Связь между Церквами выражалась на деле разными способами. Одним из важных способов общения был обмен разного рода посланиями. Так, св. Ириней Лионский уговаривал в своем послании Римского епископа Виктора, который неумеренно строго смотрел на обычай асийских церквей праздновать Пасху 14 нисана, смягчить свою позицию. Приведя письмо св. Иринея, Евсевий добавляет: «Он переписывался не только с Виктором, но и со многими главами Церквей по поводу поднятого вопроса» (Церк. ист. V, 24).
Единство Церкви осуществлялось и через личные визиты представителей одной церкви в другую. Например, из того же письма св. Иринея известно о визите св. Поликарпа Смирнского в Рим при епископе Аникете (ок. 155-166(7) гг.). В середине III в. контакты с другими церквами через своих представителей активно осуществлял св. Киприан.
Тем не менее к концу II в. такие единичные контакты между па-рикиями перестали удовлетворять нуждам времени. Высшим выражением церковного единства становятся местные (локальные) соборы. Епископы могли собираться, как правило, по двум причинам: или для поставления собрата на пустующую кафедру, или ради разрешения догматических и дисциплинарных вопросов. Все епископы (и подчинённые им епархии — епископии) обладали формальным равенством между собой. Однако соборы епископов проходили, как правило, в крупных провинциальных центрах империи (митрополиях) под эгидой местного епископа. Это способствовало возвышению отдельных кафедр над другими, что привело к появлению в конце эпохи гонений митрополичьих округов (провинций).
|
|
Образец коллегиального руководства Церковью был дан ещё в апостольский век - таким образцом для всех последующих соборов стал собор апостолов в Иерусалиме.
Из-за частых гонений соборы в то время не могли собираться регулярно и быть многочисленными по составу. В конце II в. заметным явлением церковной жизни стал ряд соборов о времени празднования Пасхи: в Риме, Кесарии Палестинской, Амастриде, Лионе, Эдессе, Коринфе и Эфесе. Чем выделялись эти города среди прочих, что именно они стали местом проведения этих древних соборов? Одни города, будучи крупными административными центрами, имели также крупные христианские общины (Рим, Коринф, Эфес), другие занимали видное место только в гражданском управлении (Кесария, Амастрида, Лион, Осроена). Таким образом, в скудных сведениях о первых соборах уже смутно проступает определённая тенденция начинающегося процесса церковной централизации: главный принцип — удобство организации, тогда как связь с особой церковной историей того города, вокруг которого идет централизация, второстепенна. Последующие соборы, состоявшиеся в течение III в. в Карфагене, Александрии, Иконии, Антиохии, Бостре, подтверждают этот вывод. Эти города являлись административными центрами провинций в различных областях империи.
|
|
Среди этих соборов выделяется Карфагенский Собор, состоявшийся 1 сентября 256 г. От него сохранились первые по времени полные соборные акты (стенограммы заседаний). В этом Соборе принимали участие 87 епископов Проконсульской Африки под председательством св. Киприана Карфагенского, который и позаботился о ведении протоколов. Епископы решали вопрос о необходимости перекрещивания еретиков; Собор не был единодушным в своем решении, однако большинство присутствовавших высказалось в поддержку св. Киприана, который считал, что вне кафолической Церкви нет благодати крещения и всех приходящих к ней из ересей необходимо крестить заново.
Интересные выводы дает сравнение актов Карфагенского Собора с процедурой слушаний римского сената. Оно выявляет большое сходство процедуры сената и Собора, так что епископский собор в середине III в. можно метафорически назвать епископским сенатом. Этот факт свидетельствует о готовности и даже желании Церкви заимствовать некоторые внешние формы политического и административного устройства позднеримской империи.
Компетенция этих первых Поместных соборов была широка. На соборах решали вопросы догматические (борьба с монтанизмом, дело еп. Берилла Бострского и Павла Самосатского),
еп. Бостры Аравийской (г. в Сирии), ок. 230-244 гг. О нем и его воззрениях известно из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (VI 33. 1-4). Придерживался еретических взглядов, проповедуя, что Иисус Христос не существовал до рождения как Личность, а был только в мысли Божественной, как предопределенный Искупитель. Божественность Иисуса Христа заключается лишь в духовном единении с Богом. В 244 г. в Бостре состоялся Собор, на к-ром Ориген в диспуте с Б. опроверг его воззрения. Тот осознал свои заблуждения и отрекся от них. Из Евсевия (Церк. ист. VI 20. 2) также известно о письмах Б. и др. работах.
практические (празднование Пасхи), дисциплинарные (принятие в Церковь отступников и еретиков).
Рост власти «первого епископа». Появление крупных церковных центров. Парикии, постепенно объединявшиеся на основе территориальной и этно-культурной близости в крупную церковную область, формировали устойчивые подразделения Древней Церкви. Они добровольно и без каких-либо формальных условий подчинялись руководству определённой епископской кафедры из их числа. Очень отчётливо этот центростремительный процесс виден в истории христианской Африки. Епископы отдельной общины или даже округа обращались с запросом к общине большого города (Карфагена) или к её епископу (Киприану).
Как уже отмечалось, эти центры не всегда совпадали с главными городами гражданских провинций. Тем не менее города, претендовавшие на роль церковного центра, должны были обеспечивать удобство проведения соборов и последующее ознакомление отдалённых церковных общин с принятыми на них решениями. Такие города должны были быть достаточно крупными, имеющими развитые структуры гражданской власти. Они также должны были обеспечивать свободное сообщение с ближайшими парикиями данного округа. На авторитет кафедры могла оказывать влияние и местная церковная традиция - например, основание данной церкви одним или несколькими апостолами или выдающиеся качества одного из занимавших её епископов. Со временем эти традиционные (часто легендарные) представления уступили место факторам более практического свойства. Культурное и политическое значение города оказалось решающим для текущей соборной деятельности. Так, церковь Смирны, славная именем её предстоятеля, священномученика Поликарпа, в течение III в. теряет своё значение по сравнению с Эфесом, а слабый в политическом отношении Иерусалим уступает доминирование в церковной жизни Кесарии Палестинской - центральному городу римской провинции Палестина Первая.
|
|
Все делопроизводство собора находилось в руках епископа митрополии, главного города провинции. Он рассылал на собор приглашения, председательствовал на нём, подводил итоги. Из истории карфагенских соборов видно, что св. Киприан подготавливал иногда даже соборные решения.
Итак, крупные гражданские центры становятся удобными и для проведения соборов, и в качестве «узлов связи» одних частей христианского мира с другими.
К концу III в. это приводит к тому, что власть первого епископа постепенно преображается из фактической, но неформальной в формальную и обязательную. Евсевий Кесарийский, говоря о начале гонения Диоклетиана, сообщает о борьбе за власть внутри Церкви, считая, что гонения попущены Богом за эти серьезные неурядицы:
Всё пошло кое-как, само по себе, мы стали завидовать друг другу... а наши мнимые пастыри, отбросив заповедь благочестия, со всем пылом и неистовством ввязывались в ссоры друг с другом, умножали только одно — зависть, взаимную вражду и ненависть, раздоры и угрозы, к власти стремились так же жадно, как и к тирании тираны (Церк. ист. VIII, 7, 8).
Церковные центры Востока, бесспорно установившиеся к концу III в., таковы (в алфавитном порядке): Александрия, Амасия, Амастрида, Анкира, Антиохия Сирийская, Арабела, Барата, Востра, Гангра, Гераклея Фракийская, Гортина (о. Крит), Иконий, Кесария Каппадокийская, Кесария Палестинская, Кизик, Коринф, Лаоди-кия Фригийская, Неокесария, Никомидия, Нисибис, Патера, Перга, Помпейополис, Родос, Саламин Кипрский, Сарды, Севастия, Таре, Тир, Фессалоники, Эдесса, Эфес. Особое место в этом списке занимал старый Иерусалим — Элия Капитолина.
На Западе в это время крупных церковных центров было гораздо меньше: кроме Рима ещё только Арелат (во Вьеннской Галлии), Карфаген, Лугдун (Лион) и Медиолан (Милан).