Роспись тканей производится за специальным рабочим местом. Для выполнения работы была выбран крепдешин, так как на этой ткани краски смотрятся ярко и насыщенно, она достаточно плотная и непрозрачная, без блеска, не выгорает на солнце, что и требуется для изготовления панно. Ткань расписывают, натягивая ее на подрамник с помощью канцелярских кнопок. Техническую кальку подкалывают с помощью булавок под ткань. Для нанесения резервирующего состава используются стеклянные трубочки с резервуаром, куда набирается состав с помощью медицинской спринцовки. После работы трубочки необходимо промывать бензином. В работе в основном был использован черный резервирующий состав фирмы Гамма, но некоторые элементы выполнены прозрачным резервирующим составом в технике скрытого резерва.
Краски использовались фирмы Javana и Marabu. Выбор их оттенков достаточно широкий, они подходят как для панно, так и для росписи платков, шарфов, одежды. Краски закрепляются путем проглаживания утюгом готового изделия с изнаночной стороны. Кисти для нанесения красок были использованы синтетические круглые № 3, 5, 8 и 24.
|
|
Для работы также были использованы: палитра для смешения красок, баночка для воды, тряпочка, утюг для закрепления красок на ткани, гладильная доска.
Техника безопасности:
1. Баночки с жидкостями должны стоять устойчиво
2. Краски, резервирующий состав и бензин не держать открытыми
3. На рабочем месте должны быть только материалы, использующиеся при работе
4. Время от времени проветривать помещение
Основные причины дефектов при росписи – нарушение технологии приготовления резерва и красок, а также нарушения основных правил работы. Так, резервирующий состав должен пропитывать ткань насквозь. При слишком поверхностной обработке этого не происходит, резерв остается только на лицевой стороне ткани, а потому краска затекает под слой резерва. Если контур проведен плохо, его вторично наносят с обратной стороны. Если резервирующий состав плохо вытекает из трубочки, значит, конец трубочки закупорился, трубочку необходимо промыть бензином. Еще одна причина – слишком густой резерв. Для устранения этой проблемы нужно разбавить его бензином.
Разные дефекты ткани, как, например, утолщенные нити, узлы в структуре материала, препятствуют равномерной пропитке ткани резервом. Поэтому нужно уделять достаточное внимание подбору материала перед тем, как приступить к работе.
Еще один существенный дефект – это искажение рисунка. Его основной причиной является неправильное натяжение ткани на рамах, при котором между продольными и поперечными нитями нет прямого угла.
|
|
В процессе работы не стоит подтягивать полотно. Это следует делать в самом начале, так как при подтягивании полотна с него может отделиться резервирующий состав. Если же без подтягивания обойтись невозможно, то делать это нужно очень осторожно, сначала подтянув полотно в поперечном, а затем в продольном направлении. После того, как полотно было подтянуто, проверьте целостность резерва. Если слой резерва разрушился, его нужно обновить.
Если из-за неправильного выполнения окрашивания, например, при недостаточно быстрой работе, получилось неравномерное покрытие, ткань в тех местах, где образовались разводы, покрывают вторым слоем краски, но с использованием более темного оттенка.
Сушить расписанные ткани нужно строго в горизонтальном положении, так как при сушке в вертикальном положении краска стекает к нижнему краю, отчего образуются темные пятна [14].
Таблица 1. Технологическая последовательность выполнения росписи ткани на тему «Витязи»
№ п/п | Наименование операции | Материалы, инструменты и оборудование | Рисунок | |
1 | Составление эскиза композиции и его цветового решения | Бумага, карандаш, ластик, линер, акварель, кисть | ||
2 | Перенос рисунка изделия на кальку | Калька, эскиз | ||
3 | Стирка ткани | Отрезанный по размеру работы кусок ткани с припусками для закрепления на подрамник, вода | ||
4 | Проутюживание ткани | Утюг, гладильная доска | ||
5 | Натягивание ткани на подрамник | Подрамник, канцелярские кнопки | ||
6 | Подкалывание технической кальки под ткань | Булавки | ||
7 | Нанесение резервирующего состава на ткань в соответствии с калькой (добавлю скрытый резерв) | Резервирующий состав, стеклянная трубочка, тряпочка, спринцовка, бензин | ||
8 | Заливка красками элементов | Кисти синтетические круглые номер 3, 5, 8 и 24, краски Javana | ||
9 | Снятие работы с подрамника после высыхания резервирующего состава с последующим проутюживанием работы утюгом с изнаночной стороны | Утюг, гладильная доска | ||
10 | Натягивание панно на подрамник | |||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является создание проекта и выполнение росписи изделия декоративно-прикладного искусства в технике холодный батик на тему: «Витязи».
Во введении была определена актуальность, цели, задачи, методы, объект и предмет исследования.
В первой главе была изучена история возникновения и развития батика; проанализировано изображение городского пейзажа в изделиях художников росписи по ткани, рассмотрены некоторые работы художников росписи по ткани. (заменю)
Во второй главе было подобрано оборудование, инструменты, материалы для выполнения для выполнения художественной росписи; описан замысел композиции на тему «Витязи» и его практическое воплощение, представлена технологическая последовательность выполнения росписи ткани, описана техника безопасности при работе, представлено описание возможных браков в работе и методы их устранения.
Для выполнения работы был выбран крепдешин, краски Javana, закрепляемые утюгом, черный и прозрачный резерв. Составлена технологическая последовательность создания текстильного изделия в технике холодного батика. Изготовлено изделие в материале. Составлена таблица с иллюстрациями, описывающая этапы работы.
Данное панно хорошо впишется в интерьер тематического кафе.
ТЕЗАУРУС
Батикист — художник росписи по ткани.
Декор — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным.
Декоративно-прикладное искусство — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
|
|
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.
Калька — тонкая прозрачная бумага, применяемая при копировании рисунка на ткань.
Кимоно — традиционная одежда в Японии. С середины XIX века считается японским «национальным костюмом». Также кимоно является рабочей одеждой гейш и майко.
Композиция — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Конструктивизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР.
Модерн — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.
Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений, произведений пластических искусств, у первобытных народов также самого человеческого тела.
Оттенок — разновидность какого-либо цвета, отличающаяся от других его разновидностей степенью яркости и густоты.
Палитра — инструмент художника, позволяющий работать с красками, разбавлять их водой, смешивать друг с другом.
|
|
Резервирующий состав — состав на основе бензина и клея.
Рокэти — японский батик. Разрисовка тканей для ширм и одежды.
Роспись — искусство декорирования красками какой-либо поверхности.
Симметрия — принцип гармонизации художественных произведений в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре, основанный на фундаментальном свойстве действительности.
Спринцовка — резиновая груша для заполнения резервом трубочки.
Стилизация — процесс перехода изображения от натурального к декоративному.
Тезаурус — словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративной коммуникации.
Токсичность — токсикометрический показатель, вычисляемый как величина, обратная средней смертельной дозе или средней смертельной концентрации токсичного вещества.
Узелковый батик — вид батика, в котором ткань перевязывается узелками.
Холодный батик — вид росписи по ткани, где в качестве резерва служит состав из бензина и резинового клея.
Чантинг — специальное приспособление для росписи ткани в горячей технике, в него заливается расплавленный воск.
Шелк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда.
Ширма — элемент интерьера, небольшая портативная перегородка, отделяющая часть комнаты, например для переодевания.
Эскиз — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Ява — остров в составе Индонезии, площадь — 132 000 км².
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ 7.1.-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
2. ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления»
3. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство, 1982, 538с.
4. Аскова Е. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. – М.: Сов. Художник, 1986, 68с.
5. Дашкевич В. Декоративно – прикладное искусство Китая. – М.: Восточная литература, 1959, 84с.
6. Дженис Ганнер. Японский батик. Техника сибори. – М.: Ниола-пресс, 2010, 128с.
7. Римма Гильман. Художественная роспись тканей. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2008, 103с.
8. Рогинская Ф. Советский текстиль. – М.: Художественное издательство Акц. Общество АХР, 1930, 98 с.
9. Синеглазова М.О. Батик. – М.: МСП, 2004, 104с.
10. Эрл Кэролай. Роспись по шелку. Основы мастерства. – M.: АРТ-РОДНИК, 2005, 113с.
11. Авторы городского батика. [Электронный ресурс]/http://irenabatik.ru/idyei-dlya-vdohnoveniya/goroda-v-kartinax-batik.html
12. Батик пейзаж. [Электронный ресурс]/https://interesnoerukodelie.ru/batik/batik-pejzazh.html
13. Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты. [Электронный ресурс]/https://sovets.net/16354-batik-chto-eto-takoe.html
14. Брак в работе с батиком. [Электронный ресурс]/https://www.liveinternet.ru/users/4150428/post156637452
15. История развития батика. [Электронный ресурс]/http://znakka4estva.ru/dokumenty/promyshlennost/istoriya-razvitiya-batika
16. Китайский батик: роспись по ткани. [Электронный ресурс]/https://www.chinahighlights.ru/culture/chinese-batik.htm
17. Методическая разработка «Выполнение декоративного натюрморта в работе с обучающимися детской художественной школы». [Электронный ресурс]/https://www.pedm.ru/categories/10/articles/1499
18. Натюрморт в батике. [Электронный ресурс]/https://www.liveinternet.ru/users/le-ta/post293808368
19. Самые известные натюрморты. [Электронный ресурс]/http://www.wm-painting.ru/Ob_iskusstve/p2_articleid/1603
20. Cовременные материалы и технологии для создания батика. [Электронный ресурс]/http://5fan.ru/wievjob.php?id=83696
21. Тайна батика. [Электронный ресурс]/http://www.womenofrussia.org/fashion.aspx?Id=331
22. Техника холодного батика в 6 шагов. [Электронный ресурс]/ https://wearts.ru/magazine/347
23. Холодный батик. [Электронный ресурс]/ https://batikschool.com/coldbatik
24. Художники по батику. [Электронный ресурс]/ https://www.liveinternet.ru/users/aishagu/rubric/2955606
25. Шелковая улыбка. Мария Каминская: батик. [Электронный ресурс]/ https://tanjand.livejournal.com/246900.html
26. ИСТОЧНИКИ ПРО ВИТЯЗЕЙ