А.Э. Тюлькин «Тишина» ( слайд 19)

Графика Башкортостана в годы войны

 В первые дни после начала войны на стенах домов появились призывные плакаты. В больших по размерам листах изображения конкретных мотивов из фронтовой или тыловой жизни сочетались с возвышенными по тону призывами и надписями. Часто использовались фотографии, раскрашенные сатирические рисунки, выполненные в форме аппликации. В возникшее в годы войны понятие помощи фронту со стороны художников входил и такой жанр, как фронтовая зарисовка. Это были быстрые карандашные и акварельные наброски, портреты отличившихся бойцов, раненых, находившихся на излечении в госпиталях, медицинских работников.

Среди них замечательные циклы портретных и жанровых карандашных зарисовок на героическую тему А.П. Лежнева «Боец Хафизов», «Политрук Минибаев» (1942 г.),

Г.Ш.Имашевой «Капитан Хакимов», «Сборочный цех Сталинградского тракторного завода», «Гвардии капитан С.Сабиров» (1943г.)

Особенно выделяется из этого ряда «Портрет гвардии старшего лейтенанта К. Нарбекова» Г.Ш. Имашевой

 Галия Шакировна Имашева

Народный поэт Башкирии Мустай Карим в одном из интервью так определил творчество мастера: «Г. Ш. Имашеву я отношу к тем театральным художникам, которые умеют вникнуть в суть произведения. Мне близка её манера работы своей подлинностью, искренностью. Имашева своим искусством не отвергает драматур­гию, а как бы соперничает с драматургом языком пластики во имя утверждения его позиций, мыслей».

«Портрет гвардии старшего лейтенанта К.Набекова»

Из мягких контурных линий, прозаичных тонов карандашной растушевки возникает здесь красивое лицо молодого воина, освещенное ясной, доброй улыбкой. Чуть более плотный штрих обозначает объем лба, впадины глаз, плотные складки в углах рта. Представленный образ притягивает жизнелюбием своей натуры. Но аскетическая простота походной одежды – зимний полушубок и шапка – ушанка со звездой вносят в это изображение оттенок мужества и суровости

 

С.В. Шишков (слайд 10)

Сергей Васильевич Шишков художественное образование получил в Московском художественном училище. С началом войны он направился на фронт, был награжден там несколькими медалями, в 1942 году был тяжело ранен и долгое время провел в Муромском фронтовом госпитале. После войны работал на Белорецком металлургическом комбинате, сочетая обязанности инженера- проектировщика с творческой работой в графике, в сложной технике монотипии.

Большой цикл произведений с изображением участников войны, часто соседей по госпитальной палате, создававшихся под непосредственным впечатлением пережитого, остался у художника от военной поры. Эти небольшие по форматам листы, выполненные в технике карандашного рисунка, энергичными, плотными контурами и штрихами, могут показаться сегодня внешне непритязательными.

«Медсестра Катя» (слайд 11)

Строгость белого халата и платка, скрывающего волосы, не мешает почувствовать прелесть живого характера, обаяние скромной, умной девушки.

А.Т.Платонов (слайд 12)

Всю войну прошел Алексей Трофимович Платонов. Воевал на западной Украине, на Дону, на Орловско – Кургской дуге, под Сталинградом, учавствовал в освобождении сорока двух тысяч пленных в концлагере Фришнерунг, затем в расследовании фашистских зверств в этом лагере. Между боями, в минуты относительных передышек занимался творчеством. Источником его натурных зарисовок, выполненных карандашом или акварельною, были непосредственные фронтовые впечатления самого художника, суровые военные мотивы: тяжелые фронтовые дороги, остовы дымящихся многоэтажных домов, сюжеты фронтового быта.

«Автопортрет» А.Т.Платонов (слайд 13)

Это крепкий человек с крупными, несколько резковатыми чертами лица, одетый в военную гимнастерку. Пристально, чуть исподлобья смотрит он прямо на зрителя. И в позе бойца, и в энергичном, волевом выражении его лица с упрямо сдвинутыми губами проступает активное начало, большая внутренняя сила.

Рауль Гатауллович Гумеров (слайд 14)

Р.Г.Гумеров 1911 года рождения, коренной уфимец, учился в художественном отделении техникума искусств в родном городе, где учителя были Касим Девлеткильдеев, Александр Тюлькин. Рауля Гумерова, участника Великой Отечественной войны, интересовали героическое прошлое Башкортостана, судьбы его отважных сыновей

 

Р.Г. Гумеров «Освобожденный Смоленск» (слайд 15)

Глазам зрителей предстают в обгоревших руинах, но по-прежнему величественные и прекрасные старинные города. Как раны на живом теле, ощущаются провалы окон и выбоины в стенах зданий, щемяще редкие, одинокие на пустынных улицах фигурки людей, вынесших на себе тяжесть жизни в осажденных городах. Но робкие лучи солнца, начинающие прогревать землю, его ровный неяркий свет вносит тихую ноту радости в эти драматические картины, этот свет кажется предвестником возрождения мировой жизни.

Р.Г. Гумеров «Переправа через Березину» (слайд 16)

Работа выполнена гуашью в серебристо-темных тонах. Изображает тяжелые фронтовые будни. Опустошенная боями земля, готовящиеся к переправе артиллерийские орудия, автомашины, вездеходы, чуть намеченные темные фигуры людей, начинающий рассеиваться утренний туман над рекой, перерезанной прерывистой лентой понтонной переправы, нависшее над ней сумрачное небо, уходящее вглубь пространство-все полно внутренней напряженности, настороженной тишины, и в каждой из этих деталей безошибочно узнаются суровые военные дни.

Живопись Башкортостана в годы войны (слайд 17)

Александр Эрастович Тюлькин (слайд 18)

Видный художник, тончайший живописец, воспитанник старой казанской художественной школы, Александр Эрастович Тюлькин большую часть своей сознательной жизни прожил в Уфе (он родился 30 августа 1888 года, умер 18 марта 1980 года, похоронен на Южном кладбище Уфы) и более всего своих произведений посвятил этому городу.

 

А.Э. Тюлькин «Тишина» (слайд 19)

В «Тишине» показан кусочек городской окраины с угловой частью покосившегося домика на высоком речном берегу, крошечным палисадником с цветущими мальвами. Сочная, свежая живопись картины, сияющая разноцветными оттенками, созвучна настроению людей, радующихся началу мирной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: