Изучите ниже следующий текст, плюс текст учебника, стр. 187-189, выполните задания, запишите конспект материала, которого нет в учебнике

Тема урока: «Историческое развитие животного мира»

Памятка к работе:

Запишите тему урока в тетрадь.

2. Попробуйте решить тест (в тетради), опираясь на свои знания (правильные ответы будут даны в конце текста, сравните, сделаете выводы, что получилось/что не получилось, почему)

1) Наука, изучающая ископаемые останки вымерших животных, называется:

а) эмбриологией;              б) палеонтологией;

в) гистологией;        г) экологией.

2) К палеонтологическим доказательствам эволюции относят:

а) сходство зародышей позвоночных животных;

б) сходство внешнего строения позвоночных животных;

в) ископаемые остатки организмов;

г) сходство передних конечностей позвоночных животных.

3) К эмбриологическим доказательствам эволюции относят:

а) ископаемые остатки организмов;

б) сходство зародышей позвоночных животных;

в) сходство строения позвоночных животных;

г) переходные формы животных.

4) Круглые черви произошли от:

а) одноклеточных животных;             б) кишечнополостных;

в) колониальных животных;     г) плоских червей.

5) Происхождение земноводных связано с появлением:

а) дыхательной системы;                                                б) плавников;

в) легочного дыхания и пятипалой конечности;           г) нервной системы.

6) Земноводные произошли от древних:

а) зверозубых ящеров;                       б) птиц;

в) пресмыкающихся;                 г) кистеперых рыб.

7) Древние пресмыкающиеся вытеснили древних земноводных, так как:

а) были крупнее;

б) имели ряд приспособлений к жизни в условиях сухого климата;

в) были хищниками;

г) имели покровительственную окраску.

8) Доказательством родства птиц и пресмыкающихся является сходство их:

а) поведения;           б) строения;

в) образа жизни;     г) среды обитания.

9) Сходство птиц и пресмыкающихся состоит в том, что у них:

а) есть перья;                                                б) нет зубов;

в) сухая кожа, почти не имеющая желез;    г) яйца с известковой скорлупой.

10) Черты пресмыкающихся у археоптерикса:

а) перья;                                                                 б) крылья;

в) подвижный позвоночник, длинный хвост;       г) способность к полету.

11) Черты птиц у археоптерикса:

а) перья;                            б) крылья;

в) подвижный позвоночник, длинный хвост;

г) способность к полету.

Происхождение жизни на Земле, объяснение причин её многообразия.

Прочитайте ниже изложенный текст, запишите в тетрадь краткую характеристику рассмотренных гипотез.

 Животный мир прошел длительное историческое развитие, результатом которого стало многообразие современных животных и их приспособленность к обитанию практически во всех средах жизни. Доказательства исторического развития организмов представляют такие науки, как палеонтология, сравнительная мopфoлогия, эмбриология. Доказательства этих наук позволили установить время появления на нашей планете первых организмов.

 

На Земле обитает множество видов животных, относящихся к различным подцарствам и типам. Люди всегда интересовались причинами возникновения живого на планете, и в разные времена господствовали различные точки зрения относительно причин  многообразия живого.

Несколько основных точек зрения:

• самозарождение из неживого; 

• сотворение всего живого Богом;

• неизменность всего живого;

• занесение жизни на планету из космоса;

• теория биохимической эволюции и др.

1) Самозарождение из неживого. В древнем мире была распространена идея самозарождения. Аристотель: черви появляются из гниющего мяса под влиянием «жизненной силы». Древнеримский философ Тит Лукреций Кар в I веке до нашей эры в произведении «О природе вещей» писал:

«Видеть бывает легко.
Как из кучи зловонной навоза,
Черви живые ползут, зарождаясь…».

 Например, средневековый алхимик Парацельс в 16 веке предложил рецепт создания маленького живого человека. Он рекомендовал выдержать разлагающуюся мочу определенное время в тыкве, а затем поместить ее в лошадиный желудок, где и будет развиваться гомункулюс.

В поэтической форме эти идеи отражены в гениальном произведении И.В. Гете «Фауст». Такие представления сохранялись до 19 века. Но в 17-18 веках ученные пытались с помощью опытов доказать невозможность самозарождения жизни.

Но позже элементарные наблюдения и опыты показали, что все живые существа появлялись из живых икринок, яичек, семян и из живых организмов. Из неорганических веществ даже на сей день человечество не синтезировано ни одной живой клетки.

2) Сотворение всего живого Богом. Сторонники  убеждены в сотворении мироздания Богом из ничего. Жизнь также возникла по воле Бога. Причём Бог мог использовать и материю для создания живых существ. (Адам был создан из праха земного, Ева из ребра Адама).

Бог ещё и дал дыхание жизни, и стала душа живая. Вода произвела рыб, земля – животных по повелению Бога. Таким образом, Бог в принципе мог управлять и изменять материю (управлять и производить эволюцию химических веществ, а затем и органических существ). Таким образом, учение креационизма утверждает то, что возникновение жизни есть результат творческого акта духовного начала, за которым стоит Бог.

3) Неизменность всего живого. Согласно этой гипотезе, жизнь существовала всегда. Все виду живых организмов существовали всегда, изменялась лишь их численность. Впервые такую гипотезу выдвинул древнегреческий философ Анаксагор.

 

4) Занесение жизни на планету из космоса. Была выдвинута немецким учёным Г. Рихтером в 1865 году и поддержанная Г. Гельмгольцем и С. Аррениусом. Шведский ученый Сванте Август Аррениус и Владимир Иванович Вернадский считали, что жизнь и ее зачатки занесены из космоса. Немецкий химик Юстус Либих предполагал, что простейшие организмы или споры переносятся с планеты на планету метеоритами. Есть версия: жизнь, возникнув во вселенной, может начать распространяться вместе с метеоритами, кометами, космическими обломками и пылью, возможно, и направленно разумными существами. Там где условия подходящие, туда искусственно заносится жизнь.

5) Теория биохимической эволюции. Жизнь на Земле возникла из веществ неорганической природы путём эволюции.Основоположники А.И. Опарин, Дж. Холдейн, Дж. Бернал. На данный момент признана учеными, так имеет больше экспериментальных доказательств.

4. Эволюция животных.



Изучите ниже следующий текст, плюс текст учебника, стр. 187-189, выполните задания, запишите конспект материала, которого нет в учебнике.

    Далеко не сразу учёные пришли к мысли об изменяемости органического мира – эволюции живого на нашей планете. Учёным, который создал в 19 веке учение об эволюции – необратимом историческом развитии живого, был английский естествоиспытатель Ч.Дарвин (его теорию мы рассматривали в 7-м классе)

Движущие силы эволюции:

1. Наследственная изменчивость

2. Борьба за существование.

3. Естественный отбор.

 

Палеонтологические, сравнительно-морфологические, эмбриологические доказательства позволили установить время появления на нашей планете первых животных организмов. Это произошло около 2 млрд. лет тому назад.

 

- Рассмотрите эволюционное древо на с. 188 учебника.

- Обратите внимание на то, что от древних одноклеточных произошли многоклеточные животные и в первую очередь губки и кишечнополостные, являющиеся двухслойными животными (два слоя клеток: эктодерма и энтодерма, вспомните строение гидры). К двуслойным относят только кишечнополостных.

- Из этих слоев закладывались в дальнейшем системы органов у более высокоорганизованных животных.

- В дальнейшем появляется трехслойность у животных (третий средний слой – мезодерма).

Эти систематические группы появились позже двухслойных животных (все остальные животные).

 

- Также обратите внимание на то, что на схеме отчетливо видны два ствола: первый

образован первичноротыми животными, второй —вторичноротыми.

- В чём принципиальное отличие первичноротых животных от вторичноротых? (Названия «первичноротые» и «вторичноротые» произошли от способа образования ротового отверстия в эмбриогенезе.
У Первичноротых животных бластопор (возникающее в эмбриональном развитии отверстие первичного кишечника) частично или полностью переходит в ротовое отверстие.
У Вторичноротых бластопор становится анальным отверстием, а рот прорывается заново на переднем конце личинки. В других случаях бластопор закрывается, а рот и анус открываются заново).

-Назовём типы животных, относящихся к каждой из групп: типы первичноротых животных — Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие.

Вторичноротые животные, как видно из схемы, разделились, в свою очередь, на две ветки: первая — иглокожие, вторая — хордовые животные.

 

- Рассмотрите подробнее основные этапы развития животных, стр. 187-189, а также основные направления эволюции животных (выпишите их в тетрадь).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: