Диагностика нарушения зрения у детей

Кяхтинский филиал

Государственное автономное

Профессиональное образовательное учреждение

 «Байкальский базовый медицинский колледж

Министерства здравоохранения Республики Бурятия»

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Роль школьной медицинской сестры в профилактике нарушения зрения у детей

                                                            Выполнила студентка

                          Мостовская Ирина Вадимовна

                                                                4 курса, 642 группы

Сестринское дело

                                                                                                                              специальность

Медицинская сестра

                                                                                                                             квалификация

                                     Руководитель

                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                          Преподаватель            

                                                                             Соколова Ирина Ивановна

                                                                            ________________________

                                                                                                                 подпись

Работа допущена к защите

________________________

                                                                                                                                                   подпись

Зав. Кяхтинским филиалом

Т. А. Шалашникова

«____» «___________» 20___г.                                                                                                        

 

Кяхта 20 20

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

      Введение…………………………………………………………………. 3

 Глава 1. Роль школьной медицинской сестры в профилактике нарушения зрения у детей. Теоретическая часть …………………………………..…….. 5

1.1. Этиология ………………………………………………………….. 5

1.2. Клиника ……………………………………………………………. 6

1.3. Диагностика нарушения зрения у детей………………………… 6

1.4. Возможные нарушения зрения у детей…………………………... 10

1.5. Образ жизни глаз …………………………………………………... 12

1.6. Полезные для глаз запреты……………………………………….. 13

1.7. Полезное для глаз …………………………………………………. 13

 

Глава 2. Практическая часть……………………………………………… 17

    2.1

    2.2

Заключение …………………………………………………………………… 25

Список использованной литературы ……………………………………….. 26

Приложения …………………………………………………………………... 27

 

Введение

Зрение - одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным даром природы. Зрение дает людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: работы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Впервые годы жизни малыша его зрение проходит период наиболее интенсивного развития, и именно на этом этапе возникают проблемы со зрением, нуждающиеся в коррекции. Многие родители ошибочно полагают, что наиболее опасный для глаз период - школьные годы, и именно из-за необъятной школьной программы многие дети начинают страдать близорукостью или астигматизмом. Во время учебы глаза ребенка действительно подвергаются серьезным испытаниям. Ведь школьнику приходится много читать, хочется посмотреть любимые фильмы и поиграть на компьютере в популярные игры. Но все это не способно испортить зрение. Это лишь прекрасный стимул для прогрессирования всех тех проблем со зрением, которые возникли в период его формирования.

А это значит, что самое лучшее и правильное, что могут сделать родители, постараться выявить нарушения и провести коррекцию зрения ребенка еще до 7 лет, когда это можно сделать наиболее легко и быстро. Если потерять время, то дальнейшее лечение будет более затяжным и менее эффективным. А после 12-13 лет терапия будет уже абсолютно неэффективна. И тогда единственным вариантом лечения будет лазерная коррекция, которую можно проводить только после 18 лет. А это означает, что большую часть учебы в школе и в институте подросток будет вынужден провести в некомфортных для себя условиях, постоянно используя очки или контактные линзы.

Глаз или орган зрения, состоит из глазного яблока, зрительного нерва и вспомогательных органов. Он легко вращается вокруг разных осей: вертикальной, горизонтальной и так называемой оптической оси. Вокруг глаза расположены три пары мышц, ответственных за перемещение глазного яблока: 4 прямые и 2 косые. Этими мышцами управляют сигналы, которые нервы глаза получают из мозга. В глазу находятся, пожалуй, самые быстродействующие двигательные мышцы в организме человека. Так, при рассматривании иллюстрации, например глаз, совершает за сотую долю секунды огромное количество микродвижений. Если же вы задержали взгляд на одной точке, глаз при этом непрерывно совершает небольшие, но очень быстрые движения-колебания. Их количество доходит до 120 в секунду.

Конъюнктива - соединительная оболочка глаза в виде тонкой прозрачной плёнки покрывает заднюю поверхность век и переднюю часть глазного яблока поверх склеры до роговицы. Обладая богатым сосудисто-нервным аппаратом, конъюнктива реагирует на любые раздражения.

Собственно глаз, или глазное яблоко, - парное образование неправильной шарообразной формы, расположенное в каждой из глазных впадин черепа человека и других животных.

 

Глава 1. Роль школьной медицинской сестры в профилактике нарушения зрения у детей.

Этиология

Нарушения нормальной зрительной функции в дошкольном, школьном возрасте имеют приобретенные и наследственные, врожденные причины. Зачастую есть предрасположенность к развитию близорукости, которая прогрессирует при «благоприятном» стечении обстоятельств. По этой причине уделять внимание в начале обучения школы, во время активной гормональной перестройки организму нужно особенно внимательное. В раннем детском возрасте симптомы зачастую никак не дают о себе знать, родители запускают ситуацию, а потом решить проблему становиться очень и очень непросто. Основные патологии – близорукость, дальнозоркость, косоглазие, ложная близорукость, ленивый глаз. Возможно сочетание некоторых заболеваний – например, если не лечить косоглазие, со временем разовьется и близорукость.

 

1. Причин нарушения зрения в детском возрасте много, но все их можно поделить на две группы: Врожденные – развиваются во время внутриутробного созревания или передаются по наследству. Обычно свою роль играет хромосомный, генный фактор. Часто наследуется не столько проблема со зрением, сколько предрасположенность к ее развитию, сама патология дает знать о себе при неблагоприятном стечении внутренних, внешних факторов.

 

2. Приобретенные – зрение падает по причине перенесенных заболеваний, травм, неправильного образа жизни. Негативное влияние на состояние зрительной функции оказывают системные патологии органов ЖКТ, выделительной системы, сердца, щитовидки.

Клиника

Проявления проблем со зрением во многом зависит от их формы. Поводом для обращения к врачу является любое отклонение одного или пары глаз от срединной оси, когда ребенок смотрит вперед, особенно если раннее была травма, стресс. Когда ребенок во время чтения, письма, рисования слишком близко наклоняет голову к столу, это тоже повод насторожиться.

Другие симптомы:

· Желание сесть как можно ближе к телевизору;

· Закрывание одного глаза при рассматривании предметов;

· Частые моргания, прищуривания;

· Проблемы с моторикой;

· Жалобы на мигрени, глазные боли;

· Тошнота, головокружения при значительных зрительных нагрузках;

· Выделение гноя, слезоточивость;

· Острая реакция на свет;

· Разрывы капилляров.

Диагностика нарушения зрения у детей

Первый осмотр новорожденного офтальмологом может быть проведён ещё в родильном доме. Это в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг, со сроком гестации (беременности) менее 34 недель. Для этих детей велик риск развития ретинопатии недоношенных. Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте. Риск развития заболевания повышается, если ребёнку длительное время (около 1 месяца) проводилась кислородотерапия либо он находился на искусственной вентиляции лёгких. Чем раньше эта патология будет выявлена, тем лучше прогноз для зрения ребёнка.

При наличии показаний первое обследование офтальмолога ребенок проходит в 1 месяц. Это дети с врождёнными пороками, перенесенными родовыми травмами, перенесенной асфиксией, недоношенные дети, а также дети с упорным слезотечением или слизисто-гнойным отделяемым. Обследование включает в себя:

· наружный осмотр,

· определение фиксации взглядом предметов,

· определение реакции на свет,

· офтальмоскопия.

Острота зрения при рождении около 0,1, но в таком возрасте обычно офтальмологи её не проверяют. У здорового новорождённого глазные щели узкие, одинаковой формы. Роговица прозрачная, склера голубоватого цвета. При наружном осмотре можно выявить периодическое косоглазие, что характерно для детей этого возраста из-за несовершенства нервной системы.

При наличии гнойного отделяемого или слёзотечения можно судить о нарушении проходимости слёзных путей.

Для определения фиксациивзгляда ребёнку показывают яркую игрушку, при этом он задерживает на ней взгляд в течение нескольких секунд. При внезапном освещении у здорового ребёнка присутствует реакция зрачка на свет (сужение), при этом, как правило, ребёнок начинает смыкать веки, увеличивается его общая двигательная активность. Методом офтальмоскопии пользуются для осмотра глазного дна, оценивается прозрачность сред глаза для исключения врождённой катаракты. Для этого используется прибор - офтальмоскоп. При этом можно увидеть структуры, расположенные на глазном дне. Для более детального осмотра глазного дна необходимо расширить зрачок, что достигается закапыванием в глаз таких препаратов (на выбор), как атропин или тропикамид. Картина глазного дна новорождённого несколько отличается от картины взрослого. На фоне бледно-розовой сетчатки расположен сероватый диск зрительного нерва со слегка стушёванными контурами с четкой прямолинейной сетью сосудов.

По плану первый осмотр офтальмолога ребёнок проходит в 3 месяца. Проводятся:

· наружный осмотр глаза,

· определение фиксации взгляда и слежения за предметом,

· скиаскопия,

· офтальмоскопия

При наружном осмотре в норме ещё может определяться небольшое периодическое косоглазие, но в большинстве случаев косоглазие к этому времени полностью исчезает. Ребёнок уже должен достаточно хорошо фиксировать взгляд, следить за предметами. Также при этом проверяется подвижность глазных яблок. Подвижность глазных яблок вверх, вниз, вправо и влево должна быть полной и одинаковой на обоих глазах.

Скиаскопия (теневая проба) - суть ее заключается в наблюдении за характером движения тени в области зрачка, создаваемой зеркалом офтальмоскопа, при его покачивании. Для определения степени аметропии к глазу подставляются поочерёдно определённые линзы, и скиаскопия проводится через них. Врач отмечает линзу, при которой тень перестаёт двигаться и, сделав некоторые расчёты устанавливает степень аметропии и выставляет точный диагноз. Для более точного определения диагноза и его степени перед проведением скиаскопии необходимо в течение 5 дней закапывать в глаза атропин. Посредством скиаскопиив этом возрасте уже можно определить остроту зрения. Для детей в целом в норме характерно наличие гиперметропии. Нормой гиперметропии для этого возраста, считается рефракция +3,0Д - +3,5 Д. Это обусловлено коротким передне-задним размером глаза, который с возрастом увеличивается, и гиперметропия исчезает. Картина глазного дна ещё может соответствовать картине месячного ребёнка.

Проверка зрения в 6 месяцев

Следующий осмотр назначен на 6 месяцев. Также проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, офтальмоскопия. Косоглазие в этом возрасте в норме уже отсутствует. Подвижность глазных яблок полная. Результаты скиаскопии сравнивают с предыдущими результатами. Степень гиперметропии может несколько уменьшиться или ещё остаться на прежнем уровне. Картина глазного дна становится как у взрослого. Сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва приобретает бледно-розовую окраску и чёткие контуры, соотношение калибра артерий и вен равно 2:3.

Проверка зрения в 1 год

Проводится:

· определение остроты зрения,

· скиаскопия

· офтальмоскопия.

Об остроте зрения в первые годы можно судить по расстоянию, с которого ребёнок узнаёт игрушки. В 1 год она равна 0,3-0,6. Результаты скиаскопии (или авторефрактометрии) снова сравнивают с предыдущими результатами. В норме степень гиперметропии должна уменьшиться до +2,5 Д-+3,0Д. Картина нормального глазного дна: сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва бледно-розовой окраски с чёткими контурами, соотношение калибра артерий и вен равно 2:3.

Проверки зрения повторяют в возрасте 2 лет, перед оформлением ребёнка в детский сад, это, как правило, в 3 года, в 4 года, в 6 лет, перед оформлением в школу и каждый год во время учёбы в школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: