· Философские идеи Платона и Аристотеля: учение о бытии и познании (сходство и различие).
· «Что есть наилучшее?» ( Комментарий к заданию: Рассмотрите концепции первоначала у философов Древней Греции (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Пифагора, Гераклита, Платона и т.д.). Выберите одну из концепций, которая на ваш взгляд лучше других объясняет истоки бытия. Объясните, почему вы поддерживаете древнего философа.)
· Догонит ли Ахиллес черепаху и летит ли стрела (существует ли движение)? ( Комментарий к заданию: Изучите апории Зенона «Ахилл и черепаха» и «Стрела». Каким философским проблемам посвящены эти апории?)
· «Почему у всего есть начало, и это начало есть Бог?» (Комментарий к заданию: Каковы основные черты средневековой философии? В чем значение идей теоцентризма и креационизма для философии Средневековья).
· «Возможен ли Город Солнца или Утопия?» (Комментарий к заданию: Рассмотрите утопические идеи Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанеллы. Охарактеризуйте значение их идей для современной философии.)
· «Человек венец творенья!» (Комментарий к заданию: Какой новый идеал человека предлагают гуманисты? В чем сущность и причины ренессансного антропоцентризма? Для ответа воспользуйтесь концепциями Ф. Петрарки, М. Монтеня, Л. Валлы, Э. Роттердамского, Л. да Винчи).
· «Все действительное разумно, все разумное действительно». Каковы по Гегелю основные этапы развития Абсолютной идеи? Какие триады выделяет в своей философии Гегель для объяснения сущности диалектического развития?
· «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его». Каковы основания марксистской философии?
· Почему творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на Западе считается «ключом» к таинственной русской душе?
· В чем заключается сущность мысленного эксперимента Дж. Сёрля «Китайская комната»? Какие возможности интеллекта иллюстрирует этот пример?
· Посмотрите отрывок «Обе белые» из фильма «Я и другие». Ответьте на вопрос: Почему человек является социально-биологическим существом?
· Проблема разума и веры, сущности и существования в философии Средневековья.
· Человек эпохи Возрождения: идеалы, стремления, возможности.
· Ф. Бэкон и Р. Декарт: сходство и различие философских учений.
· Трактат И. Канта о вечном мире и современность.
· Диалектика Г. Гегеля и диалектика К. Маркса.
· Проблема истинности знания в философии неопозитивизма.
· К. Поппер и П. Фейерабенд: единомышленники или враги?
· Понятие жизни, сущности и назначения человека в философии жизни.
· Проблема человека в философии экзистенциализма.
· Человек: волк или овца?
· Славянофилы и западники: история и современность.
· Идея «разумного эгоизма» в философии Н. Чернышевского.
· Учение о богочеловечестве в философии В. Соловьева и Н. Бердяева.
· Понятие культуры и цивилизации в философии Н. Бердяева.
· Особенности российской правовой культуры.
· Бытие человека и его перспективы. Человек настоящего и будущего.
· Бытие как философская категория. Виды бытия.
· Проблема соотношения материального и идеального.
· Философское и естественно-научное толкование времени.
· Сознательное и бессознательное.
· Творческая природа сознания.
· Место и роль интуиции в познавательной деятельности человека.
· Философские категории: методологическое, аксиологическое, эвристическое значения для технических наук.
· Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.
· Особенности социального познания.
· Место человека в системе общественных отношений.
· Противоречивое единство морального и правового сознания.
· Современная философия о свободе и ответственности личности.