Вопрос 1. Особенности Северного Возрождения, его отличительные черты

 

 

Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Это Нидерланды, Франция, Германия. Общим для искусства Возрождения в Италии и на севере является стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира. Художники научились передавать впечатление глубины пространства. Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилось Христьянство. Одной из главных отличительных особенностей Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации. Реформация - масштабное политическое и религиозное движение, направленное на реформирование католической церкви, изменение ее роли и положения в государстве.

Питер Брейгель сконцентрировал в своем искусстве все достижения нидерландской живописи предшествующей поры. Цель художника - выражение бесконечной протяженности мира, как бы поглощающего людей. Из многочисленных мадонн Яна ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роллена» (около 1435), названная так потому, что перед мадонной изображен поклоняющийся ей донатор — канцлер Роллен. За большим трехарочным проемом окна на заднем фоне ван Эйк написал тонкий городской пейзаж с рекой, мостом, уходящими вдаль холмами. С необычайной тщательностью и любовью передан узор одежд, сложный рисунок пола и витражей. На этом фоне отчетливо читаются спокойные фигуры мадонны с младенцем и коленопреклоненного канцлера.

Первый крупный художник французского Возрождения—Жан Фуке (около 1420—1481). И в портретах (портрет Карла VII, около 1445), и в религиозных композициях (диптих из Мелена) тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. Эта монументальность создается чеканностью форм, замкнутостью и цельностью силуэта, статичностью позы, лаконизмом цвета. Вершиной архитектуры Возрождения во Франции стало здание нового королевского дворца Лувра. (Пьер Леско и скульптор Жан Гужон)

Крупнейшим художником немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Дюрер первый в Германии плодотворно разрабатывает проблемы перспективы, анатомии, пропорций. Особую известность получила его серия гравюр на дереве "Апокалипсис". В серию входит 15 гравюр, на слайде представлена 4 гравюра Четыре всадника Апокалипсиса.

 

Вопрос 2. Нидерландское Возрождение. Ян ван Эйк. И. Босх. П.Брейгель.

Тема 2. Нидерландское Возрождение.

4.

Особенности:

· Отношение к античности: гораздо меньшее влияние античной культуры чем в Италии.

· Значительное влияние готического стиля. «Осень средневековья» - произрастание Северного Ренессанса непосредственно из Готики.

· Меньше наукообразия, больше мистицизма.

· В искусстве - тема пути, жизненной дороги человека полной страданий, вместо его пребывании в божественном пространстве у итальянских мастеров.

5.

Ø Отсутствие идеализации, героизации и монументализации образа человека

Ø В искусстве. Строгий порой саркастический взгляд на его пороки.

Ø Присутствие иронии и юмора в искусстве, смех и плач одновременно.

Значительная роль пугающих образов в картинах Северного Возрождения (влияние средневековой символики).

6.

В начале XV века в Нидерландах рождается национальная художественная школа, которой свойственно чувство единства человека и природы.

  Местныехудожники часто обращаются к фольклору, переносят религиозные сцены из священного писания в реальную жизненную обстановку своего времени и своей страны.

7.

Ян ван Эйк

ок. 1385 или 1390—1441

— фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты. Один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

БИОГРАФИЯ.

Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. С 1425 г. он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. В 1427—1428 гг. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.

 В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников.Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.

 

Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию.

 

8.Наиболее прославленное творение художника «Гентский алтарь», созданный в 1426-1432 годах для капеллы Вейдта в церкви св. Бавона. Алтарь представляет собой большой двухъярусный многостворчатый складень, тема которого прославление божественных творений и самого Бога.

 9.Вверху изображен Христос на троне с предсто­ящими Марией и Иоанном, поющими и музицирующими ангелами и Адамом и Евой; внизу на пяти досках — сцена «Поклонения агнцу».

10-12.Нидерландские мастера как бы впервые глядят на мир, который они передают с необычайной тщательностью и подробностью; каждая травинка, каждый кусок ткани представляет для них высокий предмет искусства. В этом сказались принципы нидерландской миниатюры. В настроении поющих ангелов много истинного религиозного чувства, одухотворенности, душевного на­пряжения.

13.Ян ван Эйк успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания. Вместо активного действия, характерного для портретов итальянского Воз­рождения, ван Эйк выдвигает созерцательность.

14.В двойном портрете супругов Арнольфини (1434) — Джованни Арнольфини, купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, и его жены — предметы комнаты, на фоне которой изображены модели, по сред­невековой традиции наделены символическим смыслом (яблоки у окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног — символ супружеской верности).

Но помещая молодых супругов в обстанов­ку их дома, художник получает возможность передать красоту предметного мира.

15.Необычайно ярким художником 15 века был Иероним Босх (около 1450-1516г.)          

Его творчество – это как бы взрыв средневекового мировоззрения, которое видит человека скопищем всевозможных пороков и грехов, а мир – обителью зла.

16. Особенности творчества Босха

ü В русле религиозного жанра, притчевый иносказательный характер картин.

ü Мистицизм, фантастичность, сказочность.

ü Необычный подход к каноническим сюжетам.

ü Сложная символика.

ü Композиционная насыщенность, многофигурность.

ü Детализация, подробная гладкая живописная манера.

ü Декоративность цветовых решений картин.

ü Иронический взгляд на человеческие поступки.

Все творчество художника пронизывает одна общая тема — борьба добра и зла, божественных и адских сил.

17.

Ранняя картина Босха "Корабль дураков" — почти жанровое произведение, и только иносказательный смысл отличает ее от того, что принято называть бытовой живописью. По житейскому морю плывет корабль, которым никто не управляет: все, кто на нем находятся, — монахи, горожане, крестьяне, то есть представители разных слоев общества, — предаются разгулу. Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие. Композицию картины Босх строит таким образом, что подчеркивает и неустойчивость переполненной людьми утлой ладьи, и бессмысленность происходящего. Фигуры людей уплощенные, лица напоминают уродливые гротескные маски.

18.

Свое представление о мире и человечестве художник выразил в больших триптихах. Одним из них является "Воз сена". В основу его замысла легли традиционные изображения сцен Страшного суда. Но тема нова: Босх перенес из фольклора в живопись аллегорию сена — олицетворение жизненных благ, предмет человеческих вожделений и раздоров.

Изображенное рассматривается слева направо. Левая створка алтаря — рай. Здесь бог создает Адама и Еву. Здесь же представлены сцены грехопадения и изгнания из рая. Но зло, вошедшее в мир, — это не только согрешившие прародители. Босх изобразил падших ангелов, превращающихся в демонов и чудовищ. Распускающиеся в райских садах цветы — это цветы зла. Птицы разносят повсюду их отравленные семена.

Центральная часть триптиха посвящена судьбе человечества. Дьявольская нечисть медленно тащит в ад огромный воз сена. Вслед за ним в ад движутся император и короли, духовенство и дворяне, богатые бюргеры и бедняки. На возу восседают юноша с лютней и девушка, рядом с которыми — ангел и дьявол. Эта группа аллегорически изображает выбор жизненного пути. А вокруг воза царит страшная суета. "Мир — это воз сена, и каждый старается урвать с него сколько может" — гласит фламандская пословица. В борьбе за сено люди калечат и убивают друг друга, гибнут под колесами воза. Живший в эпоху предреформации Босх вводит в свое произведение выразительный антиклерикальный эпизод: мешки с сеном на первом плане набивают толстые монахи.

Погрязшее в грехах человечество заслуженное наказание обретает в правой створке алтаря, изображающей ад. Здесь Босх смог полностью продемонстрировать свою необыкновенную фантазию и изобретательность. Жители ада — черти — трактованы как причудливые соединения человека и животного, насекомого, растения. Босх был всегда знаменит прежде всего своими изображениями ада и его обитателей.

Однако во всей этой дьявольщине есть своеобразный порядок. Здесь за определенный грех следует и вполне определенное наказание. Человек, въезжающий в ад на быке, наказывается за кражу в церкви; тот, кого раздирают собаки, — за зависть; проглатываемый чудовищем — за обжорство; тот, кого тащат черти, — за гнев. На среднем плане черти строят башню тщеславия, на которой сидит зимородок — символ этого греха. Страшные картины ада освещаются отблесками пламени, горящего у горизонта города.

На внешней стороне боковых створок триптиха Босх поместил бродягу с коробом. Слева от него разбойники убивают путника, справа — танцующие под виселицей крестьяне. На бродягу, который вот-вот вступит на надломленный мостик, нападает собака — символ зависти. Ничто хорошее не ждет человека в греховном и глупом мире — такова мысль живописца.

19.«Сад земных наслаждений» — один их самых известных триптихов Иеронима Босха, получивший своё название по теме, изображенной на центральной части, она посвящёна греху сладострастия. Следует сказать, что оригинальное название этой работы Босха неизвестно доподлинно. «Садом земных наслаждений» работу назвали исследователи.

20.Лучшим произведением позднего периода творчества Босха стал триптих "Поклонение волхвов". Сцена поклонения написана так, как писали ее предшественники Босха. Мария с младенцем и прибывшие волхвы расположились перед ветхой и убогой хижиной. Однако в дверном проеме хижины появляются непонятные фигуры — возможно, демонические двойники волхвов. Окружающий хижину пейзаж просторен и ослепительно прекрасен. Яркое солнце освещает долины и холмы, реки и города. Однако этот прекрасный мир для человека небезопасен: то грабители нападают на мирных жителей, то волчица с окровавленной пастью бросается на женщину, то вспыхивает сражение между всадниками. Зло в мире есть, и художник его по-прежнему изображает. Вместе с тем монстров, нечистой силы уже не видно. Искусство Босха переменилось в сторону более точного и правдивого изображения реального мира.

21.Пи́тер Бре́йгель-старший, известный также как «Мужицкий» ок. 1525—1569— нидерландский живописец и график,

самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского).

22.Особенности:

· Притчевый характер картин.

· Пестрота и многолюдность композиций.

· Ирония и юмор по отношению к человеку.

· Много аллегорий, иносказаний и символики.

· Точка зрения - с высоты птичьего полета.

· Спокойствие и совершенство природы в противовес суетливой мелочности людей. Значительная роль пейзажа.

· Простонародные типажи, гротеск, бытовые сюжеты.

23.На картине изображена городская площадь; справа от неё вглубь уходит улица, а слева виден фрагмент пейзажа: несколько деревьев, лужайка и небольшая речка. Повсюду мы видим группки детей, поглощённых игрой. Интересно, что разные авторы приводят разные цифры касательно их количества: некоторые указывают, что детей на картине «более 230»[5][6], другие — что их «более 250»[7][8]. Жан-Пьер Ванден Бранден в своей работе «Les Jeux d’enfants de Pierre Bruegel» называет более конкретные цифры: 168 мальчиков и 78 девочек[9]. Разные цифры приводятся и относительно количества изображённых Брейгелем игр: 83[6], 86[10], более 90[11].

Участники этой массовой сцены не объединены никаким общим действием: они разбиты на изолированные, индифферентные друг к другу группы[12]. Обращает на себя внимание тот факт, что в персонажах Брейгеля очень мало детского: они изображены скорее как маленькие взрослые. Идеализация детства, которая станет типичной при изображении детей в последующие столетия, отнюдь не практиковалась во времена Брейгеля: в детстве видели лишь этап подготовки ко взрослой жизни и к детям относились соответствующим образом[13]. Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми[12]. Ни один ребёнок не улыбается, их веселье выглядит серьёзным, сосредоточенным[14].

Поскольку дети изображены столь непривычным для нас образом, трудно сказать, есть ли на картине взрослые. Многие исследователи полагают, что Брейгель изобразил исключительно детский мир; другие допускают, что на картине присутствуют несколько взрослых (двое по Ванден Брандену[15], шестеро по Эми Оррок[16]).

В композиции картины обращают на себя внимание необычно высокий горизонт и смещённая перспектива, направляющая взгляд зрителя вправо и вглубь[2][13]

24.Еще одним уникальным произведение искусства, является картина Нидерландские пословицы. "Как головой об стену," "плыть против течения," "водить друг друга за нос" - все мы знаем эти пословицы, и, что интересно, их можно найти почти в неизменном виде и в других языках. Более того, они существуют уже несколько столетий: еще в XVI веке (1559 г) нидерландский художник Питер Брейгель написал картину "Фламандские пословицы," на которой зашифровал более 100 пословиц своего времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: