Выборочное чтение о заготовке торфа (в день шесть мешков по два пуда притаскивала (192 кг); немудрено, что “спина никогда не заживает”), о помощи колхозу, о помощи односельчанам (“Ни одна пахота огорода не обходилась без Матрёны”). Все окружающие пользуются её добротой, безотказностью, а сами обнаруживают корысть, бессовестность, бессердечие.
Как всякая крестьянская женщина, Матрёна бoльшую часть времени проводила в работе. Работа была для неё верным средством вернуть хорошее расположение духа.
Мы уже говорили в начале урока, что у героини А.И. Солженицына есть предшественницы. Обратимся к эпиграфу. О героинях каких произведений вы вспомнили?
Это поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо». Представляется материал на сопоставление образов Дарьи, Матрёны Тимофеевны Корчагиной и Матрёны Васильевны Григорьевой. Совместно приходим к горькому выводу, что за сто лет “ключи от счастья женского” так и не отыскались, а “долюшка женская” не стала легче (см. таблицу).
Матрёна Тимофеевна Корчагина | Матрёна Васильевна Григорьева |
“…Пал на сердце Филипп!” — замуж вышла, полюбив. | За любимого Фаддея “без малого не вышла… Война германская началась”. |
Дай башмаки Олёнушке [золовке], // Жена! — сказал Филипп. // А я не вдруг ответила. // Корчагу подымала я, // Такая тягость: вымолвить // Я слова не могла. // Филипп Ильич прогневался, // Пождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок! | “Меня сам ни разику не бил... То есть бил-таки раз — я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил”… Все мешки были мои, по пять пудов тяжелью не считала…” (Ещё раз сосчитаем: 16 * 5 = 80 кг!) |
Пять сыновей и погибший первенец Дёмушка. | Шесть детей, умерших во младенчестве. (Ср.: шестеро детей у второй Матрёны — жены Фаддея. Из них — Кира, отданная в приёмыши.) |
Потуги лошадиные // Несли мы; погуляла я, // Как мерин, в бороне! | “Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжеле и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрёну в помощь”. |
Мы с разговора о праведничестве, а поэтому нам необходимо рассмотреть отношения Матрёны с Церковью. Как проявляется её религиозность?
Чтение эпизода о посещении церкви на Крещение, об утрате котелка со святой водой, о соблюдении традиций воцерковленным человеком. (В доме два киота, Матрёна в урочный час зажигает лампадку, однако нельзя сказать, что она была истово верующим человеком.)
Между тем мы приближаемся к самым трагическим страницам повествования. Есть в рассказе эпизод, который можно считать символическим.
Чтение эпизода о визите Фаддея. Проводим аналогии с появлением Чёрного человека в трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина, поэме «Чёрный человек» С.А. Есенина. Только теперь мы узнаём трагическую историю жизни Матрёны (исчезновение жениха, замужество без любви, смерть детей, исчезновение мужа).
Важный штрих к портрету Матрёны: взяла она на воспитание дочь Фаддея (его кровиночку) Киру. Ей завещала она после смерти горницу. Из-за неё, из-за горницы, и случилась беда.
Читаем страницу о разрушении горницы. Обращаем внимание на детали: как нелегко Матрёне решиться ломать горницу, для героини это означает конец жизни; как яростно разбирают горницу “ломатели”; как восприняли сёстры Матрёны это событие; как ушла со двора колченогая кошка.
До конца Матрёна не изменит себе. Сейчас никто уже не просит её о помощи, но она бежит “пособить”. Не к добру после её ухода “развозились мыши”.
Трагедия случилась на железнодорожном переезде (читаем эту страницу). Вновь обращаем внимание на символику. Матрёна погибла на железной дороге. “Железный” — здесь: холодный, бесчувственный, бесчеловечный. Тема роковой “железки” возникает у Н.А. Некрасова, Льва Толстого, А.А. Блока, С.А. Есенина…
Безусловно, важнейшей страницей рассказа является описание плача в день похорон Матрены.
Плач этот дорисовывает образ героини, отношение к ней окружающих. Плач переходит в политику, исполнение “Достойно есть” в недостойное оживление, “Вечная память” — в беспамятство.
Важно обратить внимание на глаголы, которые использует автор, описывая действия сестёр: “слетелись” (как вороньё, почуяв мертвечину), “захватили”, “заперли”, “выпотрошили”. Им не жаль сестры, главное — захватить добро. Ненасытным стариком А.И. Солженицын называет Фаддея, погубившего сына, женщину, которую некогда любил, зятя, которого должны будут судить, дочь, у которой мешался разум. Фаддей, алчный, озверелый стяжатель, жадный хищник, разрушил лад в доме Матрёны, силой втёрся в её жизнь и погубил.
На деревянную Русь наступает жестокий железный век. Фаддей и является воплощением этого агрессивного мира, безжалостного и бесчеловечного. Он совершенно ополоумел от жадности. Символично, что в эти дни и “мышами овладело безумие”. Создаётся впечатление, что весь мир безумен. Можно напомнить о теме безумия в романе «Доктор Крупов» А.И. Герцена.
Одна Кира выглядит человеком среди этой стаи воронья. Одна она жалеет Матрёну — значит, сумела Матрёна сформировать в ней душу, способность к сожалению, человечность.
Только сейчас Игнатьичу, который жил бок о бок с героиней, открылся её действительный образ. И повествователь воспринимает её теперь не иначе как праведницу. (Звучит последняя страница рассказа со слов “Все отзывы её о Матрёне…”.)
Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них “не стоять селу”. О младшей сестре Матрёны — старухе Дарье — напишет позже В.Распутин (повесть «Прощание с Матёрой»). Он же создаст и образ праведника. Это будет герой повести «Пожар» Иван Петрович Егоров. Знакомство с ними впереди.
Домашнее задание. Сочинение-рассуждение (ответ на проблемный вопрос - по выбору):
- В чём проявляется праведничество Матрёны в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
- Какой он – образ русской женщины у Н.А. Некрасова и А.И. Солженицына?