12 августа 1949 года представители 48 государств, приглашенных в Женеву Швейцарской Конфедерацией (депозитарием Женевской конвенции), единогласно приняли четыре Конвенции о защите жертв войны. Эти конвенции явились результатом продолжительных консультаций, которые организовал МККК, опираясь на свой опыт, полученный во время второй мировой войны. В разработке Конвенций принимали участие не только правоведы и военные специалисты, но и представители Движения Красного Креста. Четыре Женевские конвенции от 12 августа 1949 года заменили собой Конвенции 1929 года и частично - IV Гаагскую конвенцию.
Три из этих Конвенций посвящены хорошо известным вопросам - защите раненых и больных, лиц, потерпевшим кораблекрушение, и военнопленных. Однако IV конвенция поднимала целину, поскольку обеспечивала защиту от произвола и насилия гражданским лицам, оказавшимся во власти противника. Ее самый важный раздел касается оккупированных территорий. IV Женевская конвенция свидетельствует о том, что международное сообщество усвоило урок, полученный во время второй мировой войны, - ведь хорошо известно, что самые ужасные преступления совершались против гражданского населения на оккупированных территориях. Договоры 1949 года были исключительно важными еще и потому, что отныне защита гуманитарного права распространялась также и на жертвы гражданских войн.
|
|
В последующие годы Женевские конвенции стали наиболее широко признанными международными договорами. В настоящее время 175 государств - почти все международное сообщество - взяли на себя обязательство их соблюдать.
Годы, последовавшие за 1949-м, не принесли мира. Весь этот период характеризовался бесчисленными конфликтами. Деколонизация Африки и Азии часто сопровождалась ожесточенными столкновениями. В борьбе между слабыми (в материальном отношении) и сильными (в военном отношении) стали прибегать к таким методам, которые были несовместимы с традиционными способами ведения войны (партизанская война). В то же время неограниченная гонка вооружений вела к образованию арсеналов систем вооружений, основанных на новейших технологиях. Применение такого оружия, и в первую очередь ядерного, неизбежного лишило бы всякого смысла все принципы международного гуманитарного права.
Однако вторая половина XX века характеризуется также триумфом прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Конвенция о беженцах, пакты ООН о правах человека 1966 года, а также региональные договоры по правам человека - все это усилило международную правовую защиту людей от злоупотреблений властью со стороны правительств и способствовало благополучию каждого отдельного человека. Международное гуманитарное право, естественно, не могло не откликнутся на эти изменения. Если к тому же вспомнить, что в Конвенциях 1949 года практически ничего не говорится об очень важном вопросе, а именно - о защите гражданского населения от непосредственного воздействия войны, то станет понятно, почему МККК, основательно подготовившись, представил в 70-х годах на рассмотрение и одобрение правительств проекты двух новых договоров. Проходившая в Женеве с 1974 по 1977 год Дипломатическая конференция V по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, приняла 8 июня 1977 года два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям. Протокол I содержит новые нормы, относящиеся к международным вооруженным конфликтам, Протокол II - нормы международного гуманитарного права, относящиеся к вооруженным конфликтам немеждународного характера. Сами четыре Женевские конвенции 1949 года остались без изменений, но были существенно дополнены Протоколами.
|
|
В Дипломатической конференции принимали участие представители 102 государств и нескольких национально-освободительных движений. Столкновение взглядов и напряженность в отношениях между участниками конференции хорошо отражали ситуацию в мировом сообществе, объединяющем все народы. Если вплоть до принятия Конвенций 1949 года международное гуманитарное право, несомненно, основывалось исключительно на европейских философских (мировоззренческих) направлениях, то этого уже нельзя сказать о времени принятия Дополнительных протоколов 1977 года. Тексты этих Протоколов, оставаясь верными общепризнанными гуманистическим целям, отмечены влиянием неевропейских подходов, а также других интересов и новых приоритетов. Дополнительные протоколы дают возможность гуманитарному праву утвердиться в «третьем мире».
Оба протокола значительно повышают эффективность защиты, которую они предоставляют наименее защищенным категориям лиц. Протокол I ратифицирован 119 государствами, а Протокол II -109, что позволяет заключить, что эти Протоколы, так же как и Женевские конвенции, становятся универсальными правовыми документами. Протоколы вступили в силу для первых двух договаривающихся государств 7 декабря 1978 года, а для каждого последующего участника - через шесть месяцев после ратификации или присоединения к ним.
Протокол I сопрягает Женевское право и Гаагское право, которые прежде развивались по отдельности. Наконец победил взгляд, согласно которому недостаточно помогать жертвам военных действий. Важнее, чтобы право накладывало ограничения на сами военные действия с тем, чтобы причинялось как можно меньше излишних страданий и повреждений. С принятием IV Женевской конвенции о защите гражданского населения и Протокола I Женевское право совершило гигантский шаг в направлении более эффективной защиты гражданского населения от последствий войны.
В период после 1949 года помимо Дополнительных протоколов появились и другие нововведения в области защиты в соответствии с международным правом лиц и объектов во время войны. Одним из них явилась Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года. Этим договором, в котором чувствуется сильное влияние Женевских конвенций, был создан своего рода «Красный Крест для культурных ценностей». Контроль за ее выполнением был возложен на ЮНЕСКО.
Следует указать также на Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 года. Эта Конвенция существенно усилила один из запретов, предусмотренных Женевским протоколом 1925 года, а именно - запрещение бактериологического оружия. Договор о химическом оружии 1933 года запрещает не только его использовании, но также производство и обладание им. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 года имела целью в корне пресечь возможность применения нового способа ведения военных действий - воздействуя на природную среду. Все эти конвенции были приняты в рамках ООН.
|
|
И, наконец, нельзя не упомянуть Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие от 10 октября 1980 года с тремя Протоколами. Эта конвенция после подготовительной работы, проведенной МККК, была рассмотрена на проведенной под эгидой ООН конференции. Назначение этой конвенции - ограничить использование некоторых особенно страшных видов оружия. Таким образом, общие положения Гаагского права и 35-й статьи Дополнительного протокола I были облечены в конкретную форму и превращены в точно сформулированные и применимые на практике запреты. Три Протокола относятся к зажигательному оружию, минам и необнаруживаемым осколкам. По требованию договаривающихся сторон конвенция может быть в любое время дополнена новыми Протоколами.
Особую группу источников МГП составляют документы разработанные и принятые Организацией Объединенных Наций. ООН не только скрупулезно определила широкий круг международно признанных прав, включающих экономические, социальные и культурные наряду с политическими и гражданскими; она установила механизмы их поощрения и защиты, а также помощи правительствами в выполнении взятых на себя обязательств.
Международно-правовые акты о правах человека содержат положения, которые позволяют государствам, столкнувшимся с угрожающей их существованию опасностью, отступить от соблюдения провозглашенных ими прав. Однако в каждом из этих договоров указываются определенные основные права, которые, должны соблюдаться при любых обстоятельствах, и отступать от их осуществления нельзя, независимо от того, в каком договоре они содержаться. Речь идет, в частности, о праве на жизнь, запрещении пыток, бесчеловечного обращения и наказания, рабства, содержания в подневольном состоянии, а также о принципе законности и об отсутствии обратной силы у законов. Эти основные права, которые государства обязаны соблюдать при любых обстоятельствах - даже в случае конфликта или беспорядков, - называются «неизменным ядром» прав человека.
|
|
Международное гуманитарное право и международное право прав человека (далее - права человека) дополняют друг друга. И то и другое призвано защищать личность, но защищают они и при различных обстоятельствах и различными способами.
Гуманитарное право применяется в ситуации вооруженного конфликта, а права человека (по крайней мере, некоторые из них) защищают человека в любое время - как в мирное, так и в военное.
Если гуманитарное право имеет целью защитить жертв конфликтов, ограничивая страдания, причиняемые войной, то права человека предназначены для защиты человеческой личности и содействия ее развитию.
Гуманитарное право в первую очередь регламентирует обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятельской стороны, а также ведение боевых действий. Права же человека предназначены в основном для того, чтобы не допустить произвола со стороны государства, ограничивая его власть над людьми; они не ставят перед собой цели регламентировать ведение военной операции.
Для обеспечения соблюдения гуманитарного права в нем предусмотрены механизмы для постоянного контроля за его применением, причем особое внимание уделяется сотрудничеству между сторонами, участвующими в конфликте, и нейтральным посредником, -это должно предотвратить возможные нарушения. Именно по этому МККК, который следит, в частности, за соблюдением гуманитарного права, использует в своей деятельности прежде всего методы убеждения.
Что же касается прав человека, механизмы контроля за их соблюдением чрезвычайно разнообразны. Во многих случаях специальным учреждением поручено установить, нарушило ли государство право или нет. Так, например, по завершению процедуры, начатой по заявлению частного лица, Европейский суд по правам человека может заявить, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была нарушена тем или иным государством, которое обязано в этом случае принять все необходимые меры для того, чтобы требования, содержащиеся в Конвенции, соблюдались на национальном уровне. Механизмы по имплементации прав человека в основном предусматривают действия, направленные на возмещение причиненного ущерба.
Видя внушительный список конвенций гуманитарного права, не следует, однако, забывать, что законы в защиту жертв войны не ограничиваются лишь договорами, то есть писаными текстами. Хотя соглашения между государствами и являются сегодня, безусловно, наиболее общепринятым источником международного права и обязанностей, они, однако, не заменяют неписанных законов, или обычного права, содержащего важные принципы и нормы. Целые разделы Женевских конвенций 1949 года восходят к обычному праву. Договорное право и обычное право могут поэтому развиваться параллельно. Если государства, например, не могут достичь согласия по какой-нибудь норме договора, иногда в дело вступает обычное право.
В целом писаное и неписаное международное гуманитарное право зиждется на нескольких основополагающих принципах, являющихся частью базиса международного права. Однако эти принципы не имеют приоритета перед действующим правом и незаменяют его; они, скорее, указывают основные направления и делают право более понятным.