Философия и мировоззрение

Развитие философского мировоззрения во времени

 

эпохи системообразующий принцип мировоззрение
В древнем мире Действие сверхъестественных сил. Мифы. Картина мира складывалась из разобщенных мифов, объяснявших происхождение Вселенной, животных, растений, человека.
В эпоху античности Космос. Микрокосмос. Мировое круговращение. Символ: круг, сфера, процесс вращения.
В эпоху средних веков Бог творец всего. Взаимодействие человеческой души и божественного начала.
В эпоху Ренессанса и Нового время Законы механики. Мир - огромный часовой механизм.
Современная эпоха Принципы и законы диалектики. Основные принципы синергетики. Формирование научной картины мира всеми науками.

 

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу: разуму, воле.

Поведение человека имеет под собой две опоры: знания и ценности.

Знания и ценности взаимосвязаны: ценностное определение во многом зависит от уровня знаний.

История познания и создания научной картины мира убеждает в том, что только часть философских учений можно отнести к области научно-философского мировоззрения. К ним относятся учения философского материализма и метод материалистической диалектики.

 

 


 

 


Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия

Генезис философии

 

Исторические условия влияют на философию, но она всегда остается верной своим традиции, проблематике, форме и «вечным вопросам». Через всю историю философии проходят проблемы, группирующиеся вокруг основного круга ее вопросов: о субстанции как всеединой и вечной основе мироздания; о человеке и его месте и назначении в этом мироздании; о смысле человеческой жизни, о сущности человеческого общества, о будущем человечества; о наилучшем политическом устройстве, ведущем к счастью; о правильном образе жизни; о познаваемости мироздания и методах такого познания; и, наконец, об отношении мышления к бытию, духа к природе.

Ответы на эти вопросы и проблемы дают различные философские системы. Но эти вопросы и проблемы постоянны, а системы переходящи, поэтому философия дает нам множество картин мироздания, созданных разными философами и философскими школами.

Всякая философия национальна уже по языку ее производителей, поэтому мы можем говорить о древнегреческой, итальянской, немецкой, французской, русской философии. Правда, не все народы имели свою философию, не у всех мировоззрение поднялось на второй уровень – на ступень системно-рационализированного мировоззрения (шумеры). Поэтому мы можем говорить, что существуют три философские традиции: китайская, индийская и средиземноморская (в своей большей части совпадающая с европейской).  

Из чего возникла философия? На этот счет существуют две крайние и три средние концепции.

 

Философия ни из чего не возникла, она так отлична от предшествующих ей форм духовной культуры, что вопрос «из чего?» бессмыслен. Философия возникла как бы из ничего.

Философия всегда была, когда был «человек разумный».

 

Сумма крайних концепций дает среднее:

Было время, когда философии не было, но было нечто аналогичное ей, так что она возникла не из ничего, а из нечто.

Мифогенные концепции: нечто – это мифика, мифика в сумме с религией или даже просто религия.

Эпистемогенные концепции: нечто – это знания, знания + зачатки наук, только зачатки наук

Дуалистические эпистемно-мифогенные концепции: нечто – это сумма мифического и научного
 

 

Внутри этого направления идет также раздвоение, в котором раздваивает и сам генезис философии: она возникла не как таковая, а отдельно как материализм или «линия знания» и отдельно как идеализм или «линия веры».
       

 

Гносеогенно-мифогенная концепция (автор Чанышев А.Н.)[1]:

– Генезису[2] философии предшествовал генезис мировоззрения в доисторические времена.

– Достраивая себя человек начал выделяться из природы и животного мира, отчего в мировоззрении зародилось новое отношение: «оно» – мироздание и «мы» – люди. Так возник первый вопрос о взаимоотношении «оно» и «мы».

Например,

Магия Определенная техника (заклинания и деяние), которая оказывает принудительное воздействие на мироздание. Внутренняя гармония человека, он чувствует себя целым и единым с мирозданием, его важной (если не главной частью), любимым ребенком, который может потребовать от родителя то или иное действие.
Религия Религиозное действие (молитва или жертвоприношение) опосредованного характера, которое Бог может принять или не принять. Внутренняя дисгармония человека. Он чувствует себя маленьким, ничтожным, слабым ребенком, который не знает, чего ожидать от родителя, поэтому в его задачу входит прежде всего вести себя хорошо, чтобы не разгневать родителя (Ветхий Завет), смирять его своей покорностью и немощью (Новый Завет), радовать его (современность). 
Наука Наблюдение. Моделирование и создание условий под задачу (эксперимент, творчество). Сумма предшествующих состояний: человек умалился до песчинки мироздания, но в эксперименте ставит себя в точку бога и руководит созданной ситуацией без четко знания что получится, но все же с вполне оправданной надеждой на желаемый результат.

– В мифическом мировоззрении свой уход из природы человек компенсировал тем, что в воображении очеловечивал и «ороднял» природу, т.е. антропоморфизировал[3] и социоморфизировал[4] ее («великая метафора»). Это породило в сознании человека сверхприродный, сверхъестественный мир мифического псевдобытия.

 

Как возникла философия? Протофилософию составили два компонента:

1. Мировоззренческое воображение и его плод – художественный мифико-религиозный комплекс, что дало установку на большие вопросы.

2. Практическо-теоретическое соображение и его плод – протонаука, которая дала толчок к развитию критического мышления[5]. Например, задачку из древнеегипетского математического папируса Ⅱ тыс. до н.э. о разделении семи хлебов на восемь равных частей при минимальном числе разрезов никакие мифы решить не помогут (12 разрезов: 4-4-4).

 

Философия возникает как разрешение этого противоречия, как интеллектуальное мировоззрение, с «понятизацией»[6] мифических образом и переходом к понятийному мышлению[7]. Появляется новая проблематика, например, проблема познания мироздания. Появляется идея неумолимой безликой объективной необходимости.

Генезис философии следует понимать, как возникновение второго уровня мировоззрения, который возможен благодаря росту наук. Философия зарождается как распространение мышления с узкой сферы специального знания на все мироздание. Мышление само по себе не есть философия.

Философия – это мировоззренческое мышление или мыслящее мировоззрение. Основной вопрос мировоззрения принимает здесь форму основного вопроса философии. Авторитет разума занимает место авторитета науки. Природа деантропоморфизируется и демифилогизируется. Чтобы ответить на вопрос о возникновении – генезисе – философии необходимо задаться тремя вопросами: откуда произошла философия? на какой питательной почве выросла?

Генезис – греческое слово – исток, начало, база, происхождение; означает много, на русский точно не переведешь.

Тема генезиса философии встала недавно, в эпоху Просвещения, когда в конце ⅩⅧ века поставлены были вопросы, которые кажутся сегодня очевидными. Есть у истории развитие? В результате чего появилась идея прогресса, линейности времени и деления исторических периодов на формации. Что было в древности? В результате обнаружили прямое сходство между древними языками – латынь, греческий, санскрит – где большинство корней оказались очень похожи. Греческий и санскрит оказались очень похожи, и они являются первыми языками философии. И когда это обнаружили, то заинтересовались и вопросом об истоках философии. Оказалось, что первый кто написал историю был Аристотель, и после него на Западе этого никто не делал. В Индии – обратная ситуация, т.к. там принято все записывать и сразу. И тогда на Западе встал вопрос: что такое философия? и что делает ее философией?

Тогда и обнаружили, что философия – это вещь не вечная, что она была не везде и не всегда, что она имеет очень специфическую форму существования. Поэтому вопрос о генезисе можно разбить на вопросы: где? когда? и из чего она возникает?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: