Общинная жизнь и единство Церкви. Местные (локальные) соборы

Связь между Церквами выражалась на деле разными способами. Од­ним из важных способов общения был обмен разного рода послани­ями. Так, св. Ириней Лионский уговаривал в своем послании Римского епископа Виктора, который неумеренно строго смотрел на обычай асийских церквей праздновать Пасху 14 нисана, смягчить свою по­зицию. Приведя письмо св. Иринея, Евсевий добавляет: «Он пере­писывался не только с Виктором, но и со многими главами Церквей по поводу поднятого вопроса» (Церк. ист. V, 24).

Единство Церкви осуществлялось и через личные визиты предста­вителей одной церкви в другую. Например, из того же письма св. Ири­нея известно о визите св. Поликарпа Смирнского в Рим при епископе Аникете (ок. 155-166(7) гг.). В середине III в. контакты с другими церк­вами через своих представителей активно осуществлял св. Киприан.

Тем не менее к концу II в. такие единичные контакты между па-рикиями перестали удовлетворять нуждам времени. Высшим вы­ражением церковного единства становятся местные (локальные) со­боры. Епископы могли собираться, как правило, по двум причинам: или для поставления собрата на пустующую кафедру, или ради раз­решения догматических и дисциплинарных вопросов. Все еписко­пы (и подчинённые им епархии — епископии) обладали формальным равенством между собой. Однако соборы епископов проходили, как правило, в крупных провинциальных центрах империи (митрополи­ях) под эгидой местного епископа. Это способствовало возвышению отдельных кафедр над другими, что привело к появлению в конце эпохи гонений митрополичьих округов (провинций).

Образец коллегиального руководства Церковью был дан ещё в апостольский век - таким образцом для всех последующих соборов стал собор апостолов в Иерусалиме.

Из-за частых гонений соборы в то время не могли собираться ре­гулярно и быть многочисленными по составу. В конце II в. заметным явлением церковной жизни стал ряд соборов о времени празднования Пасхи: в Риме, Кесарии Палестинской, Амастриде, Лионе, Эдессе, Коринфе и Эфесе. Чем выделялись эти города среди прочих, что именно они стали местом проведения этих древних соборов? Одни города, будучи крупными административными центрами, имели так­же крупные христианские общины (Рим, Коринф, Эфес), другие за­нимали видное место только в гражданском управлении (Кесария, Амастрида, Лион, Осроена). Таким образом, в скудных сведениях о первых соборах уже смутно проступает определённая тенденция на­чинающегося процесса церковной централизации: главный прин­цип — удобство организации, тогда как связь с особой церковной историей того города, вокруг которого идет централизация, второсте­пенна. Последующие соборы, состоявшиеся в течение III в. в Карфа­гене, Александрии, Иконии, Антиохии, Бостре, подтверждают этот вывод. Эти города являлись административными центрами провин­ций в различных областях империи.

Среди этих соборов выделяется Карфагенский Собор, состоявший­ся 1 сентября 256 г. От него сохранились первые по времени полные соборные акты (стенограммы заседаний). В этом Соборе принимали участие 87 епископов Проконсульской Африки под председатель­ством св. Киприана Карфагенского, который и позаботился о ведении протоколов. Епископы решали вопрос о необходимости перекрещи­вания еретиков; Собор не был единодушным в своем решении, одна­ко большинство присутствовавших высказалось в поддержку св. Ки­приана, который считал, что вне кафолической Церкви нет благодати крещения и всех приходящих к ней из ересей необходимо крестить заново.

Интересные выводы дает сравнение актов Карфагенского Собо­ра с процедурой слушаний римского сената. Оно выявляет большое сходство процедуры сената и Собора, так что епископский собор в середине III в. можно метафорически назвать епископским сенатом. Этот факт свидетельствует о готовности и даже желании Церкви за­имствовать некоторые внешние формы политического и админи­стративного устройства позднеримской империи.

Компетенция этих первых Поместных соборов была широка. На соборах решали вопросы догматические (борьба с монтанизмом, дело еп. Берилла Бострского и Павла Самосатского),

еп. Бостры Аравийской (г. в Сирии), ок. 230-244 гг. О нем и его воззрениях известно из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (VI 33. 1-4). Придерживался еретических взглядов, проповедуя, что Иисус Христос не существовал до рождения как Личность, а был только в мысли Божественной, как предопределенный Искупитель. Божественность Иисуса Христа заключается лишь в духовном единении с Богом. В 244 г. в Бостре состоялся Собор, на к-ром Ориген в диспуте с Б. опроверг его воззрения. Тот осознал свои заблуждения и отрекся от них. Из Евсевия (Церк. ист. VI 20. 2) также известно о письмах Б. и др. работах.

практические (празднование Пасхи), дисциплинарные (принятие в Церковь отступников и еретиков).

Рост власти «первого епископа». Появление крупных церковных цен­тров. Парикии, постепенно объединявшиеся на основе территори­альной и этно-культурной близости в крупную церковную область, формировали устойчивые подразделения Древней Церкви. Они до­бровольно и без каких-либо формальных условий подчинялись ру­ководству определённой епископской кафедры из их числа. Очень отчётливо этот центростремительный процесс виден в истории хри­стианской Африки. Епископы отдельной общины или даже округа обращались с запросом к общине большого города (Карфагена) или к её епископу (Киприану).

Как уже отмечалось, эти центры не всегда совпадали с главны­ми городами гражданских провинций. Тем не менее города, претен­довавшие на роль церковного центра, должны были обеспечивать удобство проведения соборов и последующее ознакомление отда­лённых церковных общин с принятыми на них решениями. Такие города должны были быть достаточно крупными, имеющими раз­витые структуры гражданской власти. Они также должны были обе­спечивать свободное сообщение с ближайшими парикиями данного округа. На авторитет кафедры могла оказывать влияние и местная церковная традиция - например, основание данной церкви одним или несколькими апостолами или выдающиеся качества одного из занимавших её епископов. Со временем эти традиционные (часто легендарные) представления уступили место факторам более прак­тического свойства. Культурное и политическое значение города ока­залось решающим для текущей соборной деятельности. Так, церковь Смирны, славная именем её предстоятеля, священномученика Поли­карпа, в течение III в. теряет своё значение по сравнению с Эфесом, а слабый в политическом отношении Иерусалим уступает домини­рование в церковной жизни Кесарии Палестинской - центральному городу римской провинции Палестина Первая.

Все делопроизводство собора находилось в руках епископа ми­трополии, главного города провинции. Он рассылал на собор при­глашения, председательствовал на нём, подводил итоги. Из истории карфагенских соборов видно, что св. Киприан подготавливал иногда даже соборные решения.

Итак, крупные гражданские центры становятся удобными и для проведения собо­ров, и в качестве «узлов связи» одних частей христианского мира с другими.

К концу III в. это приводит к тому, что власть первого епископа постепен­но преображается из фактической, но неформальной в формальную и обязательную. Евсевий Кесарийский, говоря о начале гонения Дио­клетиана, сообщает о борьбе за власть внутри Церкви, считая, что гонения попущены Богом за эти серьезные неурядицы:

Всё пошло кое-как, само по себе, мы стали завидовать друг другу... а наши мнимые пастыри, отбросив заповедь благочестия, со всем пы­лом и неистовством ввязывались в ссоры друг с другом, умножали толь­ко одно — зависть, взаимную вражду и ненависть, раздоры и угрозы, к власти стремились так же жадно, как и к тирании тираны (Церк. ист. VIII, 7, 8).

Церковные центры Востока, бесспорно установившиеся к кон­цу III в., таковы (в алфавитном порядке): Александрия, Амасия, Амастрида, Анкира, Антиохия Сирийская, Арабела, Барата, Востра, Гангра, Гераклея Фракийская, Гортина (о. Крит), Иконий, Кесария Каппадокийская, Кесария Палестинская, Кизик, Коринф, Лаоди-кия Фригийская, Неокесария, Никомидия, Нисибис, Патера, Пер­га, Помпейополис, Родос, Саламин Кипрский, Сарды, Севастия, Таре, Тир, Фессалоники, Эдесса, Эфес. Особое место в этом списке занимал старый Иерусалим — Элия Капитолина.

На Западе в это время крупных церковных центров было гораз­до меньше: кроме Рима ещё только Арелат (во Вьеннской Галлии), Карфаген, Лугдун (Лион) и Медиолан (Милан).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: