Порядок проведения реформ и их особенности были продиктованы ходом затяжной Северной войны, а также политическими и финансовыми возможностями государства в определенный период времени.
Историки выделяют три этапа петровских реформ:
· 1699-1710 гг. Происходят изменения в системе государственных учреждений, создаются новые. Реформируется система местного самоуправления. Устанавливается рекрутская система.
· 1710-1719 гг. Ликвидируются старые учреждения и создается Сенат. Проводится первая областная реформа. Новая военная политика приводит к строительству мощного флота. Утверждается новая законодательная система. Государственные учреждения переводятся из Москвы в Петербург.
· 1719-1725 гг. Начинают работать новые учреждения и окончательно ликвидируются старые. Проводится вторая областная реформа. Расширяется и реорганизовывается армия. Проводится церковная и финансовая реформы. Вводится новая система обложения и государственной службы.
В 1701г. созданы «консилии» (Совет Министров). Царь перестал советоваться с Боярской Думой (последнее упоминание относится к 1704г.).
|
|
В 1711г. создан Сенат (вместо консилий). Сенат являлся законодательным органом власти. Уходя в Прутский поход (в 1711г.) Пётр наметил работу Сената: поддержание торговли, обеспечение государственных доходов, контроль над правосудием и набор дворян в офицеры. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу лишь с общего согласия. С созданием коллегий изменилась роль Сената. Он стал контролировать деятельность коллегий, назначать чиновников, являлся высшей судебной инстанцией и одновременно законосовещательным органом при царе. В 1722г. введена должность генерал-губернатора Сената («око государева»), который хранил интересы государства и предупреждал должностные преступления, ему подчинялись прокуроры. Первым генерал-прокурором стал Ягужинский.
В 1718-1722г.г. на смену приказов пришли коллегии. Каждую коллегию возглавлял президент, решения принимались большинством голосов. Каждая коллегия (12) ведала определённой отраслью управления:
- иностранная коллегия – возглавлял Головкин;
- военная коллегия - возглавлял Меншиков;
- адмиралтейская – возглавлял Апраксин;
- камер-коллегия – ведала сбором доходов;
- штатс-коллегия – проводила расходы;
- ревизион – коллегия – контролировала штатс и камер;
- коммерц-коллегия – ведала торговлей;
- берг-коллегия – горнодобывающая промышленность и металлургия;
- мануфактур-коллегия – ведала лёгкой промышленностью;
- юстиц-коллегия – ведала судопроизводством и законодательством;
- вотчинная – поземельные отношения;
|
|
- главный магистрат - управлял городами и судебными делами горожан.
С 28 февраля (10 марта) 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту, коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.
Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора. Кроме того, действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел. На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат. Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.
Время показало удивительную жизнеспособность многих институтов, организованных Петром I. Сенат просуществовал в нашей стране около двухсот лет, подушная подать, которую ввели в 1724 году, отменили только 163 года спустя. Последний рекрутский набор в постоянную армию произошел в 1874 году спустя 170 лет после первого набора.
Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства гос. органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.