Вопрос 1. Система ценностных ориентаций в русской культуре конца XV- начала XVI в

(2)1.Общие условия развития культуры

В чем состояли условия развития русской культуры в XVI в. по сравнению с более ранними эпохами?

· В XVI в. русская культура развивалась в едином государстве, главной задачей которого была централизация.

· Решающее значение для развития культуры имел единый государственный центр – Москва.

· Здесь использовались культурные достижения других районов страны.

· Государственная власть значительно усилилась и во второй половине XVI в. приобрела откровенно деспотический характер.

· Церковь все сильнее подчинялась светской власти.

 

Особенности культуры конца XV – XVI вв.

l Постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование общерусской культуры

l Процесс обмирщения культуры

l Подчинена задачам укрепления государства

 

Литература

(3) В Средние века люди читали исключительно религиозные книги:
труды святых отцов, поучения, жития святых.

В 1542 г. в Новгороде по повелению архиепископа Макария (с 1542 г. митрополит) началось составление Великих Четьих-Миней.

Минеи – книги, предназначенные для церковной службы или чтения в течение определенного месяца.

Четьи – то есть предназначенные не для богослужения, а исключительно для чтения.

Однако большинство населения были неграмотными, а книги были рукописные и очень дорогие.

В литературе в основном преобладало летописание, большое внимание уделяли повестям и сказаниям, например Повесть о взятии Казани, поход Ермака, Домострой Ивана Грозного и его переписка и «Хождение за три моря Афанасия Никитина».

(4) Лишь в 1553г. – Иван Федоров развивает книгопечатание.

В 1563 г. в Москве была устроена первая крупная типография, организатором которой был Иван Федоров. Ему помогал Петр Мстиславец. Иван Федоров родился ок. 1520 г. Всю свою жизнь он посвятил искусству создания книги. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышла книга под названием «Апостол» выполненная с большим техническим и художественным мастерством. В «Апостоле» не было ни одной опечатки. Иван Федоров понимал огромное значение книгопечатания для распространения просвещения.

 

(5) Вслед за «Апостолом» он выпустил «Часовник» - основную учебную книгу Древней Руси. В 1574 г. во Львове создал «Азбуку» Книгопечатание

После отъезда Ивана Федорова книгопечатание в Москве продолжалось.

В 1568 г. Невежа Тимофеев и Никифор Тарасиев напечатали «Псалтырь».

В 70-х гг. XVI в. Тимофеев руководил типографией в Александровой слободе.

Всего в XVI в. русские печатники издали ок. 20 книг.

Тираж «Апостола» 1597 г. достиг 1500 экземпляров.

Уже в 1909 гАрхитектор И.П. Машков и скульптор С. Волнухин создали Памятник Ивану Фёдорову, как первопечатнику.

 


Архитектура

(6) В архитектуре XVI в. как никогда раньше проявилось стремление ввысь, к вертикали.

Самым ярким его выражением стала первый на Руси каменный шатровый храм – церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 г.

 

(7) Неподалеку от Коломенского, за оврагом, в селе Дьякове, в 1547 г. по приказу Ивана IV был построен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вокруг центрального столпа, имеющего вид многоярусной башни, расположены четыре восьмигранных придела.

Так традиционное пятиглавие сочетается здесь с приемами башенного, столпообразного и шатрового зодчества.

Звонница напоминает о псковском зодчестве.

(8) Вершиной русского зодчества XVI в. явился Покровский собор. В народе его назвали храмом Василия Блаженного. Известный в народе юродивый Василий не один год жил при храме. Построен Покровский собор мастерами Бармой и Постником на Красной площади. Покровский собор – храм-памятник. Воздвигнут в память о покорении и присоединении Казанского ханства в 1552 г. Собор состоит из 9 церквей. Восемь больших и малых храмов объединены вокруг центрального, завершающегося высоким шатром. Во внешнем оформлении храма чувствуется влияние архитектуры Востока: нависающие ребристые купола, глазурные цветные звезды. Все здание вызывает радостное, живое чувство красоты.

Однако, первоначально собор был белым, купола были покрыты побеленным железом, но нынешний пестрый («восточный») облик храм приобрел в XVII в.

(9) Главное место среди соборов Кремля занимает Успенский собор. Строительство началось в 1472 г., но неудачно. Недостроенное здание рухнуло. У московских мастеров не было достаточного опыта возведения больших сооружений. Тогда Иван IV пригласил из Италии архитектора Фиорованти, прозванного за свое искусство Аристотелем. Аристотель Фиорованти приступил к постройке нового храма в 1475 г. Итальянскому архитектору было приказано взять за образец Владимирский Успенский собор XII века. Величавость Успенского собора в тесном единстве его частей, строгости пропорций, в могучем пятиглавии куполов. В Успенском соборе венчали государей на царство, объявляли о войнах, здесь собирались Земские соборы.

(10) В 1585–1593 г. знаменитый мастер Федор Савельев (Конь) возвел укрепления Белого города: 9 км стен, 29 башен, 11 проездных ворот. Белокаменные стены были обложены кирпичом и оштукатурены.

В 1596–1600 гг. Федор Конь построил укрепления Смоленска:6,5 км стен, 38 башен на расстоянии 150–160 м друг от друга. Современники считали крепость неприступной.

В 1609–1611 гг. Смоленск более двух лет отбивал атаки польских войск, а в последний раз крепость оборонялась против штурма в 1812 г.

(11) Успенский собор Троице-Сергиева монастыря был построен в 1559–1588 г. на вклад Ивана IV.

Также явно подражает ставшему каноническим Успенскому собору Московского Кремля, но отличается от него тяжеловесной массивностью.

Отделка собора совершалась при Федоре Ивановиче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: