Предмет философии. Философия Древнего Востока

Предмет и функции философии

Мировоззрение — система взглядов, определяющая отношение человека к миру, дающая ориентиры и регулирующая его поведение.

Мировоззрение — результат интегрального образования, совокупность знаний, убеждений, ценностей и норм.

Выделяют несколько уровней мировоззрения:

— бытовое — формируется под непосредственным влиянием материальных условий жизни;

— религиозное, как результат веры в сверхъестественное; — естественно-научное, как результат научного освоения мира; — философское, как синтез философии и науки.

Первая форма мировоззрения — миф.

Мифы — древние сказания разных народов о делах богов и героев. Миф давал целостное миропонимание, единство реальности и фантазии, знания и веры. Миф рассказывал о прошлом и предсказывал будущее.

Религия — столь же древнее мировоззрение, как миф. Специфика религии — наличие культовой системы, т.е. обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф становится религиозным, когда включается в культовую систему.

Функция религии — преодолеть относительные изменчивые аспекты человеческой жизни и возвыситься до абсолютного и вечного. Религия стремится придать смысл, значение и устойчивость человеческому бытию.

Философия буквально означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI—V вв. до н.э.).

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер. Философия — система общетеоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, отношение человека к миру и другим людям.

Философия — это теоретический уровень мировоззрения.

Философские учения — логически связанные между собой принципы и идеи, которые могут объединяться в философские системы.

Выделяют различные типы философских систем, не только по хронологии, но и по предмету философии, ее основным проблемам.

Философия Древнего Востока и Античности — космоцентризм. Гармония космоса и человека, стремление распознать единую сущность.

Философия Средневековья. Теоцентризм. Мир человека рассматривался через Бога.

Философия Возрождения (XIV—XVI вв.). Антропоцентризм (гуманизм). Реабилитация не только духа, но и тела человека.

Философия Нового времени (XVII—XVIII вв.). Естественнонаучное освоение мира. Философия — методология науки.

Немецкая классическая философия. Творческий субъективизм.

От субъекта к объекту. От бытия к деятельности.

Марксизм. Диалектический материализм.

Философия ХХ в. Идея свободы. Человек в мире и мир в человеке.

Сквозь философские системы проходят философские направления, т.е. совокупность философских учений, принципиальных положений, которые могут существовать в течение длительного исторического периода (материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм).

Развитие философии — результат борьбы различных философских систем и направлений.

Предмет философского размышления и способ решения философских проблем исторически и естественнонаучно обусловлены и предлагают целый спектр решений: от нравственного совершенствования личности до социально-политического преобразования общества; от историко-материалистического анализа до экзистенциально-персоналистического подхода к проблемам мира и человека.

Философия возникла из потребности рациональным образом объяснить устройство мира, понять природу и человека как единую систему.

Философское мышление призвано дополнить все знания о мире до целостности. Дополнить не произвольно (искусство, фантастика), а на основе обобщения всего многовекового человеческого познания. Задача философии — привить людям культуру мышления. Ведь культура мышления — не просто смекалка, не просто первозданный ум, а ум развитый, способный преодолевать противоречия, рассматривать явления мира в развитии и взаимосвязи.

В итоге можно выделить следующие основные функции философии.

Мировоззренческая— разрабатывает систему наиболее общих взглядов на мир и человека.

Методологическая — ориентирует научный прогресс и одновременно использует его достижения для собственного развития.

Гносеологическая — разрабатывает теорию познания и прививает навыки творческого мышления.

Основные направления философии

Материализм. Материя была всегда. На определенном этапе ее развития у высокоорганизованной материи появилась способность чувствовать и мыслить, возникает идеальное (Ф. Бэкон, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Вульгарный материализм: «Идеальное не существует, мозг продуцирует мысль, как печень желчь» (конец XVIII в., Г. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт).

Идеализм.

Объективный идеализм: «Первичной была идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем» (Платон, Гегель). Современный французский философ Тейяр де Шарден: «Во всем было психическое начало, но в неживом оно не получило развития».

Субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм): «Существуют только я и мое сознание. Оно порождает окружающий мир. Явления мира — это комплексы наших ощущений».

Дуализм (Аристотель, Р. Декарт, О. Кант).

«Существуют два явления мира: материальное и идеальное. Каждое имеет свои законы. Они соприкасаются, но не зависят друг от друга».

Современный нейрофизиолог Экконз: «Мозг — это приемник, который эволюционно изменялся. Это обычный механизм по приему размытого в воздухе сознания. Если мозг современен, то воспринимает всю сложность идей».

Диалектика и метафизика — два подхода к состоянию мира.

Диалектика рассматривает мир, все явления в развитии и взаимосвязи (Гераклит, Г. Гегель).

Метафизика не отрицает развитие (количественное изменение), но вне взаимосвязи (французские материалисты XVIII в., Л. Фейербах).

Одна из основных проблем философии — познаваемость мира. Существуют различные подходы в решении этой проблемы (рис. 1):

1. Материализм утверждает, что мир познаваем, в основе познания лежит способность высокоорганизованной материи чувствовать и мыслить. Сознание человека отражает объективный мир.

2. Агностицизм — философия, отрицающая познаваемость мира (И. Кант: «Я узнаю, но, может быть, это не познание мира». Д. Беркли: «Вещи — комплексы наших ощущений»).

3. Скептицизм. Сомнение в познавательных способностях человека (Д. Юм).

4. Позитивистская концепция. Огюст Конт: «С развитием науки функции философии отмирают. Она превращается в ненужное знание. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться на себя».

5. Экзистенциализм. «Проблема философии — понять человека: что это такое? Основной вопрос философии: нужно ли жить или нет. Если да, то с помощью веры, религии, философии» (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю).

Вульгарный
материализм.
Сознание мате
-
риально (Фохт,
Молешотт)
Механический
материализм.
«Человек
 
Просвещенная
машина»,
«Сознание
 
рефлекс»
(
Ламетри,
Гольбах)
Диалектический
материализм.
Сознание
 
— свой
-
ство материи,
идеальное
отражение мира
)
(
Маркс, Энгельс
Первична
 
абсолютная идея,
вторичен
 
материальный
мир, его вопло
-
щения (Платон,
Гегель, Тейяр
де
 
Шарден)
Объективный
идеализм
Первичны
ощущения,
мир существует
в
 
сознании
человека
(
Юм, Беркли,
Мах, Авенариус)
Субъективный
идеализм
Материя первична по
 
отношению
к
 
сознанию. Сознание
 
— свойство
высокоорганизованной материи
Материя и
 
сознание
 
два первоначала,
существующие независимо
друг от
 
друга
Первично сознание,
оно независимо от
 
материи
Материализм
Дуализм
(
Декарт, Кант
)
Идеализм
Риc. 1.
 
Основные направления классической философии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: