ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II.Сообщение темы и цели урока.
1. Чтение рассказа “Совесть”
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
|
|
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Беседа по прочитанному
- Когда Нина пошла в рощу?
- Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей боятся? Все на работе?
- Знала ли она мальчика, которого встретила?
- Почему она стала его стыдить?
- Как Нина разговаривает с малышом?
- А как отвечает малыш?
- Что произошло с Ниной?
- Почему вдруг хорошее настроение пропало?
- Чем можно объяснить перемену настроения?
- Что тревожило её?
- Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак?
Как выдумаете, сможет ли Нина ещё когда-нибудь так поступить?
-Назовите исходя из рассказа тему урока.
-Верно. На нашем сегодняшнем уроке мы поговорим о таких нравственных понятиях, как стыд, вина и извинение. Попробуем узнать смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться и как это нужно правильно делать.
3. Понятие “СТЫД”
- А как вы понимаете, что такое СТЫД?
- Когда вам бывало стыдно?
Сейчас вы объединитесь в группы и попробуете сообща дать объяснение понятию “стыд”, укажите, в каких ситуациях вам бывает стыдно (учащиеся записывают свои мысли по этому поводу)
Проверка коллективных работ
- Вернемся к прочитанному рассказу.
Какими словами можно охарактеризовать чувства девочки? (огорчение, раскаяние, переживание, вина, стыд)
4.Понятие “ЛОЖНЫЙ СТЫД”
|
|
Девочка Нина испытывает стыд за свое поведение, а есть люди, которые стыдятся самих себя в глазах других людей, переживают позор за себя.
Эти люди испытывают “ложный стыд”. Попытайтесь привести примеры ложного стыда. (Например, ложный стыд испытывает старательный ученик в классе, где главным себя считают двоечники, которые стремятся обмануть учителя и ловко списать у соседа.)
Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить другого, поиздеваться над ним, несмотря на то, что это часто позволяют себе другие.
Прочитаем о понятии “ложный стыд”
Чтение рассказа
В.Осеева “На катке”
День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
Я нечаянно... — сказал он, отряхивая с ее шубки снег. — Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
— Коленку...
Сзади раздался смех.
“Надо мной смеются!” — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.
-Можно ли сказать, что мальчик Витя испытывал ложный стыд? Почему? Как бы вы поступили на его месте?
6. Физминутка“Стыдно – это когда...”
Если вы согласны то прыгаете, если нет, то выполняете наклоны
-“горят щеки”;
-хочется попросить прощения;
-ты кого-то обидел;
-ты помог другу;
-тебя ругают;
-тебя хвалят;
-ты совершил что-то плохое;
-тебе тревожно;
-ты совершил что-то хорошее?
7. Понятие “ВИНА”
Скажите, пожайлуста,стыд и вина - это одно и тоже?
В чём сходство, а в чём различие?
- В каких ситуациях люди испытывают чувство вины? (обидел маму, друга, что-то не выполнил)
Вывод: Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой.
Стыд и вина формируют совесть человека.
Чувство вины тяжелое чувство. Можно ли от него избавиться? А как? (Выслушиваются ответы ребят.)
Принять решение не повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел.
8. Понятие “ИЗВИНЕНИЕ”
- Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? (извиниться)
- Как можно извиниться? (Ответы детей)
9. Понятие “ВЕЛИКОДУШИЕ”
Извинение – это признак силы, также как и умение прощать.
Как называют человека, который может простить, забыть обиды?
Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.
Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души. Эдуард Севрус
10. Упражнение “ Сундучок”
Дети достают из шкатулки карточки с вопросами и отвечают на них
(работа выполняется по желанию)
1. Доводилось ли вам просить прощения?
2. Почему люди просят прощения друг у друга?
3. Просить прощения – это хорошо или плохо?
4. Просить прощения – стыдно?
5. Что чувствует человек, которого простили?
6. Что значит выражение “заслужить прощение”?
7. Надо ли прощать тех, кто просит у вас прощения?
8. Тебя нечаянно обидели, но раскаялись и просят прощения. Ты простишь?
9. Обязательно ли нужно плакать, когда просишь прощения?
10. Мальчик все время обижал девочку, а потом сразу просил у нее прощения. Он поступал хорошо?
11. Если ты попросил прощения – значит ли это, что ты искупил свою вину?
12. Как нужно просить прощения?
13. Легко ли просить прощения?
14. Зачем человеку нужно, чтобы его простили?
|
|
15. Нужно ли стыдиться того, что у тебя нет таких дорогих игрушек, как у других детей?
16. Можно ли стыдиться нехорошего поведения других людей?
17. Почему нам бывает стыдно?
18. Стыдиться – хорошо или плохо?
19. Ты стыдишься, если не умеешь чего-то сделать?
20. Что значит искупить свою вину?
21. Как можно искупить свою вину?