Материальное производство как основание жизнедеятельности и существования общества

5. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе. Развитие общества как естественно-исторический процесс. Роль субъективного фактора в истории. Движущие силы и направленность исторического процесса.

6. Сущность основных концепций философии истории. Проблема смысла истории.

7.Единство и многовариантность исторического процес­са: понятия исторической эпохи и общественно-экономического уклада. Исторические и социально-экономические формы общности людей.

8. Единство и противоположность культуры и цивилизации. Исторические типы цивилизации (Н.Я. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, Р.Дж. Коллингвуд и др.

9. Общественный прогресс, его критерии. Сущность поступательного процесса в развитии человечества. Глобальные проблемы современности.

10. Философские проблемы в области профессиональной деятельности.

Основные понятия:

Система, социальная система, общественное бытие, общественное сознание, исторический процесс, законы-тенденции исторического процесса, объективные и субъективные факторы исторического процесса.

Социальная структура, классы, социальные слои, социальные группы, социальная стратификация, социальная мобильность, виды социальной мобильности, этническая структура, род, племя, народность, нация, семья, социально-демографическая структура общества.

Труд, общественное производство, материальное и духовное производство, способ производства, производительные силы, орудия труда, предметы труда, производственные отношения, отношения производства, отношения распределения, отношения обмена, отношения потребления, отношения собственности на средства производства.

Общественно-экономическая формация, базис, надстройка, господствующие производственные отношения, экономический уклад, естественно-исторический процесс, формационный и цивилизационный подходы к типологизации исторического процесса.

 

Философия истории, или историософия – раздел философии, претендующий на целостное познание исторического процесса, выявление его источников, смысла и направленности.

Поэтому вопросыследует рассматривать в историческом плане. Для этого проследите основные этапы становления фило­софских представлений об историческом процессе. Имейте в виду, что понимание развития общества во все времена было связано с трактовкой времени. Следует начать этот экскурс с мифологических представлений о «мировом годе», затем пе­рейти к античной, христианской и исламской средневековой историософии, от них – к принципу обоснования историософ­ских концепций в Новое время и в период классической рациональности.

Многообразие пришедших на смену классическим интерпретациям истории постклассических историософских пара­дигм   можно распределить по направлениям в соответствии с каким-либо критерием: линейные и цикличе­ские; признающие «принцип всемирной истории» и трактующие мировой процесс как совокупность оригинальных историй отдельных цивилизаций; признающие рациональность истории н утверждающие ведущую роль некоей иррациональной сти­хии. В соответствии с выбором критерия некоторые концепции могут быть «задействованы» в разных номинациях. Обратите особое внимание на анализ концепций истории, разработанных в «философии жизни», экзистенциализме, марксизме, учени­ях Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса.

В качестве возможных походов к анализу куль­туры следует использовать следующие: обозначение уровня совершенства того или иного умения; противопоставление при­родному, естественному; противопоставление цивилизации как нисходящему этапу развития общества, «живого» - «меха­ническому»; выделение духовного содержания в противовес материальной «оболочке»; определение опосредующей роли культуры между объективным и субъективным миром и т.д. Понятие «цивилизация» появилось в тесной связи с понятием «культура», поэтому при его анализе неизбежно их сопоставление как парных категорий.

Проблема направленности человеческой истории в истории философии имеет два решения – оп­тимистический (прогрессизм) и пессимистический, акцентирующий внимание на неизбежной деградации человечества. Прежде чем перейти к анализу прогрессистских теорий, приведите аргументы представителей противоположной позиции. Затем охарактеризуйте главные черты прогресса как типа развития, подчеркните его противоречивый и неравномерный ха­рактер в разных сферах общественной жизни. В качестве вывода попытайтесь сформулировать наиболее важный, на Ваш взгляд, показатель прогрессивного развития.

 

Темы сообщений и докладов:

1. Формирование национальных общностей людей.

2. Философские подходы к исследованию семьи и брака.

3. Феномен открытого общества.

4. Основополагающие принципы гражданского общества.

5. Проблема социального равенства.

6. Общественная психология и общественная идеология.

7. Социальное предвидение: его возможности и границы.

8. Утопии и антиутопии XX в. (на примерах творчества Е. Замятина. О. Хаксли. Дж. Олдриджа).

9. Проблема «русского пути» и «русской идеи».

10. Культуры Востока и Запада: общее и различия.

11. Формационная и цивилизационная концепции исторического процесса.

12. Движущие силы развития общества.

13. Научно- технический прогресс и охрана труда.

14. Научно-технический прогресс, здоровье и физическоеразвитие человека.

15. Научно-технический прогресс и превращение науки в непосредственную производительную силу.

16. Сущность и основные особенности современного научно-техни­ческого прогресса.

17. Диалектики развития производительных сил и производственных отношений в современном мире

18. Техника и закономерности ее развития.

19. Наука и нравственность.

20. Общественная психология и поведение индивида.

21. Прекрасное как категория эстетики.

22. Политическая идеология и ее роль в общественной жизни.

23. Проблемы формирования нравственных убеждений и идеалов у молодежи.

24. Развитие национальных отношений в современных условиях.

25. "Социальная стратификация" общества: миф или реальность?

26. Искусство и религия.

27. Общественное и индивидуальное сознание.

28. Отчуждение личности как социальное явление.

29. Человечество как мировое сообщество.

30. Взаимодействие права и морали.

31. Научно-технический прогресс и процессы урбанизации.

32. Нации и межнациональные отношения.

33. Демографические проблемы в условиях НТП.

34. Человек как субъект истории.

35. Общественные организации молодежи.

36. Культура как мера развития человека.

37. Социально-экономические последствия НТП

Проблемные вопросы для дискуссии:

1. В чем заключается сущность социальных законов природы и чем законы естественных наук отличаются от законов социальных?

2. Приведите примеры того, как природа влияет на прогресс человечества и как она способствует неравномерному развитию отдельных человеческих сообществ.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. По каким признакам выделяют различные социальные общности?

2. Что такое общественные потребности, и как они формируются?

3. Каково соотношение понятий «физический труд» и «производственная деятельность»?

4. Какую роль в обществе играют отношения собственности?

5. Что такое социальная несправедливость, и как она проявляется в различных сферах общественной жизни?

6. Каковы причины, характер проявления н пути разрешения социальных противоречий?

7. Каковы философские подходы к исследованию общественной власти?

8. Что включается в понятие «духовное производство»?

9. Возможно ли общественное единомыслие?

10. Применимы ли понятия «здоровье» и «болезнь» к социальному организму?

11. Почему философские теории исторического процесса возникли позже, чем натурфилософские концепции?

12. Каким образом содержание историософских концепций обусловлено временем их возникновения?

13. Как в учениях об историческом процессе проявляются принципы волюнтаризма, провиденциализма и фатализма?

14. Каково, по-Вашему, должно быть соотношение традиций и новаций в развитии культуры?

15. Каковы критерии различения материальной и духовной культуры?

16. Возможен ли универсальный «сценарий» развития для всех национальных культур?

17. Разнообразие культур – благо или помеха на пути исторического прогресса?

18. Можно ли оценивать факты культурных заимствований как однозначно позитивные или негативные?

19. Что такое кризис культуры?

20. Можно ли считать главным показателем общественного прогресса расширение человеческой свободы?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы роль и место философской антропологии в структуре философского знания?

2. Назовите основные феномены человеческого бытия.

3. В чем смысл проблемы совершенного человека?

4. Как вы понимаете фразу: «Человек – это творец и творение культуры»?

5. Составьте типологию ценностей.

6. Какие теории происхождения человека вы знаете?

7. Перечислите основные составляющие общества как социальной системы.

8. В чем вы видите различие между понятиями культуры и цивилизации?

9. Перечислите различные типы культур в соответствии с учением Шпенглера.

10. Что означает термин «конвергенция социальных систем»?

11. Что лежит в основе социальной стратификации?

12. Назовите основные типы социальной мобильности.

13. Дайте определение гражданского общества.           

Контрольные вопросы:

1. В чем суть материалистического понимания истории?

2. Что такое социальные законы? Как следует понимать их объ­ективность?

3. Какова взаимосвязь объективных условий и субъ­ективного фактора применительно к процессу реформ в нашей стране,

4. Почему материальное производство считается основой сущест­вования и развития общества?

5. В чем заключается диалектическая взаимосвязь производи­тельных сил и производственных отношений?

6. Назовите основные направления НТР.

7. Как можно использовать понятие общественно-экономической формации для анализа исторического процесса и понимания общества как системы?

8. Определите понятия "базис" и "надстройка", их соотношение с материальным и духовным производством.

9. Как соотносятся понятия "экономический базис" и "уклад"?

10. В чем заключаются главные особенности надстройки?

11. Дайте определение классов.

12. Возрастает или уменьшается роль семьи в современном об­ществе?

13. Как соотносятся между собой революционный и эволюционный пути в процессе развития и смены общественно-экономических форма­ций?

14. Какие организации и учреждения составляют политическую организацию общества?

15. Чем определяются тип государства и его формы?

16. Что такое "правовое государство"?

17. Как проявляется активная роль общественного сознания по отношению к общественному бытию?

18. Раскройте сущность взаимосвязи индивидуального и общест­венного сознания.

19. Раскройте понятия "идеология" и "общественная психология".

20. Чем можно объяснить возникновение различных форм общест­венного сознания?

21. Каковы причины существования религиозности в современном мире?

22. Каковы основные задачи эстетического воспитания? Назовите основные функции искусства.

23. Какие основные элементы включает социальная структура общества?

24. Что такое социальная общность?

25. Перечислить основные характеристики класса как социальной общности.

26. Каковы особенности социальной стратификации современного российского общества?

27. Возрастает или уменьшается роль семьи в современном обществе?

28. Концепция социальной стратификации П.Сорокина.

29. Развитие национальных отношений в современных условиях.

30. Особенности социальной структуры российского общества и тенденции ее развития.

31. Роль политики в общественной жизни.

32. Проблемы преобразования политической системы на современном этапе.

33. Что такое общество и почему оно возникает?

34. Что дает человеку объединение в общество?

35. Что такое этнос, и какое место он занимает в социальной структуре общества?

36. Какую роль в социальной структуре общества играет государство?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: