому Симона прокаженного. И сюда пришла к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного; но это не была праведная сестра Лазаря, это была жена грешница, грехами оскверненная и всеми презираемая. Она пришла сюда, чтобы излить свою душу в слезах покаяния, и, разбив дорогой сосуд, возлила благоуханное миро на главу Вземлющего грехи всего мира... Ропщет расчетливый Иуда на бесполезную, по его мнению трату ароматов, слышится слово порицания и от других учеников. Но Сердцеведец лучше их знает цену усердия грешной жены: Что смущаете женщину - говорит Он им, - она доброе дело сделала для Меня; она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала!

В тот же день и Иуда Искариот, зараженный корыстолюбием, решается предать своего Учителя. В то время как грешница, по словам Иоанна Златоустого, принесла к ногам Христовым главу свою, «Иуда простер руку к беззаконным; та искала оставления грехов своих, а сей взять сребренники. Она радовалась, тратя миро многоценное, сей заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а сей от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а сей делался пленником его».

 

 Великий Четверг

 

Происхождение праздника связывается с историей тех казней, которые Господь навел на Египет, чтобы сломить упорство фараона и заставить его отпустить евреев. После того как первые казни оказались для этой цели недостаточными, Господь послал десятую, одну из самых ужасных, - избиение всех первенцев египетских. Об этом так повествует книга Исход: И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более

(Исх. 11, 4-6). В то же время евреям, находившимся в Египте, было дано такое повеление: Скажите всему обществу (сынов) Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство... Агнец... пусть хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его... А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во (все) роды ваши; как установление вечное празднуйте его (Исх. 12, 3, 5-14). Таков устав Пасхи. Передавая это повеление Божие народу, Моисей снова подтверждает: Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите (им): это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил (Исх. 12, 24-27).

 Грозные слова Божий исполнились. Упорство фараона было сломлено. Он не только отпустил евреев, но и принуждал их сам уйти скорее.

Вот в воспоминание этого великого события, ознаменовавшего перелом в истории еврейского народа и начало новой, независимой жизни в земле обетованной, евреи свято чтили праздник Пасхи, как повелел им Господь чрез Моисея; тем более, что нарушение праздника и неисполнение его устава навлекало грозное прещение: кто чист и не находится в (дальней) дороге и не совершит Пасхи - истребится душа та из народа своего (Чис. 11, 13).

По уставу, данному Моисеем (Лев. 23 и Втор. 16), пасхального агнца нельзя было заколоть в жилищах. Не можешь ты заколать Пасху - говорит он, - в котором-нибудь из жилищ твоих... но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его. (Втор. 16, 5-7). Во исполнение этого постановления все евреи для совершения пасхальной жертвы собирались в Иерусалим, где был храм, считавшийся местом особого пребывания Божия. Повинуясь этому уставу, и Господь, пришедший не нарушить закон, но исполнить, посылает учеников в Иерусалим, чтобы приготовить пасхального агнца. И пошли ученики Его, и пришли в город... и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он приходит с двенадцатью (Мк. 14, 16, 17).

Началась Тайная Вечеря, как обыкновенно называется эта последняя пасхальная трапеза Господа с учениками, основное значение которой для православных христиан состоит в установлении великого новозаветного Таинства, заменившего ветхозаветную пасхальную жертву, - таинства Евхаристии.

 Когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (Мк. 14, 22-24).

Сие творите в Мое воспоминание, - прибавил Он, по сказанию евангелиста Луки (Лк. 22, 19).

С тех пор по заповеди Спасителя, в воспоминание Его Крестных страдании и смерти за искупление падшего человека совершается в Церкви Христовой великая тайна пресуществления Тела и Крови Христовой. Под видом хлеба и вина вместо ветхозаветного однолетнего агнца приносится жертва Тела и Крови Иисуса Христа.

Какое значение имеет для нас это Таинство?

Евхаристия Православной Церкви, являющаяся таинственным повторением Голгофской жертвы через вкушение хлеба и вина, претворенных в истинное Тело и в истинную Кровь Христову, дает приступающим с верою к таинству вступить в самое тесное, приискреннее и действительное единение с Господом и таинственно участвовать в Его страданиях и смерти, чем приобретается прощение грехов и жизнь вечная.

Ядуший Мою Плоть и пиющий Мою Кровь -говорит Господь, - имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядуший Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядуший Меня жить будет Мною (Ин. 6, 54-57).

 Вступая в тесное и непосредственное единение с Господом через вкушение Его Пречистого Тела и Крови, все верующие в то же время через Христа связываются самым тесным образом и друг с другом, образуя единый организм Церкви, глава которой - Христос, а тело - вся сумма верующих, объединенных единством веры, таинств, учения и любви. Литургия, где приносится великая жертва Тела и Крови Христовой, есть самый существенный момент биения таинственного сердца Церкви, через который духовная сила Христова, сила благодатной жизни, разливается от святой Чаши по всему организму Церкви. Верующие, как виноградные ветви, получают здесь свои питательные соки от лозы - Христа (Ин. 15, 5). Вот почему без таинства Причащения нет духовной жизни. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53) - говорит Спаситель. В то же время литургия есть момент единения во Христе между собою всех причащающихся верующих, срастающихся в единое тело Церкви. Один хлеб, - пишет апостол Павел, - и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (I Кор. 10, 17).

 Здесь, перед святой Чашей, познаем мы великую любовь Божию к нам, которая открылась в том,...что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. …Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (I Ин 4,9-11).

Перед святой Чашей познаем мы любовь в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (I Ин. 3, 16). К страданиям любви зовет святая Чаша, к любви, готовой, по примеру Спасителя, положить душу свою за ближнего, ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Первая и самая главная заповедь, оставленная нам Спасителем, есть заповедь о любви. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). Кто исполняет эту заповедь, тот вместе с тем свидетельствует о своей любви к Богу, ибо кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21), и к такому человеку относится неложное обетование Спасителя: кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21), и далее: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).

В этом единении с Богом и состоит высшее счастье жизни, доступное для человека, и путь к этому счастью в страданиях любви.

Таким образом, вся, сущность христианской жизни дана в святой Евхаристической Чаше: в ней мука и горечь страданий любви, но в ней и счастье любви и высшее блаженство единения с Богом. Таинство Евхаристии - это страдания, претворенные любовью в блаженство. В этом же состоит и таинственный закон жизни во Христе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: