На какие группы подразделяются формы построения отдельных занятий в процессе физического воспитания? В чем состоят их общие и отличительные черты?

Под формами занятий физ.упр.понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.

 К ним относятся:

1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени­ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.)

2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в из­бранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнас­тика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под­готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова­ний, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, конт­рольные прикидки или соревнования и др.).

Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности.

Выбор конкретной неурочной формы занятий определяется интересами и склонностями занимающихся.

1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий.Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а)умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);

2)незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15—20 мин);

3)отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.;

4)невысокий уровень функциональных нагрузок.

Для урочных форм занятий характерно:

- деятельностью занимающихся управляет педагог по физ.культуре который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания.

-строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.

-Построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принятопонимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физ. качеств, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.).

Подготовительная часть (5-10мин) необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе. Содержание:строевые упр.(построения, перестроения),ходьба ее разновидности, бег, игры с элементами строя.

Основная часть(25-30) обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.Содержание; ОРУ с предметами и без предметов, осн. двигательные упражнения(ходьба, бег, прыжки метание и тд.)

Заключительная часть (3-5 мин) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия. Содержание: построение, медленный бег,спокойная ходьба,спокойные игры, дых.упр, подведение урока учителем и объявление дом. Задания.

В чем смысл «принципа» перманентного планирования процесса физического воспитания? Какие виды планирования используются при организации процесса физического воспитания? Охарактеризуйте объекты и операции перспективного, поэтапного и оперативно-текущего планирования процесса физического воспитания.

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

Сущность контроля в физическом воспитании - определение эффекта педагогических воздействий, т.е. сравнение запланированного и реально достигнутого. Требования к гибкости планирования, постоянной взаимосвязи планирования и контроля, внесение регулярной коррекции в план и процесс его реализации в случае наличия несоответствия с учетом конкретных контрольных данных и предполагает "принцип перманентного планирования и контроля».

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).

Программа, как правило, состоит из 3 частей:

1. Объяснительная записка - включает задачи курса физического воспитания и краткую характеристику содержания всех разделов программы.

2. Основная часть состоит из четырех разделов:

* физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, физкультурные занятия в труппах продленного дня), ориентированные на I-IV, V-Vm и IX-XI классы.

* уроки физической культуры. Это основная форма физического воспитания в общеобразовательной школе. Для каждой параллели классов типовой учебный материал содержит:

а) основы знаний (перечень основных тем);

б) двигательные умения и навыки;

в) физические способности;

г) перечень нормативных требований к учащимся;

* внеклассные формы занятий физической культурой и спортом (спортивные секции);

* общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные дни здоровья и спорта, внутришкольные соревнования, туристские походы и слеты).

3. Приложения - содержат рекомендации по примерному объему двигательной активности учащихся всех классов, а также перечень упражнений для развития двигательных качеств в самостоятельных занятиях.

Из приведенного примера видно, как основные исходные положения физическою воспитания находят свое дальнейшее развитие в единых унифицированных государственных программах для соответствующих контингентов.

Годовое планирование является как бы промежуточным между многолетним и этапным планированием. Применительно к школьному курсу физического о воспитания в качестве документа планирования разрабатывается план-график учебного процесса. Он составляется на один учебный год преподавателем па основе учебного плана и многолетней программы.

Основное функциональное назначение такого плана преимущественно организационное. Здесь главным образом определяется общий порядок организации, проведения занятий в учебном году.

В школе таких планов-графиков одиннадцать в соответствии с количеством лет обучения. В плане-графике указываются:

* общая продолжительность учебной работы в году с выделением по четвертям, месяцам;

* количество часов, отводимых на каждый раздел (гимнастика, легкая атлетика и т.д.) соответственно в году, четверти, месяце;

* отмечаются места проведения занятий (зал, стадион, бассейн и т.д.);

* сроки сдачи контрольных нормативов по каждому разделу учебного плана.

Этапное планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную четверть).

В качестве документа этапного планирования выступает рабочий план. Он составляется преподавателем на основе программы и плана-графика. Здесь более детализированы основные разделы занятия (теория, практика и т.д.). Иногда этапное планирование называют тематическим, что указывает на то, что выбор длительности этапа связан с необходимостью решения каких-либо конкретных задач в рамках относительно самостоятельной стадии педагогического процесса. Поэтому чаще всего длительность этапа в физическом воспитании - от 1 до 2,5 месяцев (четверть или семестр учебного года или их составная часть). В рабочем плане отражены:

- время на каждый раздел на каждом занятии и общее число занятий, но этому разделу (например, на опорный прыжок выделяется по 10 минут на 6 занятиях).

- методическая последовательность обучения, т.е. прохождения материала (разучивание, закрепление с указанием конкретных средств).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).

К данному виду планирования относят недельный план и план-конспект занятия. Как правило: недельный план или план на микроцикл составляется для спортивно-тренировочных занятий. В отдельных случаях при отсутствии достаточно детального этапного планирования целесообразно по данным оперативной опенки предыдущей деятельности и ее результатов вносить соответствующие коррекции в планирование недельного цикла физического воспитания в школе. Особое значение это приобретает, если планирование предусматривает, кроме классно-урочных занятий, различные формы двигательной активности в режиме школьного дня (физкультурно-гигиенические и рекреативные формы), секционные (кружковые, групповые) занятия, общешкольные физкультурно-спортивные мероприятия (соревнования и др.) и турпоходы. В этом случае нагрузка может достигать достаточно значительных величин, что требует ее тщательного продумывания и планирования, аналогично закономерностям, свойственным тренировочному процессу в спорте.

В чем смысл «принципа» перманентного контроля процесса физического воспитания? Какие виды контроля используются при организации процесса физического воспитания? Охарактеризуйте объекты и способы выполнения операций оперативно-текущего и этапного контроля процесса и результатов физического воспитания.

В понятии «контроль» обычно подразумевают такие действия как проверка, обследование, контроль, наблюдение, оценка. В современной специальной литературе можно насчитать десятки наименований видов и разновидностей контроля: педагогический, врачебный, биохимический, биомеханический, психологический, а также оперативный, текущий, этапный и т. д., что свидетельствует как о многогранности проблемы, так и о недостаточной упорядоченности связанных с нею представлений. Характер контроля, который включён в процесс физического воспитания, определяется существующими между субъектом (тренер, педагог) и объектом воспитания (индивид, класс, группа). Соответственно надо различать контроль, осуществляемый педагогом, обозначаемый термином «педагогический контроль» и «самоконтроль» занимающихся или физкультурный самоконтроль.

Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания, для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля – это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства (факторы изменения).

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создаёт возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса. Педагогический контроль осуществляется тренером, преподавателем.

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля.

1. Предварительный контроль – проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра, нового цикла спортивной подготовки). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физической подготовленности, спортивной квалификации

2. Оперативный контроль – предназначен для определения срочного тренировочного эффекта (СТЭ) в рамках одного занятия.

3. Текущий контроль – проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия и в интервалах между ними.

Текущий контроль позволяет проследить динамику показателей индивидуального состояния занимающихся: степень утомления после занятия, ход восстановительных процессов

4. Этапный контроль. Назначение этапного контроля – целостно оценить систему занятий в рамках завершённого цикла. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном тренировочном эффекте (КТЭ).

5. Итоговый контроль – проводится в конце учебного года или соревновательного периода в избранном виде спорта для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач. Данные итогового являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Под физкультурным самоконтролем подразумевается совокупность операций самоконтроля (самонаблюдение, анализ своего состояния), осуществляемых индивидуально как непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями, так и в общем режиме жизни.

Основной документальной формой учёта данных физкультурного самоконтроля является регулярное ведение дневника самоконтроля

Объектом контроля является содержание учебного процесса, состояние различных сторон подготовленности (технической, физической, тактической и др.), работоспособности возможностей функциональных систем занимающихся и т.д.

Для эффективного управления процессом подготовки спортсменов чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.

Для этого необходимо проводить три вида контроля: оперативный, текущий и этапный.

Оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов предполагает оценку реакций организма занимающегося на физическую нагрузку в процессе занятия и после него, а также мобильные операции, принятие решений в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации от занимающегося.

Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения.

При организации оперативного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие – непосредственно в процессе тренировки.

Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только:

• внешние признаки утомления;

• динамика частоты сердечных сокращений;

• значительно реже – показатели биохимического состава крови.

До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения:

а) при выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости:

• массы тела;

• функционального состояния сердечно-сосудистой системы

• функционального состояния системы внешнего дыхания;

• морфологического состава крови;

• биохимического состава крови;

• кислотно-щелочного состояния крови;

• состав мочи;

б) при выполнении скоростно-силовых нагрузок:

• функционального состояния центральной нервной системы;

• функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

в) при выполнении сложнокоординационных нагрузок:

• функционального состояния центральной нервной системы;

• функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

• функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов.

Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления.

Текущий контроль может осуществляться:

• ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок – утром и перед второй тренировкой);

• три раза в неделю (1 – на следующий день после дня отдыха, 2 – на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 – на следующий день после умеренной тренировки);

• один раз в неделю – после дня отдыха.

 

При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние:

• центральной нервной системы;

• вегетативной нервной системы;

• сердечно-сосудистой системы;

• опорно-двигательного аппарата.

Этапный контроль проводится как правило дважды в году (в начале и в конце сезона). На основе сопоставления результатов повторных исследований с первичными данными делают выводы о направленности адаптационных изменений в функциональных системах ив деятельности целостного организма под воздействием составленных программ занятий. Его задачами являются: 1) определение изменения физического развития, общей и специальной подготовленности занимающегося; 2) оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3) разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного процесса и перевода занимающегося на следующий этап многолетней подготовки. Назначение этого вида контроля – интегрально, целостно оценить систему занятий в рамках завершенного этапа, периода, цикла контролируемого процесса, сверить намеченное и реализованное, получить необходимую информацию для правильной ориентации последующих действий.

При проведении этапного контроля определяют кумулятивные изменения, возникающие в организме спортсмена в процессе тренировочных занятий.

Регистрируются:

• общая физическая работоспособность;

• энергетические потенции организма;

• функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма;

• специальная работоспособность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: