Обучающийся читает:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Обучающийся: А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только, разделив судьбу с собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это предчувствие оказалось вещим. В тридцатые–шестидесятые годы ее поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением общечеловеческих страданий.
|
|
Ведущий 1: Удары сыпались градом. В 1946 г. была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля. В выступлении А.А. Жданова и последовавшим за этим «Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия А. Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему». Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж напечатанного сборника 1946 г. был уничтожен.
Ведущий 2: Сын А. Ахматовой и Н. Гумилёва стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935, 1939 и последний раз в 1948 г., обвинили в покушении на А. Жданова. Помнила ли А. Ахматова свою пророчески роковую «Молитву» 1915 г.?
Обучающаяся читает:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Ведущий 1: Как-то стояла Анна Андреевна в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну тёплые вещи и продукты. Какая-то женщина тихо спросила её: «Говорят, Вы стихи пишете? А это Вы можете описать?»
Ведущий 2: Ахматова ответила: «Могу».
Обучающаяся читает:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу –
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
|
|
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит,
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
Ведущий 2: Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» – поэму, которая стала данью скорбной памяти обо всех невинно загубленных в годы сталинского произвола. В предисловии к поэме в 1935-1940 года А. Ахматова написала: В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы Кресты».
Ведущий 1: Стихотворения не записывались-запоминались накрепко надёжными друзьями. «Реквием» знали 11 человек наизусть, и никто не предал», – вспоминала А. Ахматова осенью 1962 г.
Звучит «Реквием» В.А. Моцарта.
Ведущий 2: Реквием переводится как заупокойная месса, одновременно траурное музыкальное произведение. Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.
Ведущий 1: Великая Отечественная война застала А. Ахматову в Ленинграде. В конце сентября уже во время блокады она вылетела самолётом в Москву. До мая 1944 г. жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте впервые узнала, что такое человеческая доброта, так как много тяжко болела.
Звучит «Лунная соната» Л. Бетховена