Исследование значения сестринских технологий при ведении пациентов с бронхиальной астмой

Значение сестринских технологий в раннемвыявлении, лечебно-диагностическом процессе и профилактике бронхиальной астмы очень велико, ведь именно медицинская сестра первая общается с пациентом, узнает его проблемы, жалобы, подготавливает его диагностическим и лечебным мероприятиям, улучшает качество его пребывания в стационаре и контролирует выполнение назначений врача. Именно она вызывает население для прохождения диспансеризации, проводит беседы о необходимости своевременного выявления и лечения заболеваний.

Поскольку бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, непременным атрибутом его лечения являются противовоспалительные препараты, которые используются для длительного контроля бронхиальной астмы.

В настоящее время к препаратам первой линии для профилактической терапии бронхиальной астмы у больных любого возраста относится ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС) (беклометазона дипропионат, флунизолид, флютикозона пропионат, триамциналона ацетонид, мометазона фуроат), которые рекомендуются практически для всех больных бронхиальной астмы, в том числе и с легкой степенью тяжести.

Существует ряд новых технологий и стандартов терапии при обострении бронхиальной астмы:

1. Аэрозольтерапия-метод физиотерапии, заключающийся во введении аэрозолей биологически активных веществ в дыхательные пути больного, в различные полости организма или нанесении их на пораженные участки поверхности тела. Применяются аэрозоли высокого действия (оседают в альвеолах, 1-5 мкм) и среднего действия (оседают в бронхах, 5-25мкм.). Высокой эффективностью обладают ультразвуковые аэрозоли и электроаэрозоли (Приложение 3).

2. Индуктометрия (т.е. воздействие при помощи высокочастного магнитного поля)- метод лечения с помощью применения магнитного поля высокой частоты. Обладает выраженным обезболивающим, противовосполительным, спазмолитическим действием. К примеру, на область надпочечников (для стимуляции глюкокортикоидной функции), область бронхов (для уменьшения бронхоспазма) (Приложения 4).

3. Фитотерапия включат в себя использование лекарственных растений для ингаляций и употребления внутрь в виде таблеток, настоев и капель. Корень фиалки, лекарственный алтей, термопсис, анис, фенхель, мать-и-мачеха и другие ингредиенты служат для симптоматической терапии при астме: они снимают кашель и облегчают дыхание. Важно с осторожностью подбирать лечение с учетом возможного развития аллергической реакции на эти и другие растения (Приложение 5).

4. Точечный массаж традиционно относят к методам восточной медицины. Адресное воздействие на биологически активные точки на теле пациента позволяет добиться расслабления гладкой мускулатуры бронхов.

5. Дециметровая микроволновая терапия-лечебная методика, основана на применении электромагнитных волн дециметрового диапазона. Микротоки глубоко проникают в ткани и органы, влияя на протекающие в них физиологические процессы. Обладает бронхолитическим и противовоспалительными эффектами (Приложение 6).

6. Магнитотерапия-метод физиотерапии, применяемый в рамках консервативного лечения различных болезней. Механизм действия основан на оздоравливающем эффекте магнитного поля, которое способствует улучшению кровоснабжения спинного и головного мозга, насыщения кислородом сердца. При бронхиальной астме улучшает проходимость бронхов и обладает противовоспалительным действием (Приложение 7).   

7. Аэроионотерапия-метод лечения отрицательно или положительно заряженными ионами газов, содержащимися в воздухе или с помощью специальных приборов – аэроионизаторов. Кроме аэроионов, терапевтическим эффектом обладают мельчайшие, распыленные в воздухе капельки воды, несущие электрический заряд. Используется для повышения легочной вентиляции (Приложение 8).

8. Лазерное излучение- физиопроцедура, в основе которой лежит воздействие на тело пациента концентрированным направлением света. Методика применяется для лечения широкого круга заболеваний и практически не имеет противопоказаний. Проникая в ткани, лазерное излучение активирует в них различные фотофизические и фотохимические процессы. Назначаются корпоральный и экстракорпоральный методы (Приложение 9).

9. Диетотерапия- это не лечебный метод, но с ее помощью можно стабилизировать течение болезни, избегая в дальнейшем возникновение рецидивов. Строгую гипоаллергенную диету назначают при обострении заболевания, в других же случаях достаточно только исключить из меню продукты-аллергены (Приложение 10).

Люди с астмой, у которых, несмотря на лечение, сохраняются клинические проявления заболевания, могут их ослабить при помощи нового метода, который называется бронхиальная термопластика. Это бронхоскопическая операция, во время которой через носовые отверстия или через рот вставляется трубка, идущая к легким. Происходит нагревание дыхательных путей при помощи радиоволн, что позволяет уменьшить гладкую мышечную массу и помогает человеку с умеренной или тяжелой формой заболевания. Нагрев легких изнутри приводит к усыханию покрытой рубцами ткани и улучшению дыхания. Эта методика может стать новым способом лечения астмы, помимо медикаментозной терапии (Приложение11).

Эта процедура выполняется за три приема, каждый длится примерно полчаса, это необходимо для того чтобы разблокировать все дыхательные пути. После бронхиальной термопластики, пациент также нуждается в профилактическом лечении, но оральные стероиды ему уже не понадобятся, при длительном применении которых возникают такие побочные действия, как: повышение артериального давление, риск заболевания диабетом, риск возникновения инфекций, остеопороз. Пациент уже меньше будет нуждаться в ингаляции с сальбутамолом, чтобы лучше дышать.

Одной из сестринских технологий является «Школы здоровья», при бронхиальной астме.«Школа астмы» предназначена для обучения пациентов с данным заболеванием. Во время уроков в «Астма-школе» больные узнают особенности течения болезни и тонкости лечения. Кроме этого, больные учатся пользоваться специальными приборами, которые необходимо применять для лечения астмы. Посещать школу бронхиальной астмы можно астматикам разного возраста и пола.

«Школа здоровья» для больных с бронхиальной астмой направлена на решение следующих важных задач:

- предупреждение прогрессирования болезни;

- профилактика обострений и серьёзных осложнений у детей и взрослых;

- общая информация о механизме развития бронхиальной астмы;

- обучение пациентов самостоятельному определению уровня тяжести патологии;

- знакомство с самыми первыми признаками приближающегося астматического удушья;

- обучение методам быстрого купирования астматического удушья;

- методы предотвращения приступов удушья;

- обучение пользованию различными приборами и приспособлениями;

Минимальная роль медсестры заключается в составлении первичной документации пациента, проведения пикфлоуметрии, демонстрации, инструктаже и контроле техники проведения ингаляций через различные средства доставки лекарственных препаратов. Промежуточная роль медсестры может заключаться в активном обучении пациентов, проведении спирометрии (Приложение 12), тестов с обратимостью бронхиальной обструкции, мониторинга пик-флоуметрии, предоставления и контроля учебных пособий. Максимальная роль в «астма-школе» предоставляется, как правило, опытным медсестрам, длительно работающим в отделении пульмонологии или терапии в тесном сотрудничестве с врачом. При максимальной роли медсестра составляет структурный план лечения и образования пациента, разрабатывает план оказания неотложной помощи на дому, консультирует пациента или его родственников по телефону и выполняет все манипуляции перечисленные выше, до руководства центром «астма-школы».

Технологии сестринского ухода при возникновении приступа бронхиальной астмы включают следующие действия медицинской сестры:

- вызвать врача через третье лицо;

- успокоить, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, придать удобное положение с упором на руки;

- контролировать ЧДД, АД, пульс;

-дать 30-40%-ный увлажненный кислород;

- дать вдохнуть беротек(сальбутамол) 1-2 вдоха дозированного аэрозоля;

-до прихода врача запретить больному пользоваться своим карманным ингалятором;

-дать горячее питье, сделать горячие ножные и ручные ванны;

- при неэффективности перечисленных мероприятий ввести парентерально по назначению врача: Эуфиллин 2,4%-ный раствор 10 мл, Преднизолон 60-90 мг.;

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что медицинские сестры вносят большой вклад в деятельность лечебно – профилактических учреждений города Валуйки и Валуйского района. В зависимости от профиля кабинета, в котором работает та или иная медсестра, деятельность может отличаться, но, в конечном счете, выполнение любого сестринского процесса направлено на оптимизацию лечебно – диагностической и профилактической деятельности.

Заключение

 

При выполнении курсовой работы были сделаны следующие выводы о том, что участие медицинской сестры в лечебно-диагностических мероприятиях при заболевании бронхиальная астма играет очень важную роль.    

Выполняя исследования по заболеванию, были использованы личные наблюдения, статистические данные ОГБУЗ «Валуйской ЦРБ».

По результатам, изложенным в данной работе можно с уверенностью сказать, что пациент, находящийся под наблюдением медицинских работников, будет более серьезно относиться к своему здоровью и стараться четко и своевременно выполнять рекомендации врачей, будет применять меры по профилактике заболеваний дыхательных путей.

За последние годы отмечается устойчивая тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и ее более тяжелому течению. Бронхиальная астма является одним из наиболее тяжелых хронических заболеваний органов дыхания у детей.

Выявлено, что медицинская сестра в условиях поликлиники контролирует выполнение назначенного лечения пациентами, ведет разъяснительную работу, убеждая их проходить необходимые курсы лечения. Проводит беседы с пациентами и родственниками о его заболевании, о соблюдении диеты, обучает методам самоконтроля, контролирует прохождение диспансеризации и посещение врача.

Роль медицинской сестры в организации помощи в условиях стационара заключается в своевременном выявлении проблем пациента, и правильной организации ухода. Так же в обязанности медицинской сестры входит подготовка больного к дополнительным методам исследования, забор биологического материала для лабораторных исследований, оказания доврачебной неотложной помощи.

По результатам, изложенным в данной работе можно с уверенностью сказать, что пациент, находящийся под наблюдением медицинских работников, будет более серьезно относиться к своему здоровью и стараться четко и своевременно выполнять рекомендации врачей, будет применять меры по профилактике заболеваний дыхательных путей.

В данной ситуации приоритетным становится лечение больных бронхиальной астмой в амбулаторных условиях с диспансерным их ведением и использованием дневных стационаров для лечения обострений. Медицинская сестра является значимым связующим компонентом врача с пациентом. Значимость ее действий состоит в:

– в уменьшении количества заболеваний, путем проведения профилактических мероприятий;

– в своевременной и полноценной подготовке к диагностическим мероприятиям;

– в улучшении качества пребывания пациента в стационаре;

– в своевременном оказании доврачебной помощи;

– в контроле выполнения всех назначений врача;

Современный ступенчатый подход к лечению бронхиальной астмы включает в себя одновременно и терапию, и профилактику обострений заболевания, а также значительно снижает риск осложнений. Участие пациента в лечебном процессе позволяет свести к минимуму влияние неблагоприятных этиологических факторов на организм.

Нами были изучены и доказаны проблемы пациентов с бронхиальной астмой. Проанализированы значения сестринского ухода за больными с данным заболеванием. Мы исследовали эффективность сестринского ухода при бронхиальной астме. А также были исследованы значения сестринских технологий в раннем выявлении, лечебно-диагностическом процессе и профилактики бронхиальной астмы

Также следует отметить важную роль медицинской сестры в лечении больных с бронхиальной астмой. Ведь именно медсестра проводит большую часть времени с пациентом, рассказывает ему о сути заболевания, обучает различным манипуляциям (использование пикфлоуметра и карманного ингалятора, разъясняет правила приёма лекарственных препаратов), следит за общим состоянием пациента, зачастую первая выявляет проблемы пациента и нарушение каких-либо потребностей, оказывает психологическую поддержку.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что бронхиальная астма, как и большинство хронических заболеваний, «не болезнь, а образ жизни», и для того, чтобы этот образ был правильным, прежде всего необходимо тесное сотрудничество и доверие между пациентом и медицинской сестрой, так как это является необходимым условием правильного соблюдения рекомендаций по обследованию и лечению. Пациент должен знать, в каких условиях ему жить и работать, какие параметры своего состояния контролировать и с какой регулярностью, как вести себя при обострении болезни и вне его, понимать, какие препараты он принимает и с какой целью. Получать эти сведения он должен не из средств массовой информации, а от своего лечащего врача, и только в этом случае болезнь становится подконтрольной, позволяя мирно с собой сосуществовать.

Таким образом, гипотеза о том, что внедрение современных сестринских технологий будет способствовать повышению качества жизни пациентов, страдающих бронхиальной астмой, доказана.

Список литературы

1. Абросимов, В. Н., К оценке степени обструкции бронхов у больных бронхиальной астмой [Текст]: /В.Н. Абросимов – Терх. Арх., 2009. – 600 с.

2. Авдеев, С. Н. Бронхиальная астма в таблицах и схемах [Текст]: /С. Н. Авдеев. – М.: Атмосфера, 2005. – 48 с.

3. Алекса В. И., Шатихин А. И. Непосредственное исследование больного в клинике внутренних болезней [Текст]: Учебное пособие. Система органов дыхания/В. И. Алекса А. И. Шатихин – М.: Триада-Х, 2011. – 448 с.

4. Бубнов, В.Г. Основы медицинских знаний [Текст]: учеб. Пособие для высшей школы / В.Г. Бубнов – М.:АСТ: Астрель, 2005. – 256 с.

5. Булич, Э. Г. Муравов И. В. Здоровье человека [Текст]: учеб. Пособие / Э.Г. Булич, И. В. Муравов – Олимпийская литература, 2013г. – 165 с.

6. Гребнев, А. Л. Основы общего ухода за больными [Текст]: учебник А. Л. Гребнев, - М., Медицина, 2012. – 516с.

7. Козлова, Л. В. Основы реабилитации для медицинских колледжей [Текст]: учебное пособие/ Л. В. Козлова, - Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 475 с.

8. Котельников, Г. П. Сестринское дело [Текст]: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб. / Г. П. Котельников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 690 с

9. Кузин, М.И. Профилактика заболеваний [текст] / М. И. Кузин. М.:-1999. С.12-16.

10. Лычев, В.Г. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи [Текст]: Учеб. Пособие / В.Г. Лычев, В.К. – М.: «Новая волна», 2014.-579с.

11. Маколкин, В.И., Овчаренко, С.И.. Сестринское дело в терапии. [Текст]/ Москва, Медицинское информационное агентство, 2008 – 185с.

12. Машковский, М. Д. Лекарственные средства [Текст]: Учеб. Пособие / М. Д. Машковский.- М.: «Новая волна», 2014.-1216с.

13. Мухина, С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела. [Текст]/ Москва, Родник,2010 –183с.

14. Ненашева, Н. М. Бронхиальная астма [Текст]:  Карманное руководство для практических врачей. – Атмосфера, 2011. – 300 с.

15. Никитина Ю.П. Энциклопедия медицинской сестры. [Текст]/ Москва, Товарищество научных изданий КМК, 2011 – 93с.

16. Окатов, Ф. Д. Справочник медицинской сестры по уходу [Текст]: справочник / Ф.Д. Окатов. – М.: Академия, 2002г. – 548 с.

17. Отвагина, Т. В. Терапия. [Текст]: Учеб. Пособие/ Т. В. Отвагина.-Изд, 6-е Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 367 с.

18. Ройтберг, Г. Е. Внутренние болезни. Система органов дыхания [Текст]: Учеб. Пособие/ Г. Е. Ройтберг. – М.: МедПресс-Информ, 2015.- 700 с.

19. Рудаев, Я. А. ингаляционная терапия при бронхолегочных заболеваниях [Электронный ресурс]. Режим доступа

20. Розен, В. В. Основы эндокринологии [Текст] / В. В. Розен. – Москва: МГУ, 2006. – 384 с.

21. Савельев, B.C., справочник лекарственных препаратов [Текст] / B. C. Савельев, Б.Р. Гельфанд М.:Вестник хирурги, 2005.- №6.С. З-8

22. Смолева, Э.В. Сестринский уход в терапии: МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях [Текст]: учеб. – метод, пособие / Э.В. Смолева – Ростов-.: Феникс, 2016.-365с.

23. Страдовиченко, А.И., Коровин А.Л. Принципы профилактики заболеваний органов дыхания, профилактика осложнений. Актуальные проблемы колопроктологии. Всероссийская конференция колопроктологов. [Текст] / А.И. Страдовиченко, С.С. Маскин, А.И.Наумов, А.Л.Коровин. Волгоград: Тезисы докладов, 1997. 214-216с.

24. Туркина, Н.В. Общий уход за больными [Текст]: учеб. Для мед. Вузов / Н.В.Туркина, А. Б. Филенко.- М.: КМК. – 2007г. – 550 c.

25. Фадеев, П. А. Бронхиальная астма [Текст]: учеб. – метод, пособие / П.А. Фадеев. – М.: Огни 2014г. – 160 c.

26. Федюкович, Н. И. Внутренние болезни [Текст] / Н. И. Федюкович. – 7-ое изд. – Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 573 с.

27. Харрисон, Т. Р. Внутренние болезни. Эндокринология [Текст] / Т. Р. Харрисон: Т.9. 11-ое изд. – Москва: Медицина, 2005. – 464 с.

28. Чучалин, А.Г. Бронхиальная астма [Текст]: учеб. – метод, пособие / А. Г. Чучалин.-М.: Изд. Дом «Русский врач», 2011.-144с.

29. Цигельник, А. Я., Бронхоэктатическая болезнь, 4 изд., [Текст] /,1999. – 417с.

30. Шабалина, Н. Большая энциклопедия народной медицины. От Астмы до Ячменя [Текст]: учеб. – метод, пособие /Н. Шабалина. – М.: СПб. [и др.]: Питер, 2013. 794 c.

31. Широкова, Н.В., Островская И.В. Основы сестринского дела. [Текст]/ Москва, Анми, 2008 – 149 с.

32. Юренев, П. Н. Бронхиальная астма [Текст]: учеб.-метод, пособие/ П.Н Юренев. – М.: Медицина, 2007. – 154 c.

33. Аллергический кашель [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pro-simptomy-lechenie.ru/allergicheskij-kashel/, свободный. Заголовок с экрана.

34. Астма: причины и осложнения заболевания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gajmorit.com/astma/, свободный. Заголовок с экрана.

35. Бронхиальная астма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бронхиальная_астма, свободный. Заголовок с экрана.

36. Болезни нижних дыхательных путей [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.knigamedika.ru/organov-dyxaniya/nizhnix-dyx-putej/bronxialnaya-astma.html, свободный. Заголовок с экрана.

37. Пульмонология: бронхиальная астма, приступ бронхиальной астмы- Плазма крови [Электронный ресурс]. Режим доступа http://medicedu.ru/hirurgia/83-antisetpiki.html?start=22/  свободный. Заголовок с экрана.

38. ЛФК и массаж при бронхиальной астме [Электронный ресурс]. Режим доступа http://webmed.irkutsk.ru/doc/transfus.htm/  свободный. Заголовок с экрана.

39. Диагностика бронхолегочных заболеваний [Электронный ресурс]. Режим доступа http://medbe.ru/materials/kritichskie-sostoyaniya/izmerenie-velichiny-krovopoteri/  свободный. Заголовок с экрана.

40. Пульмонология: Антисептики, кровопотеря и переливание крови. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://medicedu.ru/hirurgia/83-antisetpiki.html?start=20/  свободный. Заголовок с экрана.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: