В чем состоят основные особенности физического воспитания детей подросткового возраста?

В 11-12 лет у девочек и в 13-14 лет у мальчиков начинается резкое увеличение мышечной массы (мышечные волокна увеличиваются в поперечнике).

Наиболее важным событием подросткового возраста является пубертатный период, а поскольку его начало и продолжительность широко варьируют, то рациональнее выделять ранний, средний и поздний периоды подросткового возраста как стадии полового развития, поскольку они отражают индивидуальные особенности, а не хронологический возраст.

За пубертатный период размеры сердца удваиваются. У подростков отмечается несовершенство регуляторных механизмов сердечной деятельности на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы. Поэтому у подростков адаптационные возможности системы кровообращения при физической нагрузке ниже, чем у юношей и взрослых.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост сегментов легких. Почти в два раза увеличивается объем легких, жизненная емкость (ЖЕЛ) с 12 до 15 лет увеличивается у мальчиков: с 1970 до 2600 мл; у девочек: с 1900 до 2500 мл, легочная вентиляция. Дыхание становится глубже, число дыхательных движений к 17-18 годам соответствует таковому у взрослых. Еще снижена способность к задержке дыхания и к работе в условиях недостатка кислорода.

Помимо выраженного биологического созревания организма, подростковый возраст характеризуется активными процессами формирования психосоциальной зрелости личности. Подростковый период - период бурного развития чувств, эмоциональных переживаний. В этом возрасте наиболее активно происходит процесс формирования жизненных планов, самосознания, усиливается потребность межличностного общения, растет интерес к противоположному полу, формируются элементы репродуктивного поведения. Происходит окончательное осознание подростком своей половой принадлежности и выработка соответствующей психосексуальной ориентации.

Основная направленность физического воспитания подростков – углубление их представления об основных видах спорта; формирование интереса к систематической спортивной или оздоровительной тренировке. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование бойцовского, спортивного характера, умения подростка мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей; вырабатывать организаторские навыки проведения занятий.

Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, в организованных формах – на уроках физкультуры, физкультпаузах, во время активного отдыха, турпохода и т. п. Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях. Для всех остальных обязательны ежедневная утренняя зарядка и еженедельные 2-3-разовые самостоятельные тренировки по 70-90 минут. Существенным элементом физической подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях.

Особенности методики физического воспитания:

1) углубленное изучение базовых видов спорта;

2) следует учитывать увеличивающиеся индивидуальные различия детей. Дифференцированный и индивидуальный подход важен для детей с низкими или высокими результатами;

3) при выборе средств и методов необходимо учитывать половые отличия;

4) соотношение специфических методов (игрового и строго регламентированного примерно равное).

Старший школьный возраст охватывает детей 15-17 лет. К нему относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.

В 15-17 лет заканчивается половое созревание учащихся. Замедляется рост тела. Интенсивно развивается грудная клетка, усиливается рост в толщину трубчатых костей. Различия между юношами и девушками в размерах и форме тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте (на 10-12 см) и весе (на 5-8 кг). Относительная мышечная масса юношей выше на 13%, а масса жировой ткани – ниже на 10%, чем у девушек.

Физическое воспитание направлено на закрепление мотивации к повседневному и систематическому физическому совершенствованию в организованных и особенно в самостоятельных формах, на формирование гражданской зрелости отношения к собственному здоровью и физической подготовленности, освоение навыков здорового образа жизни (ЗОЖ). Основные направления – повышение уровня силы и выносливости и достижение высокого уровня координации движений в физических упражнениях, в том числе и спортивных.

Программа физической активности должна быть весьма насыщенной и разнообразной. Хорошей и эффективной формой физической активности может быть признана углубленная специализация при занятиях спортом в режимах высокой интенсивности. Для не занимающихся в спортивных секциях старшеклассников обязательны самостоятельные занятия не менее 2-3 раз в неделю по 1,5-2 часа. Также полезно ходить в туристические походы, участвовать в различных соревнованиях, спортивных играх.

Задачи физического воспитания старшеклассников:

1) содействовать гармоничному физическому развитию, использованию физических упражнений, гигиенических факторов и условий внешней среды для укрепления здоровья. Формировать ощущение престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;

2) приобретение двигательного опыта посредством освоения новых двигательных действий и умения применять их в различных условиях. Закрепление этих навыков;

3) дальнейшее развитие двигательных способностей;

4) формирование знаний (о закономерностях двигательной активности, о спортивной тренировке, об организме человека);

5) формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, коллективизма, целеустремленности, самообладания;

6) содействовать развитию психических свойств личности и обучению основам саморегуляции.

Особенности методики ФВ в старшем школьном возрасте:

1) уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно;

2) на занятиях с юношами следует готовить их к прохождению службы в армии;

3) акцент делать на развитие силовых, скоростно-силовых возможностей и выносливости;

4) на занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнения одновременно развивающие двигательные качества и совершенствующие умения и навыки;

5) интенсификация обучения идет за счет усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного – увеличивается;

6) широко применяются индивидуальные задания различной направленности;

7) прохождение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: