Потребители и производители продукции культуры 4 страница

    С 1993 г. Постановлением Правительства РФ объекты социально-культурного назначения в случае приватизации предприятий стали передаваться в ведение муниципальных органов власти, т.е. на смену этапа приватизации ведомственных организаций культуры пришел этап их муниципализации: бывшие профсоюзные учреждения культуры получили возможность финансироваться из муниципального бюджета.

5. Приватизация государственных и муниципальных учреждений культуры.

Как и в других отраслях экономики приватизация организаций в культуре призвана:

- повысить эффективность деятельности за счет внедрения рыночных механизмов;

- уменьшить дефицитность бюджетного сектора экономики.

Однако учитывая социальную значимость культуры и особую роль в ней государства, приватизацию организаций культуры рассматривают не как способ ухода государства из отрасли, а как возможность привлечения в нее дополнительных финансовых источников в виде частных капиталов.

Специфика процесса приватизации в культуре состоит и в определении сроков и методов передачи объектов в частную собственность.

Хотя отрасль культуры стала первой из отраслей социально-культурной сферы1 участницей процесса приватизации, однако и здесь он происходит со значительно более поздним законодательным оформлением, чем в экономике в целом.

Закон о культуре, принятый в 1992 г. рассмотрел возможность приватизации в отрасли, при этом:

- определялись границы приватизации – перечень объектов культурного наследия, утвержденный Правительством РФ, не подлежавших приватизации;

- оговаривались условия приватизации, условия обременения приватизируемого имущества: сохранение культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранение профильных услуг, организация обслуживания льготных категорий населения.     

Несмотря на то, что закон определил некоторые условия приватизации объектов культуры, в нем не был проработан главный принцип – дифференцированный подход. В связи со сложностью его разработки приватизация организаций культуры была запрещена[15]. И только в 1994 году, с принятием очередной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, приватизация организаций культуры стала возможной.

В программе использован дифференцированный подход к организациям культуры, в соответствии с которым они распределены на группы:

1. Объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Сюда отнесены:

- организации, финансирование которых более, чем на 50% осуществляется из республиканского бюджета;

- движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

2. Объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Правительства РФ. Сюда отнесены все объекты социально-культурного назначения федеральной собственности: информационные агентства, телерадиокомпании, театры, кино- и выставочные залы, киностудии, а также объекты, хранящиеся в музеях, библиотеках, архивах, картинных галереях, включая помещения и здания, где они расположены.

3. Объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Госкомимущества РФ (ныне Федеральное агентство государственного имущества РФ). В их число вошли цирковые организации госкомпании «Росцирк», а также предприятия, производящие специальное оборудование для учреждений культуры.

4. Объекты и предприятия государственной (муниципальной) собственности, приватизация которых осуществляется по решению органов государственной власти и управления субъектов РФ и местными программами приватизации. К этой группе относятся объекты культуры и предприятия всех видов, находящиеся в государственной (муниципальной собственности).

В первоначальных нормативных документах начала приватизации и в последующих законах общим является подход к приватизации в культуре, предполагающий:

- дифференцированность;

- обременение приватизируемого имущества определенными условиями;

- централизацию принятия решения о приватизации;

- исключение заявительного порядка приватизации объектов культуры, основная форма процесса приватизации – государственная (муниципальная) программа.

Практику приватизации, насчитывающую теперь уже не один десяток лет, оценить сложно в связи прежде всего с отсутствием её общей статистической картины. «Неспешность» её темпов объясняется, во-первых, недостаточностью, порой противоречивостью нормативной базы, во-вторых, разным отношением к ней субъектов приватизационного процесса. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом как главное действующее лицо процесса приватизации (см. функции Росимущества в Приложении 6) заинтересовано в ускорении темпов приватизации, видя в ней способ экономии бюджетных средств. Руководители ведомств культуры и её организаций в основном отрицательно относятся к приватизации, небезосновательно считая, что она приведет к перепрофилированию приватизированной организации, а следовательно, к сокращению сети организаций культуры и ухудшению обслуживания населения.

Недавним примером противостояния Росимущества и руководителей культуры явилась ситуация, сложившаяся по поводу решения Росимущества включить в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества на 2008 г. Московского цирка на проспекте Вернадского и киностудии «Ленфильм». Как было сказано ранее, цирки и киностудии относятся к унитарным предприятиям, но рентабельность их низка и без поддержки государства (дотаций – циркам, госзаказов на производство фильмов – для киностудий) они не смогут существовать. Эти аргументы и были использованы руководителями организаций. Их твердая позиция и поддержка общественности принесли результат: обе организации были исключены из Плана приватизации.

§ 5. Отношения собственности по поводу объектов

культурного наследия (памятников)

Объекты культурного наследия (памятники) бывают нематериальными (обычаи, языки, нравственные идеалы, исторический опыт) и материальными. Отношения собственности имеют вещный характер, и только материальные, вещные объекты культурного наследия включаются в эти отношения.

Статус, оборот (использование) и отношения собственности по поводу памятников этого вида характеризует Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»1. К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры и т.д., представляющие собой ценность с точки зрения истории и культуры.

В составе культурного наследия есть категория объектов, имеющих статус Особо ценных объектов культурного наследия (ОЦОКН)2 народов РФ, положение которых устанавливается Государственным экспертным советом при Президенте РФ по особо ценным объектам культурного наследия РФ – это объекты и организации, имущество которых является исключительно федеральной собственностью. Изменение их формы собственности либо перепрофилирование этих объектов не допускается. То есть это особая группа памятников, «избранные среди лучших», отношения собственности на которые однозначны и стабильны, а финансовое положение относительно устойчиво в связи с тем, что их финансирования выделяется отдельной строкой в федеральном бюджете.

Объекты культурного наследия (ОКН) – это особенный вид недвижимого имущества. Его особенности состоят в следующем. На основании закона «Об объектах культурного наследия» ОКН могут находиться в федеральной, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности (кроме ОЦОКН, которые могут находиться только в федеральной собственности). Однако вне зависимости от формы собственности ОКН государство ограничивает использование и содержание памятников. Это проявляется в следующем:

- государство обеспечивает охрану ОКН, осуществляя выявление, учет, изучение ОКН, физическое сохранение, контроль за сохранением, популяризацию;

- устанавливает ограничения (обременения) на использование ОКН в форме следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера ОКН, согласование всех работ, проводимых на территории ОКН, обеспечение режима содержания земель и доступа к ОКН. В случае нарушения этих условий орган государственного управления может обращаться в суд с иском об изъятии ОКН;

- государство возлагает на собственника бремя содержания ОКН.

Таким образом, государство, посредством уполномоченных органов, в частности, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, осуществляет функцию охраны ОКН, а имущественное управление возлагает на собственника. Охранные мероприятия государства, во-первых, ограничивают вовлечение ОКН в экономический оборот, а во-вторых, приносят собственнику материальные потери в виде обременений, накладываемых государством. В законе эти потери рассматриваются как неизбежное бремя сохранения национального культурного достояния1.

Имущественное управление, в процессе которого реализуется право собственности на ОКН, осуществляется с целью:

- обеспечения сохранности и доступности ОКН;

- извлечения дохода.

Частные собственники ОКН управляют ими преимущественно с экономической целью, государство как собственник ОКН2 использует его прежде всего для достижения социальной цели. Однако поскольку функция охраны ОКН сопряжена со значительными затратами, не только частным собственникам, но и государству приходится рассчитывать экономическую эффективность использования ОКН. Так, государство как собственник размещает в зданиях – памятниках организации, осуществляющие в том числе платную культурную деятельность (например, музеи, галереи); или государственные административные учреждения, сдает памятники в аренду, приватизирует памятники. Все это свидетельствует о том, что памятники хотя и ограниченно, под контролем государства, включаются в экономический оборот, способствуя повышению культурной активности населения и обеспечивая отрасли дополнительные доходы.

Расширение экономического оборота памятников вызывает сложное отношение со стороны руководителей культуры, сообщества. Особенно много дискуссий связано с проблемой приватизации памятников, несмотря на богатый положительный опыт дореволюционной России по частному владению памятниками, а также современный опыт развитых стран, где большая часть памятников находится в частной собственности.     

Первые попытки разрешить приватизацию памятников были предприняты в 1994 г., когда Указом Президента РФ «О приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения» была разрешена приватизация ОКН муниципальной собственности. В результате определенное число памятников в г.г. Москве и Санкт Петербурге были переведены в статус муниципальных объектов и приватизированы. В 1997 г. Мосгордума издала постановление «О перечне объектов культурного наследия, разрешенных к приватизации». Оба законодательных решения хотя и носили локальный характер (в одном случае разрешение касалось муниципальной собственности, в другом – городской государственной), однако дали толчок волне приватизации памятников в самых богатых ими городах страны.

Вышедший в 2002 г. Закон о культурном наследии, допускающий частную собственность на ОКН, приостановил приватизацию памятников федерального значения, «впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности на федеральную собственность, субъектов РФ и муниципальную собственность».

Восьмилетний опыт приватизации памятников культуры показал высоту риска ущерба культурному достоянию. Многие бизнесмены использовали историческую недвижимость, меняя её облик, перестраивая, рушили ради получения дешевой недвижимости для бизнес-проектов. Нет общей статистики прямых потерь культурного наследия в результате приватизации, но примеры этих потерь многочисленны[16].

Другая сторона проблемы состоит в том, что у государства нет средств на хранение и реконструкцию памятников. По данным Министерства культуры РФ[17], из более 140 тыс. выявленных объектов культурного наследия 90 тыс. охраняется государством, из них около 50 тыс. находятся в аварийном состоянии. Это и послужило главным аргументом в разрешении проблемы: с 1 января 2008г. мораторий на приватизацию Федеральных памятников культуры снят[18].

Для практической реализации процесса необходимо выполнить масштабную работу: провести паспортизацию[19] памятников и их экономическую оценку, составить их полный реестр.

Вопрос приватизации памятников является наиболее спорным в проблеме передела собственности в сфере культуры, наиболее остро обнажающим противоречие между социальным предназначением культурных благ и необходимостью их экономического обращения. Однако экономические отношения приняли всеобщую товарно-денежную форму и включение в них культурных объектов – только вопрос времени.

 

Выводы

1. Исключающий характер отношений собственности лежит в основе спецификации (определения) прав собственности, ее субъекта и объекта, а также экономического использования собственности, предполагающего ее переход от менее эффективного собственника к более эффективному.

2. В Российской Федерации допускаются все формы собственности на объекты культуры. На российском рынке культуры самыми крупными собственниками являются государство и муниципалитеты.

3. Статус бюджетного учреждения как организации – несобственника позволяет государству регулировать производство социально значимых благ культуры: определять их объем, качество, условия производства и контроль за ним.

4. Необходимость гармонизации в отношениях собственности и формирования множественности ее форм обусловили процесс передела собственности, происходящий в России с начала 90-х гг.

5. Приватизация государственных и муниципальных организаций культуры до сих пор не стала заметным явлением по ряду причин организационного, экономического и социального характера.

6. Ряд объектов в культуре находится в особых режимах собственности. Помимо интеллектуальной собственности, к таким объектам относится культурное наследие народов РФ (памятники): функция охраны ОКН – прерогатива государства, имущественное управление возложено на собственника, которым по закону может быть и частное лицо.

7. Процесс юридического оформления приватизации объектов культурного наследия вступил в завершающую стадию: приватизация муниципальных ОКН разрешена законом о Приватизации государственных и муниципальных организаций, мораторий на приватизацию федеральных памятников снят в 2008 г.

8. Социальная роль культуры, общественный характер производимых в отрасли благ, означают, что при определении критериев эффективности использования собственности на объекты культуры необходимо исходить прежде всего из достижения социальных целей – гуманизации общества, самореализации личности, создания и сохранения культурных ценностей и ставить экономические цели во второй ряд.

 

Тесты по теме «Отношения собственности в отрасли культуры»

1. Имущество бюджетного учреждения культуры, находящееся у него на правее оперативного управления, может быть:

1. передано на баланс другой организации;

2. источником собственного имущества учреждения;

3. объектом взысканий кредиторов;

4. передано самому учреждению в собственность.

 

2. Приватизация муниципальных учреждений культуры:

1. запрещена;

2. допускается по решению Правительства РФ;

3. осуществляется по решению органов местной власти;

4. осуществляется в обязательном порядке.

 

3. Объекты социально-культурного назначения (клубы, библиотеки, дома отдыха и т.д.) приватизируемых предприятий:

1. передаются в муниципальную собственность;

2. продаются по конкурсу;

3. продаются на аукционе;

4. ликвидируются.

 

4. Объекты культурного наследия (памятники) могут находится:

1. только в государственной собственности;

2. в государственной собственности и на правах аренды у частных лиц;

3. в государственной, муниципальной и частной формах собственности;

4. только в федеральной собственности.

 

5. Реституция – это:

1. пересмотр сроков кредитных договоров между странами;

2. возвращение незаконно вывезенного из страны имущества;

3. финансовая и кредитная политика, преследующая ограничение возможностей получения кредита;

4. получение лицензии на вывоз культурных ценностей.


Глава 4. Экономические отношения интеллектуальной собственности в отрасли культуры

           Значительную часть продуктов и ресурсов отрасли культуры, а также отношений по поводу их производства и реализации характеризует понятие «интеллектуальная собственность». В определенном смысле можно говорить о том, что место отрасли в системе общественного разделения труда в решающей степени связано с производством и обращением объектов интеллектуальной собственности.

§ 1. Правовой аспект интеллектуальной собственности[20]

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений, до 2008г. регулировались значительным числом законодательных и иных нормативных документов, в частности, Патентным законом РФ (1992г.), Законом «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (1992г.), «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (1992г.) и др. Центральное место среди них занимал Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993г.). В настоящий момент указанные законы утратили силу в связи с вступлением в действие с 1 января 2008г. Четвертой части Гражданского кодекса РФ «Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности».

Под интеллектуальной собственностью (ИС) нужно понимать право интеллектуальной собственности с входящими в его состав правами и объекты этих прав.

К объектам права интеллектуальной собственности (ОИС) Кодекс относит обширную группу произведений, общими чертами которой являются:

- все они созданы в результате интеллектуальной деятельности, творческого труда;

- они выражены в объективной, вещной форме, поскольку право собственности – вещное право;

- критерием творческой деятельности, оригинальности её результатов является факт самостоятельного создания ОИС, т.е. в основе установления творческого характера деятельности лежит презумпция творческого характера, презумпция авторства. Это означает, что творческой признается любая умственная деятельность, результат которой охраняется законом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, плагиата, либо вообще не может являться объектом интеллектуальной собственности.

Эти общие свойства ОИС и позволили законодателям свести их в единый раздел Гражданского кодекса и сформулировать комплексный правовой механизм их регулирования.

Вместе с тем, помимо общих черт, результаты интеллектуальной деятельности имеют и различия, что отражается на их правовом режиме и позволяет разделить их на группы:

Объекты авторского права:

- произведения науки, литературы и искусства;

- программы для ЭВМ;

- базы данных.

Объекты смежного права:

- исполнение;

- фонограммы;

- сообщение в эфир или по кабелю радио- или телевизионных передач (вещания организаций эфирного или кабельного телевидения).

Объекты патентного права:

- изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- селекционные достижения;

- топологии интегральных микросхем;

- секреты производства (ноу-хау).

Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий, информационных систем:

- фирменные наименования;

- товарные знаки и знаки обслуживания;

- наименования мест происхождения товаров;

- коммерческие обозначения.

Деление ОИС на объекты авторского, смежного, патентного права и средства индивидуализации является правовой классификацией, устанавливающей отличия правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.

Правовую охрану объектов авторского и смежного права, к которым, в частности, относятся литературные, драматические, сценарные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры и др. (см. Приложение 11 Извлечения из Части четвертой Гражданского кодекса РФ) характеризуют следующие моменты:

- закон охраняет оригинальность, новизну формы результатов творческой деятельности, т.е. ту объективную, вещественную форму, которая является материальным носителем произведения, например, рукопись, рисунок, нотная, цифровая запись, модель, скульптура и т.п. Эта форма воплощает художественные образы произведения и именуется его внутренней формой;

- авторское право не охраняет идеи, сюжет, концепции, модели, т.е. содержание произведения;

- правовая охрана наступает в силу факта создания произведения. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется обязательная регистрация произведения или соблюдение каких-либо формальностей, не имеет принципиального значения акт обнародования или опубликования. Обладатель авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права – «copyright» («с»). Он также может для защиты своих прав обратиться к какой-либо общественной организаций, например, Российскому авторскому обществу (РАО), а может это делать самостоятельно, но прибегая ни к чьей помощи.

Правовая охрана объектов патентного права и средств индивидуализации, часто называемых промышленной собственностью, характеризуется следующим:

- закон охраняет само содержание произведения, его оригинальность, независимо от формы ее воплощения;

- правовая охрана наступает с момента регистрации объекта промышленной собственности в соответствующем органе государственной власти (для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков– это Федеральная служба РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам – Роспатент, для фирменных наименований – это органы юстиции, авторы программ для ЭВМ, баз данных и топологий микросхем добровольно могут зарегистрировать свой ОИС в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем);

- критерием творческого характера этой группы ОИС является его новизна, устанавливаемая на основе понятия приоритета (первенства): объект промышленной собственности охраняется законом с момента регистрации заявки на охрану в государственном органе, если на дату заявки не известны его аналогии.

На практике встречаются объекты, допускающие охрану с использованием как авторских прав, так и прав промышленной собственности. Это относится, например, к программам для ЭВМ, литературным и художественным произведениям, используемым при создании товарных знаков и промышленных образцов.

Содержание интеллектуальной собственности как права включает следующие интеллектуальные права:

- права автора, или личные неимущественные права, которые не могут предаваться другим лицам, к ним относятся: право авторства, право на имя, на обнародование, на отзыв, на защиту репутации автора и др.;

- исключительные права, или имущественные права, которые могут предаваться другим лицам и с которыми связано понятие использования ОИС, к ним относятся: право на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, перевод или другую переработку, прокат и др.;

- иные права (право следования, право доступа и другие).

Исключительное право (права) означает, что их обладатель вправе использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Другие лица не могут использовать (исключаются из числа пользователей) ОИС без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных законом (речь идет, например, о цитировании, иллюстрировании в научных, политических, учебных или информационных целях и др. случаях свободного использования ОИС).

Разграничение прав интеллектуальной собственности на имущественные и неимущественные характеризует своеобразие объектов интеллектуальной собственности: являясь по содержанию нематериальными объектами, продуктами духовного производства, они непосредственно не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены. Переход права собственности на вещь не влечет перехода или представления интеллектуальных прав на ОИС, выраженных в этой вещи. Так, драматург, передавая свои права на пьесу театру, не перестает быть её автором. Композитор, уступая свои права на воспроизведение, распространение и публичное исполнение звукозаписывающей компании, не перестает быть автором музыки. В этом и состоит своеобразие интеллектуальной собственности как собственности особого рода.

В связи с тем, что права интеллектуальной собственности расщепляются на имущественные и неимущественные, появляются группы субъектов прав: авторы произведения (изобретения) и владельцы произведения1.

К авторам произведения относятся физические лица2, чьим творческим трудом созданы объекты ИС: писатели, композиторы, изобретатели, актеры, певцы, режиссеры, дирижеры и т.д. Им принадлежат неимущественные права.

К владельцам произведения, субъектам имущественных прав относятся:

- авторы произведения (изобретения). В этом случае они владеют всем пучком прав (и имущественными и неимущественными) и распоряжаются ими в своих интересах, распределяя их между различными участниками хозяйственного оборота;

- физическое или юридическое лицо, приобретающее у автора имущественные права на его произведение.

Автор может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом путем:

- отчуждения по договору другому лицу;

- предоставления другому лицу права использовать ОИС в установленных договором пределах.

В первом случае автор заключает с другим лицом договор отчуждения, во втором – лицензионный договор. Договор отчуждения означает, что права от автора передаются другому лицу в полном объеме. Так, сценарист передает продюсеру кинофильма все свои права (право опубликовать сценарий, перевести его, передать другому продюсеру), если он заключил с ним договор об отчуждении. В этом случае у него остаются личные права, например, право быть указанным в титрах кинофильма как одному из авторов.

Лицензионный договор предполагает, что автор (лицензиар) предоставляет другому лицу (лицензиату) право использования в предусмотренных договором пределах, т.е. определенных прав, например, писатель заключает с издательством лицензионный договор на одноразовое издание книги определенного тиража.

Лицензионный договор может быть двух видов:

- простая (неисключительная) лицензия – лицензиар, выдавая лицензию одним лицам, оставляет за собой право выдачи её другим лицам. Например, писатель заключает договор на издание с несколькими издательствами и впредь может расширить их число.

- исключительная лицензия – лицензиар выдает лицензию лицензиату без права выдачи её другим лицам. При передаче каждое имущественное право может делиться по предмету, объему, территории, сроку и т.д. Например, драматург передает театру исключительные права на исполнение (постановку и прокат) и передачу в эфир своей пьесы. Театр, в свою очередь, передает неисключительное право на передачу в эфир двум телевизионным компаниям: одной для полной трансляции спектакля, другой для информационного освещения и анонсирования. Одновременно издательство покупает у драматурга исключительные права на издание, перевод и распространение пьесы и передает, в свою очередь, неисключительное право на перевод, издание и распространение пьесы в объеме 10 тыс. экземпляров на территории другой страны иностранному издательству, а право на распространение на территории своей страны торговому предприятию. Таким образом, в процессе распределения прав происходит определение границ использования произведения на рынке.

На объекты авторского права распространяется еще один вид договоров – договор авторского заказа. По этому договору одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства. Материальный носитель, в котором создано произведение (оригинал статуи, картины) переходит в собственность заказчика, если договором не предусмотрено иное.

§ 2. Рыночная классификация объектов

интеллектуальной собственности

Разделение интеллектуальной собственности на авторское право, смежные права и промышленную собственность произведено с позиций и целью правовой защиты объектов ИС. Экономическое использование ИС в условиях рынка означает взаимодействие рыночных агентов, представляющих разные группы экономических интересов по поводу интеллектуальной собственности, и предполагает иные цели классификации.

Для исследования экономических функций интеллектуальной собственности используют рыночную классификацию, которая строится «по признаку воздействия интеллектуальной собственности на рыночную систему спроса и предложения и формулируется следующим образом.

На конкурентном рынке патентное и авторское право принадлежат правам интеллектуальной собственности на стороне предложения, в то время как товарные знаки и сдерживание недобросовестной конкуренции (т.е. средства индивидуализации) принадлежат правам интеллектуальной собственности на стороне спроса»1. Использование рыночной классификации применительно к рынку культуры позволяет сделать вывод о том, что на нем на стороне предложения правам интеллектуальной собственности принадлежат авторское и смежное право, на стороне спроса – средства индивидуализации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: