Лутошкин А. Н. в своей книге "Как вести за собой" рассматривает несколько ступеней развития коллектива.
"Песчаная россыпь". Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то "сцепляло".
ü дети плохо знакомы друг с другом
ü не хотят пойти на встречу друг другу
ü нет общих интересов, общих дел
"Мягкая глина". В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.
В группе, находящейся на этой ступени развития,
ü заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие
ü формальная дисциплина и требования старших – скрепляющее звено
|
|
ü отношения разные - доброжелательные и конфликтные
ü ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу
ü замкнутые приятельские группировки
ü не чувствуется поддержки
"Мерцающий маяк". Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем.
ü чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе
ü дружба требует постоянного горения, а не одиночных вспышек
ü группа индивидуальна
ü трудно до конца найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении
трудностей
ü редка инициатива
"Алый парус" - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности.
ü действуют по принципу "один за всех и все за одного"
ü дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.
ü группа и сплочена, и инициативна
ü бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать
ü не всегда сразу готовы признавать свои ошибки
"Горящий факел" - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество.
ü проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени "Алого паруса"
В эмоциональном развитии временного коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний, чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных, тревожных, подавленных.
Основные ролевые позиции.
- Лидеры – опора руководителя коллектива. Важно, чтобы «лидер» не был формальным, а был признан самими детьми.
- «Душа компании», человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело, доверенное «душе компании» обречено на успех, все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять этим не стоит.
- «Серый кардинал» - неявный лидер, как правило он не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива.
- «Аутсайдер» - ребенок не принятый. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.
Стили руководства временным детским коллективом.
|
|
Приказание:
• четкая постановка цели и инструкция для ребят;
• часто проводится инструктаж;
• уточнение, как поняты ребятами конкретные задания;
• кратко с каждым исполнителем уточняются его действия;
• проверяется выполнение заданий;
• отмечаются ошибки и хорошо выполняемые поручения;
• требовательность, но тактичность.
Распределение и стимулирование:
• оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят;
• выявление общих интересов;
• при необходимости даются задания;
• похвала в присутствии других ребят;
• недостатки разбираются наедине;
• поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.
Участие в принятии решений:
• ставится цель без уточнения способов достижения;
• ограничиваются прямые указания и контроль;
• создается система самоконтроля;
• проводятся консультации по отдельным проблемам;
• поощряются высказанные замечания;
• детям предоставляется больше самостоятельности;
• педагог контролирует ситуацию.
Передача полномочий:
• оказывается поддержка и помощь, если ребята просят о ней;
• педагог избегает вмешательства в дела без особой необходимости;
• контроль не ослабляется;
• соизмеряются возможности ребенка и сложность задания;
• хвалить ребят нужно как можно чаще.
Психолого-педагогические условия развития временного детского коллектива.
• Установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование
нравственного климата во временном коллективе;
•Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое
управление временным детским коллективом;
•Единые педагогические требования;
• Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная,
трудовая, творческая);
•Создание ситуации значимости и успеха для каждого члена временного детского
коллектива.
•Детское самоуправление.
Список литературы и источников
1. Как вести за собой / Лутошкин А.Н, – М.: Просвещение, 1978. — С. 159.
2. Смирнов В.С. Конструктивное взаимодействие: понятие и сущность [Электронный ресурс] // Информационные материалы для студентов – 2012 г.
3. Школа вожатского мастерства. Курс «Открытое образование». [Электроный ресурс] - https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:spbstu+SCM+fall_2019/courseware/808c323ba91f445bb0fa8630c35082c3/0479698865f34487b3a0c8ed67bc0b62/ (дата обращения 08.02.2020).
4. Методическая служба СПО «Товарищ». [Электронный ресурс] - https://vk.com/club70380171 (дата обращения 08.02.2020).