– 4 академических часа для очной формы обучения:
– 2 академических часа: очно-заочной формы обучения; очно-заочной формы обучения группы выходного дня; очно-заочной (ускоренной формы обучения на базе ВО).
Виды: Семинар-дискуссия, с решением конкретных задач; кейс-семинар, с решением конкретных задач
Вопросы для подготовки:
1. Общая характеристика суждения. Суждение и предложение.
2. Виды и состав простых суждений.
3. Классификация категорических суждений. Выделяющие и исключающие суждения.
4. Распределенность терминов в атрибутивных суждениях.
5. Отношения между суждениями (логический квадрат)
6. Структура сложного суждения. Виды сложных суждений и условия их истинности.
7. Логические правила определения истинности сложных суждений
8. Модальность суждений и нормы права. Виды модальности.
Практические задания
Подготовить ответы на вопросы и решить задачи:
– Суждение и предложение. Виды простых суждений. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл. 2. Упр. 1(1,4,5,11),2(1,2,4,11).
– Категорические суждения, их состав и классификация. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие / под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл. 2. Упр. 3(2,5,7,11), 4(3,8,13,15), 5(1,5,8,11), 7(1,3,6,7)
– Распределенность терминов в простых категорических суждениях. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие / под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл. 2. Упр. 6(1,6,10,11), 8(1,2,5,8,).
– Логический квадрат. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова – М.: Проспект, 2016. – Гл. 3. Упр. 10 (1,2,14,45), 11(1,4,11,14).
– Модальность суждений. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г.А.
Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл.2. Упр.16-19.
– Структура сложного суждения. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл. 2. Упр. 9, 10. Соединительные разделительные и условные суждения. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл. 2. Упр. 9(2,7,12,14), 10, 11(1,3,8,10), 12(2,6,7,10).
– Таблица истинности сложных суждений. Комбинированные суждения. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл. 2. Упр.13,14,15.
Практическое занятие № 4: Законы логики и их использование в профессии юриста – 2 академических часа для очной формы обучения
Виды: Семинар-дискуссия, с решением конкретных задач
Вопросы для подготовки:
1. Понятие логического закона. Общая характеристика.
2. Основные и неосновные логические законы.
3. Закон тождества как выражение определенности мысли.
4. Закон противоречия. Понятие диалектического и формально-логического противоречия
5. Закон исключенного третьего и специфика его применения в профессии юриста
6. Закон достаточного основания и его роль в юридической практике.
7. Взаимосвязь законов мышления и их роль в профессиональной деятельности юриста.
Практические задания
– Теоретическая подготовка к участию в дискуссии
Ответить на вопросы:
Что такое закон мышления
Чем отличаются основные (общие) законы мышления от неосновных (частных);
сформулируйте основные законы мышления, охарактеризуйте их роль в познании и в экспертной деятельности;
какие фундаментальные свойства мышления выражают логические законы;
назовите основные ошибки, возникающие при нарушении законов мышления, и охарактеризуйте возможные последствия такого нарушения.
– Выполнение практических заданий:
Основные законы и принципы логики. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл. 7. Упр. 7(4,5, 6, 7).
Раздел II.УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Практическое занятие № 1: Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений. Их использование в юриспруденции
– 4 академических часа для очной формы обучения;
– 2 академических часа: для очной (ускоренной формы обучения на базе СПО); очно-заочной формы обучения; очно-заочной формы обучения группы выходного дня; очно-заочной (ускоренной формы обучения на базе ВО; для заочной (ускоренной формы обучения на базе ВО); для заочной (ускоренной формы обучения на базе ВО) группы выходного дня.
Виды: Семинар-дискуссия, с решением конкретных задач; проблемный семинар с решением конкретных задач
Вопросы для подготовки:
1. Общая характеристика умозаключения как формы мышления. Рассуждения и умозаключения.
2. Структура умозаключения и разновидности умозаключений.
3. Специфика дедуктивных умозаключений и их роль в деятельности юриста.
4. Непосредственные умозаключения (превращение, обращение, противопоставление предикату).
5. Простой категорический силлогизм: термины, правила, фигуры и модусы.
6. Понятия энтимемы, полисиллогизма, сложносокращенных силлогизмов
Практические задания
Подготовить ответы на вопросы и решить задачи:
Непосредственные умозаключения. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл. 3. Упр. 1(11,13,14,15), 2(9,11,13,15), 3(11,12,13,14), 5(6,8,12,14), 6(3,4,7,10), 8(2,3,9,12).
Простой категорический силлогизм. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие /под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл.3. Упр. 13(1,3,8,10), 14(12,13,14,15), 15(9,11,14,15), 17(11,13,14,15).
Энтимема. Упражнения: Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие / под ред. проф. В. И.
Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – Гл. 4. Упр. 11(2,4,10,12); 12.