Масштабной серией произведений на библейскую тему в творчестве мастеров «сурового стиля» является библейский цикл Гелия Коржева, над созданием которого художник работал с середины 1980-х годов и до конца жизни. Этот грандиозный замысел стал главным делом последних лет долгого творческого пути художника, ушедшего из жизни в августе 2012 года.
Начиная разрабатывать библейский цикл или даже чуть ранее, Коржев отдаляется от активной общественной деятельности и становится едва ли не отшельником. Позже художник так прокомментирует происходившее вокруг него: «Я начал работу над библейским циклом, когда современная жизнь как таковая стала мне неинтересна. Хотя в библейских сюжетах очень много любопытного сходства с тем, что происходит в наши дни, главное для меня – там совсем нет политики. Есть борьба, есть противники, есть друзья… Политики нет»171. Многолетняя общественная работа в Союзе художников, которым Коржев руководил в зрелые годы, долгая педагогическая деятельность в Строгановском училище и Академии художеств с конца 1980-х годов сменяются одинокой творческой работой в мастерской. «Отец настроился, что он уходит от всего. Только его мастерская, только замыслы, которые он хотел воплотить. Общественная деятельность этому во многом мешала»172, – объясняет дочь художника Анастасия Коржева.
|
|
Вечно актуальная для творческой интеллигенции тема – смысл жизни. Поиск его в наши дни для художника не менее мучителен и напряжен, чем это было в ХIХ веке или во времена Возрождения. Это обусловливает логику внутреннего развития творчества Коржева: обращение мастера к библейской теме стало продолжением его размышлений об основных духовно-нравственных и философских проблемах и было реализовано с удивительной прямотой.
Библейская тема в искусстве имеет многовековую историю и иконографическую традицию. Большую часть западноевропейского искусства составляют произведения на евангельские и ветхозаветные сюжеты. Но, несмотря на разнообразие существующих интерпретаций, будь то идеализированные образы библейских героев, действующих в божественном, сакральном мире, или же святые с портретными чертами современников, помещенные в привычную повседневную среду, каждый раз художники решали главную задачу – сделать содержание Святого Писания понятным зрителю.
Что касается Коржева, то живописец сумел создать свою собственную – мощную и многогранную систему образов. Его произведения выражают мировосприятие мастера, его эстетические предпочтения и художественные ориентиры. Библейский цикл Гелия Коржева невольно отсылает к великим произведениям западноевропейского искусства разных эпох – знаменитым полотнам Тициана, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Караваджо и, конечно, к творчеству передвижников и прерафаэлитов. С этими явлениями искусства XIX века Коржева сближает поиск художественной правды, непривычное, индивидуальное идейное наполнение и реалистическая трактовка евангельских сюжетов. Художник ведет диалог с разными изобразительными традициями, не опираясь всецело ни на одну из них, переосмысливает и наполняет новым, современным содержанием.
|
|
Масштаб темы предполагает возможность ее всестороннего изучения, проведения множества параллелей, прослеживание сложнейших связей. Мы же, выявляя характерные особенности полотен Коржева на евангельские темы, наметим круг мастеров, ставших постоянными собеседниками художника в его работе над библейским циклом.
Для воплощения замысла Коржев, вслед за художниками XIX века, выбирает форму цикла, продолжая традицию, начатую в русском искусстве Александром Ивановым и его библейской серией. Коржев составляет словесные описания некоторых произведений, разъясняющие замысел созданных им образов, как делали Василий Поленов, Иван Крамской и Николай Ге. Также Коржев создает множество эскизов, размеры и степень проработки которых позволяют принять их за самостоятельные произведения. Сам он отмечал, что «эскизы – это в первую очередь фактор трудолюбия художника». «Большая картина иногда давит на зрителя. А эскиз всегда хорош своей свежестью и незрелостью, и зритель может все спокойно рассмотреть, посмотреть, как шла работа...»173, – говорил живописец.
Определенным импульсом к освоению библейской тематики стали драматические события, произошедшие в 1986 году, когда из жизни ушли мать и отец Коржева. «Когда я потерял сразу двух своих родителей, долгое время из-за боли не мог ничего рисовать. Делал только эскизы на библейские темы. Получилась целая серия...»174, – объяснял художник.
Библейский цикл стал результатом долгих экспериментов с композицией и трактовкой образов. Создавая множество эскизов, удаляя или добавляя что-то в полотно, изменяя цветовые и пространственные соотношения, художник достигал окончательного варианта. Некоторые картины писались с огромными перерывами – напомним, что цикл создавался в течение 25 лет, и одновременно с библейской художник продолжал разрабатывать другие темы, в частности – знаменитую серию сюрреалистических Тюрликов (1980-е годы), иносказательный цикл о Дон Кихоте (1990-е годы) и, конечно, одну из важнейших тем в его творчестве – военную. Не оставлял он и остросоциальную проблематику, обнажая в своих произведениях конфликты и противоречия эпохи.
Но, будучи человеком закрытым, не допускающим в свой мир практически никого, с особенно поразительной откровенностью художник воплотил свои чувства и мысли в библейском цикле, каждая из картин которого передает колоссальное духовное напряжение, непереносимое, острое, требующее от зрителя интенсивной душевной работы. Мера эмоциональной открытости, которую допускает Коржев, как и смелость самого замысла, яркие ощущения и проникновенные интонации выделяют его произведения среди художественного наследия отечественного искусства второй половины XX века. Кроме того, это, пожалуй, самая масштабная серия работ на библейскую тему в отечественном изобразительном искусстве рубежа XX и XXI веков, ставшая уникальной сразу после своего появления.
Список литературы:
1. Манин В. О современной живописи. – Творчество, 1982, № 5
2. Морозов А.И. Поколения молодых. – М.: Советский художник, 1989
3. Сысоев В. Искусство молодых. – Искусство, 1976, № 7
4. Яблонская М. Творчество молодых художников на новом этапе развития советского искусства. – В сб.: Советское искусствознание¢77. Вып.1. М., 1978,с. 5-15
|
|
5. Молодые живописцы 70-х годов. Альбом. Автор – составитель А. Дехтярь. М., 1979
6. Молодые советские художники. Альбом. Автор – составитель В. Сысоев. М., 1980
Примечания:
Импрессионизм – (от фр. Impression – «впечатление») направление в искусстве последней трети ХIХ – начала ХХ в., сложившееся в 60-х – начале 70-х гг. во французской живописи. Представители И. (А.С. Голубкина, П.П. Трубуцкой в России и др.) стремились запечатлеть изменчивость окружающего мира, передать собственные мимолетные впечатления.
Конформизм – (от позднелат. Conformis – «подобный», «сходный») приспособленчество, некритическое принятие существующего порядка вещей, господствующей политической системы и преобладающих мнений.