Стабилизирующий отбор

Тема урока: Формы естественного отбора

 

Цель урока: сформировать понятие естественный отбор как главная движущая сила эволюционного процесса.

Ход урока

1. Орг. момент.

Доброе утро, ребята. На прошлом уроке вы изучали историю развития эволюционных идей, по изучении материала делали презентации. Сегодня на уроке вы будете пользоваться готовой презентацией. У вас есть возможность изучить тему сегодняшнего урока Формы естественного отбора, пользуясь готовым материалом и при этом сравнить свою и данную вам презентацию. Предлагаю вам сначала прочесть изучаемый материал по выданному тексту, затем прочесть презентацию и рассмотреть рисунки, а после сравнить сделанную вами презентацию к прошлому уроку и презентацию данного урока. Сделайте вывод по уроку и по сравнению презентаций, запишите выводы, ответьте на вопросы к домашнему заданию и отправьте мне.

1. Изучение нового материала.

Какие Особи, обладающие признаками, которые снижают их приспособленность к окружающей среде, имеют меньше шансов на участие в размножении, а другие, чьи изменения случайно оказываются полезными, оставляют потомство.

Как вы считаете, что такое естественный отбор?

Естественный отбор всегда выступает как главный фактор преобразования живых организмов. Механизм его действия одинаков, т.е. естественный отбор каждый раз способствует выживанию и оставлению потомства наиболее приспособленных особей.

За счет чего возникают приспособленные особи?

Генетической основной любой формы естественного отбора является наследственная изменчивость, а причиной – влияние условий среды. Мутанты, бывшие прежде менее приспособленными по сравнению с нормальным генотипом, при благоприятном для них изменении условий среды получают преимущество и постепенно вытесняют прежнюю норму. Результатом длительного действия отбора является преобразование популяционного генофонда, замена одних, количественно преобладающих, генотипов другими.

Таким образом, естественный отбор – это процесс, в результате которого преимущественно выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида и погибают менее приспособленные.

Тем самым в результате естественного отбора происходит отсеивание видов, которые менее приспособлены к среде своего обитание и которые возможно не имеют каких-либо необходимых признаков для выживания в борьбе за существование.

Так же благодаря естественному отбору виды с благоприятными признаками выдерживают борьбу, размножаются и передают эти признаки следующему поколению.

Различают формы отбора: стабилизирующий отбор,дестабилизирующий,движущий отбор и дизруптивныйт (разрывающий).

Запишите в тетради  таблицу «Формы естественного отбора».

Форма отбора Условия действия Результат Пример
Стабилизирующий Постоянные условия среды Норма реакции сужается, остаются особи со средним значением признака. Сохранение практически без изменений в течение млн лет «живых ископаемых»; гаттерии, латимерии и др.
Движущий При изменении условий среды Норма реакции сменяется постепенно, остаются особи, обладающие крайним значением признака. Появление устойчивости к антибиотикам у болезнетворных бактерий или к ядохимикатам у насекомых-вредителей, крыс и мышей.
Дизруптивный При резком изменении условий среды Норма реакции разрывается, особи со средним значением признака вытесняются, остаются особи с крайними значениями признака (формируются две или несколько популяций с новыми нормами реакции – полиморфизм) Формирование раннецветущих и позднецветущих рас растений.

Стабилизирующий отбор

Теорию стабилизирующего отбора разработал выдающийся биолог-эволюционист академик Иван Иванович Шмальга́узен (1884— 1963).

Стабилизирующий отборэто одна из форм естественного отбора, которая помогает сохранить в популяции оптимальные в данных условиях фенотипы (которые в дальнейшем становятся преобладающими) и действует против проявлений фенотипической изменчивости.

Возникшие мутации, которые способствуют выживанию закрепляются в поколении и меняют генофонды. Но возникают и такие мутации, которые уменьшают вероятность выживания организма в конкретном месте его обитания.

Обычно они не закрепляются в популяции и никак не влияют на генофонд, потому как такие организмы обычно не доживают до половозрелого возраста и не дают потомство.

Стабилизирующий отбор приводит к уничтожению крайних отклоненийи стабилизирует среднюю норму выраженности признака. Так же стабилизирующий отбор наблюдается там, где условия внешней среды сохраняются постоянными длительное время, то есть стабильны.То есть в среде, которая не изменяется выживают особи со средним выражением признака, а отличающиеся от них мутанты погибают.

Движущий отбор – вторая форма естественного отбора. Он был описан Чарльзом Дарвином. Само название "движущий" говорит о том, что такой отбор определяет направление эволюции. И если стабилизирующий отбор направлен на поддержание уже существующих фенотипов, то движущий отбор способствует изменениям фенотипов.

Действие движущего отбора может проявляется в ответ на изменение внешних условий.

Так, на острова Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами. Мутации карликовости подхватывались движущей формой отбора, а исходные аллели (то есть аллели, которые определяют нормальный для слонов размер), отсеивались вследствие гибели крупных особей. В результате на островах Средиземноморья возникли карликовые слоны ростом до полутора метров (однако они были истреблены первыми охотниками, заселившими эти острова).

Рассмотрим так же действие движущего отбора на примере ночной бабочки ─ берёзовой пяденицы. Ещё её называют перечной пяденицей. В средней полосе России бабочка выводится из куколки обычно в начале июня. Взрослое насекомое ничего не ест и живёт даже для бабочки недолго, 5-6 дней. Обычно особь вида имеет светлую пёструю окраску, желтоватых, серых или бурых тонов. Защитная окраска пяденицы напоминает лишайник. Помогает ей маскироваться на фоне берёзовой коры.

Из-за окраски, беловатой со множеством мелких черных пятнышек и полосок. берёзовую пяденицу называют «ночной перечной бабочкой». И в самом деле, пятнышки на крыльях похожи на чёрный перец, рассыпанный на белой бумаге.

А в середине 19 века в Англии, и потом в центральной Европе стали появляться особи более темной окраски, сероватого тона с большим количеством сливающихся темных пятен. С самого начала было ясно, что «потемнение» берёзовых пядениц связано с последствиями промышленной революции в Англии. В атмосферу выбрасывалось огромное количество сернистого газа. Это погубило лишайники в лесах, близких к промышленной зоне. Дым оседал в виде сажи на стволах деревьев. И белые пяденицы стали заметными. Численность темно окрашенных пядениц в промышленных районах начала возрастать, а численность светлоокрашенных сократилось из-за поедания их птицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: