Аддитивная технология изготовления корпуса модели «Е-600»

Технология изготовления судомоделей Е-600

С использованием аддитивных технологий

(методические рекомендации)

 

 

 

 

Ачинск - 2019

 

 

«Технология изготовления

судомоделей»

(методические рекомендации)

Ачинск, КГБОУ «Ачинский кадетский корпус

имени Героя Советского Союза Г. Г. Голубева», 2019 г.

 

Методические рекомендации подготовлены педагогом дополнительного образования Ситниковым А.В.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Аддитивная технология изготовления корпуса модели «Е-600»………………………… 2

 

Аддитивная технология изготовления надстройки модели «Е-600»…………………… 2

 

Технология изготовления двигательной установки

 и рулевого устройства модели «Е-600»……………… ………………………………… 2

 

 

 

Аддитивная технология изготовления корпуса модели «Е-600»

Кадеты зачисленные в объединение «Судомоделирование» впервые начинают работать  в 3д проектировании при постройке модели судна. Поэтому выбор первой модели очень важен. Если модель будет чрезмерно сложной, обучающийся может с ней не справится и потерять интерес к занятиям, слишком простая модель не сможет заинтересовать ребёнка. В настоящей методической рекомендации в качестве первой модели обучающемуся предлагается модель которая не является  копией настоящего корабля, а является всего лишь комплексом для отработки методик работы в 3д проектировании и печати на 3д принтере, для приобретения и закрепления навыков и умений, а также проверки серьезности намерений ребенка строить модели судов. Но она достаточно сложна конструктивно и технологически, и поскольку она действующая, может принимать участие в соревнованиях ЕХ-600. На постройку такой модели у учащихся уходит до 3 - 4 месяцев, итогом работы за полугодие является выставка, либо кружковые соревнования в бассейне лаборатории, как правило, к новогодним каникулам.

Прототипом модели является катер-спасатель, чертежи которого опубликованы в журнале «Моделист-конструктор». Данный проект катера обладает целым рядом особенностей, способствующих постройке этой модели учащимися первого года обучения:

корпус катера образован простыми плоскими обводами, что позволяет использовать
при его строительстве самые простые действия в графическом редакторе;

обводы катера простые прямоугольные, что позволяет обойтись минимумом шпангоутов
и одной продольной плоскостью при наборе каркаса корпуса;

простые соединения плоскостей днища, борта и палубы позволяют собрать корпус на шпангоутах практически без продольных стрингеров методом обтягивания шпангоутов;

наличие привального бруса и носовых накладок усиливают корпус катера
и предохраняют его при возможных столкновениях;

надстройка катера также является простой плоскостной формой, легко выдавливаемой из плоских фигур;

на катере имеется минимум другого палубного оборудования, что также облегчает постройку данной модели;

снимаемая надстройка открывает доступ через вырез палубы во внутренний отсек, удобный для установки аккумуляторов, а технологический люк на корме открывает доступ для контроля двигателя и валопривода.

Для постройки модели выбран масштаб 1:80, при этом длина катера составит 40 см, ширина 9 см, то есть модель входит в категорию до 600мм, соотношение длины
и ширины обеспечивает его остойчивость, а простые обводы гарантируют устойчивость на курсе. Размеры модели и ее небольшая масса позволяют установить на ней электродвигатель средней мощности и довольно емкий аккумулятор. Установка одного винтомоторного комплекса в отличие от прототипа облегчает строительство модели
и улучшает ее ходовые качества по курсу.

Постройку модели следует начать с теоретической подготовки. Рассказать кадету конструкцию судна: теоретический чертёж. Как шпангоуты формируют каркас корпуса. Как палуба, обшивка бортов и днища каркаса создают корпус модели. Дать определение осевой симметрии, шпации, миделя, седловатости судна. Кадет должен внимательно изучить теоретический чертёж модели и понять алгоритм превращения нескольких плоских фигур шпангоутов в объёмную фигуру каркаса и в последствии корпуса.

 

 

 

                                                          Рис. 1. Чертёж шпангоутов

 

Шпангоуты рисуются на одной плоскости, точно выдерживая размеры и пропорции чертежа, на одной линии палубы. Рисование производится командой (Рис 3,4) перемещение (Рис 5) верхней панели инструментов.

 

 

Рис.  2. Шпангоуты. Рисование.

 

 

Рис. 3.  Команда на рисование прямыми линиями

 

 

Рис. 4. Команда на рисование шпангоута прямыми линиями

 

 

Рис. 5. Команда на перемещение шпангоута

 

Для сборки каркаса катера необходимо повернуть каждый шпангоут в мидель проекцию. Установить расстояние между шпангоутами согласно шпации чертежа. При этом если есть седловатость корпуса судна щпангоуты необходимо сдвинуть по вертикали согласно чертежа. (Рис.6)

 

 

Рис. 6. Каркас модели

 

Убедившись, что все размеры шпангоутов и шпация соответствуют чертежу, можно приступать к обшивке каркаса модели. Обшивка производится командой (Рис. 7,8) верхней панели инструментов.

 

 

Рис. 7. Команда на обшивку каркаса

 

При обшивке каркаса следует обратить внимание на соосность всех шпангоутов. И законченость и плавность всех линий обводов корпуса. Резкое прерывание линии обводов такие как полубак, редан и проче,е программой не считываются и выдаются с ошибкой.

 

 

 

 

Рис. 8. Обшивка корпуса

 

 

 

 

Рис. 9. Корпус готов и проверяется на симметричность.

 

Готовый корпус проверяется на симметричность (Рис.9). После чего с помощью вырезания рабочей фигурой, производится отделение палубы (Рис 12) и выдавливание объёма корпуса (Рис.13)

 

 

 

 

Рис.12   Вырезание палубы

 

В палубе прорезается люк для доступа внутрь корпуса. Размещение люка должно совпасть с местом и размерами надстройки, которая должна герметично закрывать люк. (Рис. 14)

 

 

Рис. 13. Вырезание объёма корпуса

 

 

Рис. 14. Вырезание люка

 

Корпус модели грунтуется, на палубе размечается место надстройки. Вырезается люк для доступа к механизмам модели (Рис. 15). Размещение люка должно совпасть с местом и размерами надстройки, которая должна герметично закрывать люк.  Для последующей установки руля и дейдвуда необходимо в районе 0 – 2 шпангоутов разместить подкрепления. Для этого нужно изготовить трубки соответствующих размеров и установить их с двух сторон плоскости, плотно, к шпангоутам и днищу. В них устанавливаются трубки дейдвуда, гельмпорта. Также создаются фундаменты двигателей. (Рис. 16)  

 

 

Рис.16 Изготовление дейдвудов и гельпорта

 

 

 

Рис. 17 Установка дейдвудов и гельпортов в корпус модели

 

Для того чтобы распечатать модель на 3д принтере, корпус должен занять определённое положение на рабочем столе. Варианты могут быть следующие: разрез по диаметральной плоскости, либо деление корпуса на носовую и кормовую часть. Последний предпочтительней, так-как требует меньше подпорок при печати горизонтальных плоскостей на определённой высоте от стола (Рис.18).

 

 

 

Рис. 18 Подготовка модели к 3д печати

 

Корпус состыковывается, обклеивается декоративным, водостойким материалом, либо красится и покрывается водостойким лаком.

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: