Выполнила Антонова Оксана, 19ИПД2
Тема детства в прозе конца 19 – начала 20 века
«Петька на даче» Л. Андреева
Социальная заостренность
В рассказе поднимается социальная проблема. Дети из бедных семей не имеют детства, так как вынуждены работать. В произведении противопоставлены друг другу город и дача. В городе Петя вынужден работать в парикмахерской, «пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи». Мальчик жил рядом с кварталом, «заполненным домами дешевого разврата», где случалось, что «пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину». Так и проходило детство мальчика, среди разврата и грязи. Нельзя опустить важную деталь – морщины на лице мальчика. Он работает в свои 10 лет, как настоящий взрослый, от чего и появилась усталость, и тонкие морщины, из-за чего он стал похож на «состарившегося карлика». Все дни мальчика тянулись однообразно, будто это «длинный неприятный сон». Полностью противопоставлена городу дача. Там мальчик был счастлив и проводил время. Как проводят его все дети. Именно дача стала для него тем местом, куда он так хотел попасть. На даче он стал выглядеть, как здоровый ребенок.
|
|
Рассказ демонстрирует нам, как важно влияние внешней среды на ребёнка, как обстановка губит детскую душу недостижимостью мечты о лучшей жизни. Город уже «высасывает» из него все жизненные силы. Автор показал нам, что становится с детьми, которые живут в таких ужасных условиях, на примере Николки, который «рассказывал о них Петьке грязные истории и смеялся, скаля острые зубы». «Николка важничал и держался, как большой: курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно, врал». Писателя возмущает невероятное равнодушие к Петьке не только со стороны хозяина парикмахерской Осипа Абрамовича и подмастерьев, но и барина, человека образованного и, вероятно, считающего себя гуманным. Барин просто жалеет Петьку, но ничего не предпринимает.
Реалистичность изображения
В рассказе жизнь показана наиболее приближенной к реальности, здесь есть конкретные места действия (парикмахерская, дача, сад Дипмана, Старое Царицыно). В рассказе детально описывается обстановка парикмахерской, всего города («В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи…»), детально описываются события («Петька то вертелся у своего окна, то перебегал на другую сторону вагона, с доверчивостью кладя плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров, отвечавших ему улыбками.»), детально описываются чувства главного героя («Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то и степенно, как старик, гулял по опушке и лесистому берегу пруда…»). Герои произведения – реальные люди с реальными именами (Петька, Николка, Осип Абрамович, Надежда, Митя, хозяева дачи). В рассказе имеются предметы, относящиеся к определенной эпохе (чугунок).
|
|
Психологизм в изображении персонажей
Психологизм- способ углубленного изображения внутреннего мира героя, его чувств, мыслей, переживаний, анализ душевного состояния. Внутреннее состояние Пети раскрывается через портретную характеристику и одежду. До поездки на дачу, посетители с брезгливостью смотрели на «этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея.» Внешний вид показывает, как тяжело Пети находиться в этой парикмахерской, в этом городе. Он ко всему относился с апатией и не знал «скучно ему или весело». Праздников не было, радостей в жизни Пети тоже не было. Только однообразные дни.
Изменение в психологическом состоянии произошло во время поездки на дачу и пребывания там. Поведение мальчика говорило о том, что ему так не хватало этих приключений. Он лип к окну, не отрываясь, смотрел на поля и деревья. Нахождение на природе, игры, свобода пошли на пользу Пете. «Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец!» - заметила изменения мать Пети. Об изменении Петьки говорит его внешний вид: «глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали». Он не просто равнодушно относился ко всему, как это было в парикмахерской, он испытывал различные эмоции: «Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то и степенно, как старик, гулял по опушке и лесистому берегу пруда». Он радовался и даже забыл про парикмахерскую и Осипа Абрамовича, будто этого и не было никогда. И как же он был расстроен, когда ему снова пришлось вернуться в тот душный и грязный город: «он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре». И снова все вернулось на круги своя, и снова появились морщинки на лице у Пети.
Внутреннее состояние матери, ее переживания за сына показаны через ее поведение. Надежде очень хотелось кому-нибудь рассказать про своего сына, про парикмахерскую, но «Надежда только подумала все это про себя». Надежде было очень трудно прощаться с сыном, которому нужно было ехать в город: «когда прочел его адресату, адресат заплакал и размазал по всему лицу сажу, которая была на переднике», «Подошла Надежда и со слезами подтвердила: – Надобно ехать, сынок!». Она по-своему любит и жалеет его, но бедность заставляет отдать в «мальчики на побегушках».
Дерзкий сирота Николка, несмотря на внешнюю грубость, опекает Петьку, с интересом выслушивает его, обучает азам профессии. Он «всегда становился добрее, оставаясь вдвоем, и объяснял Пете, что значит стричь под польку, бобриком или с пробором».
Особенности композиции
Композиция рассказа закольцована. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву.
«В дурном обществе» В. Короленко
Приемы обрисовки Княж-городка
Княж-городок – это типичный город юго-западного края. Главным архитектурным сооружением этого городка была тюрьма, что является важной деталью. Очевидно, только этим может похвастаться городок, что говорит о его бескультурье. Город располагался «внизу над сонными, заплесневевшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционною «заставой». Шлагбаум поднимает сонный инвалид – «олицетворение безмятежной дремоты». Автор при описании городка использует такие эпитеты как сонный, заплесневелый, серый, унылый, что подчеркивает убогость этого Княж-городка. Автор использует сравнение при описании моста: «деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик». «Все здания в городе «наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями». Городок «с севера и юга ограждался широкими водяными гладями и топями», что говорит о его заброшенности. Никто не занимается этим городом, он весь «заплесневел» и застыл, как сонное царство. Разруха, запустение ещё больше подчёркиваются видом старого, заброшенного замка и часовни, у которой провалилась крыша, осыпались стены, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни. Заброшенный замок лишь вселял ужас и «наводил на нас припадки панического ужаса». Автор создает образ города и его атмосферу благодаря эпитетам, сравнениям, олицетворениям и метафорам.
|
|
Образы детей
Вася – мальчик из хорошей, обеспеченной семьи. Ему около 9 лет. Вася – сын судьи. Он живет с отцом и сестрой. Мать мальчика умерла несколько лет назад. Все звали мальчика бродягой или негодным мальчишкой, потому что все свое время он проводил на улице, в компании со своей «армией». После смерти матери, он не получал от отца ту любовь, которую ему дарила его мать, именно поэтому он бродил с компанией мальчишек по городу. Вася в свои годы «узнал и увидал много такого, чего не видали дети значительно старше меня», что сильно повлияло на него. Вася проявлял сострадание по отношению к «дурному обществу»: "я с своей стороны пролил немало крови в битвах с eврeйскими мальчишками, терзавшими «профессора»". Ему было очень жаль своих друзей – Валека и Марусю: "острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли". Ему чужда жестокость и унижение слабых. Он очень любил свою сестру и старался играть с нею, пока не видит их няня. Он старался развеселить Марусю, когда она заболела и только лежала в кровати. Вася никому не рассказывал, как жили его друзья и «дурное общество», и "изменить Валеку и Марусе был не в состоянии". Он приходил к своим друзьям, они лежали на траве или беседовали, и «эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу с Валеком, которая росла, несмотря на резкую противоположность наших характеров… Кроме того, он часто сообщал мне много нового, о чем я раньше и не думал». Ему по-настоящему нравились его новые друзья. Для своей приятельницы он попросил куклу у своей сестры, чтобы Маруся хоть немного порадовалась. Вася – умный, смелый, добрый мальчик, чуткий, жалостливый, сорванец, проводящий все время на улице. Он умеет сострадать и проявлять сочувствие.
|
|
Валек – нищий бездомный мальчик, сын бродяги Тыбурция. Валеку около 9 лет. Это умный, смелый, самостоятельный мальчик. Он живет в «подземелье», носит старую одежду и голодает от нищеты. Валек ворует еду, чтобы накормить сестру и других нищих. Как и вася, Валек тоже любит свою сестру, он заботился о ней и даже каждое утро искусно заплетал ей волосы. Он ведет себя по-взрослому и знает много интересного. «Валек, вообще очень солидный и внушавший мне уважение своими манерами взрослого человека» - думал про него Вася. Когда Вася приносил ему и его сестре яблоки и сладости, то он «принимал эти приношения просто и по большей части откладывал куда-нибудь, приберегая для сестры». Валеку приходится красть еду, чтобы накормить свою сестренку. Валек радовался, когда к нему с сестрой приходил играть Вася.
Маруся – нищая девочка, дочь бродяги Тыбурция, младшая сестра Валека. Марусе около 4 лет. Это слабая и болезненная девочка: «бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца». Маруся плохо ходит, редко смеется и не любит играть в игры, а когда Вася пытался с ней поиграть, она начинала плакать. Девочка голодала, и из-за подземелья, из-за темного сырого и плохо пахнущего подземелья, Маруся серьезно заболевает и умирает.
Соня – сестра главного героя Васи. Ей 4 года. Соня, как и Вася, осталась без матери. За девочкой ухаживает нянька. У Сони есть красивые куклы и платья (в отличие от нищей Маруси). Вася часто сравнивал свою сестру с Марусей: «они были в одном возрасте, но моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик».