Приемы обрисовки Княж-городка

Выполнила Антонова Оксана, 19ИПД2

Тема детства в прозе конца 19 – начала 20 века

«Петька на даче» Л. Андреева

Социальная заостренность

В рассказе поднимается социальная проблема. Дети из бедных семей не имеют детства, так как вынуждены работать. В произведении противопоставлены друг другу город и дача. В городе Петя вынужден работать в парикмахерской, «пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи». Мальчик жил рядом с кварталом, «заполненным домами дешевого разврата», где случалось, что «пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину». Так и проходило детство мальчика, среди разврата и грязи. Нельзя опустить важную деталь – морщины на лице мальчика. Он работает в свои 10 лет, как настоящий взрослый, от чего и появилась усталость, и тонкие морщины, из-за чего он стал похож на «состарившегося карлика». Все дни мальчика тянулись однообразно, будто это «длинный неприятный сон». Полностью противопоставлена городу дача. Там мальчик был счастлив и проводил время. Как проводят его все дети. Именно дача стала для него тем местом, куда он так хотел попасть. На даче он стал выглядеть, как здоровый ребенок.

Рассказ демонстрирует нам, как важно влияние внешней среды на ребёнка, как обстановка губит детскую душу недостижимостью мечты о лучшей жизни. Город уже «высасывает» из него все жизненные силы. Автор показал нам, что становится с детьми, которые живут в таких ужасных условиях, на примере Николки, который «рассказывал о них Петьке грязные истории и смеялся, скаля острые зубы». «Николка важничал и держался, как большой: курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно, врал». Писателя возмущает невероятное равнодушие к Петьке не только со стороны хозяина парикмахерской Осипа Абрамовича и подмастерьев, но и барина, человека образованного и, вероятно, считающего себя гуманным. Барин просто жалеет Петьку, но ничего не предпринимает.

Реалистичность изображения

В рассказе жизнь показана наиболее приближенной к реальности, здесь есть конкретные места действия (парикмахерская, дача, сад Дипмана, Старое Царицыно). В рассказе детально описывается обстановка парикмахерской, всего города («В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи…»), детально описываются события («Петька то вертелся у своего окна, то перебегал на другую сторону вагона, с доверчивостью кладя плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров, отвечавших ему улыбками.»), детально описываются чувства главного героя («Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то и степенно, как старик, гулял по опушке и лесистому берегу пруда…»). Герои произведения – реальные люди с реальными именами (Петька, Николка, Осип Абрамович, Надежда, Митя, хозяева дачи). В рассказе имеются предметы, относящиеся к определенной эпохе (чугунок).

Психологизм в изображении персонажей

Психологизм- способ углубленного изображения внутреннего мира героя, его чувств, мыслей, переживаний, анализ душевного состояния. Внутреннее состояние Пети раскрывается через портретную характеристику и одежду. До поездки на дачу, посетители с брезгливостью смотрели на «этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея.» Внешний вид показывает, как тяжело Пети находиться в этой парикмахерской, в этом городе. Он ко всему относился с апатией и не знал «скучно ему или весело». Праздников не было, радостей в жизни Пети тоже не было. Только однообразные дни.
Изменение в психологическом состоянии произошло во время поездки на дачу и пребывания там. Поведение мальчика говорило о том, что ему так не хватало этих приключений. Он лип к окну, не отрываясь, смотрел на поля и деревья. Нахождение на природе, игры, свобода пошли на пользу Пете. «Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец!» - заметила изменения мать Пети. Об изменении Петьки говорит его внешний вид: «глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали». Он не просто равнодушно относился ко всему, как это было в парикмахерской, он испытывал различные эмоции: «Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то и степенно, как старик, гулял по опушке и лесистому берегу пруда». Он радовался и даже забыл про парикмахерскую и Осипа Абрамовича, будто этого и не было никогда. И как же он был расстроен, когда ему снова пришлось вернуться в тот душный и грязный город: «он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре». И снова все вернулось на круги своя, и снова появились морщинки на лице у Пети.

Внутреннее состояние матери, ее переживания за сына показаны через ее поведение. Надежде очень хотелось кому-нибудь рассказать про своего сына, про парикмахерскую, но «Надежда только подумала все это про себя». Надежде было очень трудно прощаться с сыном, которому нужно было ехать в город: «когда прочел его адресату, адресат заплакал и размазал по всему лицу сажу, которая была на переднике», «Подошла Надежда и со слезами подтвердила: – Надобно ехать, сынок!». Она по-своему любит и жалеет его, но бедность заставляет отдать в «мальчики на побегушках».

Дерзкий сирота Николка, несмотря на внешнюю грубость, опекает Петьку, с интересом выслушивает его, обучает азам профессии. Он «всегда становился добрее, оставаясь вдвоем, и объяснял Пете, что значит стричь под польку, бобриком или с пробором».


Особенности композиции

Композиция рассказа закольцована. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву.

«В дурном обществе» В. Короленко

Приемы обрисовки Княж-городка

Княж-городок – это типичный город юго-западного края. Главным архитектурным сооружением этого городка была тюрьма, что является важной деталью. Очевидно, только этим может похвастаться городок, что говорит о его бескультурье. Город располагался «внизу над сонными, заплесневевшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционною «заставой». Шлагбаум поднимает сонный инвалид – «олицетворение безмятежной дремоты». Автор при описании городка использует такие эпитеты как сонный, заплесневелый, серый, унылый, что подчеркивает убогость этого Княж-городка. Автор использует сравнение при описании моста: «деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик». «Все здания в городе «наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями». Городок «с севера и юга ограждался широкими водяными гладями и топями», что говорит о его заброшенности. Никто не занимается этим городом, он весь «заплесневел» и застыл, как сонное царство. Разруха, запустение ещё больше подчёркиваются видом старого, заброшенного замка и часовни, у которой провалилась крыша, осыпались стены, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни. Заброшенный замок лишь вселял ужас и «наводил на нас припадки панического ужаса». Автор создает образ города и его атмосферу благодаря эпитетам, сравнениям, олицетворениям и метафорам.

Образы детей

Вася – мальчик из хорошей, обеспеченной семьи. Ему около 9 лет. Вася – сын судьи. Он живет с отцом и сестрой. Мать мальчика умерла несколько лет назад. Все звали мальчика бродягой или негодным мальчишкой, потому что все свое время он проводил на улице, в компании со своей «армией». После смерти матери, он не получал от отца ту любовь, которую ему дарила его мать, именно поэтому он бродил с компанией мальчишек по городу. Вася в свои годы «узнал и увидал много такого, чего не видали дети значительно старше меня», что сильно повлияло на него. Вася проявлял сострадание по отношению к «дурному обществу»: "я с своей стороны пролил немало крови в битвах с eврeйскими мальчишками, терзавшими «профессора»".  Ему было очень жаль своих друзей – Валека и Марусю: "острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли". Ему чужда жестокость и унижение слабых. Он очень любил свою сестру и старался играть с нею, пока не видит их няня. Он старался развеселить Марусю, когда она заболела и только лежала в кровати. Вася никому не рассказывал, как жили его друзья и «дурное общество», и "изменить Валеку и Марусе был не в состоянии". Он приходил к своим друзьям, они лежали на траве или беседовали, и «эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу с Валеком, которая росла, несмотря на резкую противоположность наших характеров… Кроме того, он часто сообщал мне много нового, о чем я раньше и не думал». Ему по-настоящему нравились его новые друзья. Для своей приятельницы он попросил куклу у своей сестры, чтобы Маруся хоть немного порадовалась. Вася – умный, смелый, добрый мальчик, чуткий, жалостливый, сорванец, проводящий все время на улице. Он умеет сострадать и проявлять сочувствие.

Валек – нищий бездомный мальчик, сын бродяги Тыбурция. Валеку около 9 лет. Это умный, смелый, самостоятельный мальчик. Он живет в «подземелье», носит старую одежду и голодает от нищеты. Валек ворует еду, чтобы накормить сестру и других нищих. Как и вася, Валек тоже любит свою сестру, он заботился о ней и даже каждое утро искусно заплетал ей волосы. Он ведет себя по-взрослому и знает много интересного. «Валек, вообще очень солидный и внушавший мне уважение своими манерами взрослого человека» - думал про него Вася. Когда Вася приносил ему и его сестре яблоки и сладости, то он «принимал эти приношения просто и по большей части откладывал куда-нибудь, приберегая для сестры». Валеку приходится красть еду, чтобы накормить свою сестренку. Валек радовался, когда к нему с сестрой приходил играть Вася.

Маруся – нищая девочка, дочь бродяги Тыбурция, младшая сестра Валека. Марусе около 4 лет. Это слабая и болезненная девочка: «бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца». Маруся плохо ходит, редко смеется и не любит играть в игры, а когда Вася пытался с ней поиграть, она начинала плакать. Девочка голодала, и из-за подземелья, из-за темного сырого и плохо пахнущего подземелья, Маруся серьезно заболевает и умирает.

Соня – сестра главного героя Васи. Ей 4 года. Соня, как и Вася, осталась без матери. За девочкой ухаживает нянька. У Сони есть красивые куклы и платья (в отличие от нищей Маруси). Вася часто сравнивал свою сестру с Марусей: «они были в одном возрасте, но моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: