Борьба ариан и близких к ним течений против Никейской веры в 50-е гг. IV в. 1, 2, 3 и 4 Сирмийские формулы. Ариминская формула

В 351 г. на кафедру Сирмия был избран арианин Германии. В изданной этим Собором формуле исповедания веры (так называемая 1-я Сирмийская формула ) прово­дился чётко выраженный субординационизм в отношениях между Отцом и Сыном.

В это время происходит разделение ариан на два основных лаге­ря. Одни из них выступали за «подобие» Сына Божия Отцу по сущ­ности. Их называли «подобосущниками» или омиусианами. Среди ариан омиусиане были ближе всего к православию. В то же время среди еретиков были и та­кие, кто полностью отвергал какое-либо подобие Христа Богу Отцу. Этих крайних ариан называли аномеями (от 'неподоб­ный'). Между ними разгорелась борьба. Во главе партии омиусиан стояли Василий, еп. Анкирский, и Георгий, еп. Лаодикийскип. Партия была многочисленной, и к ней примыкал сам император. Что каса­ется крайних ариан-аномеев, то их учение продвигали на Востоке еп. Евдоксий Антиохийскт (358-359 гг., Константинопольский - 360-370 гг.) и его диаконы Аэтий и Евномий (с 360 г. еп. Кизический).

Чтобы примирить эти партии, Констанций собрал новый собор в Сирмии в августе 357 г. 2-я Сирмийская формула, в которой проводился тезис о подчинён­ности Сына Отцу и отвергались никейские термины «сущность», «единосущный» и даже «подобосущный».

Ариане смогли убедить не­сведущего в богословии Констанция, что только принятие этой формулы восстановит мир в Церкви. Однако в 358 г. в Сирмии к импе­раторскому двору прибыло посольство от прошедшего в этом же году Анкирского Собора во главе с омиусианином Василием Анкирским, который доложил императору, что 2-я Сирмийская формула была отвергнута абсолютным большинством восточных епископов. Ан­кирский собор (вслед за Антиохийским Собором 341 г.) постановил, что Сын подобен Отцу по силе, действию («энергии») и сущности. Констанций собрал III Сирмийский собор (358 г.), на котором потре­бовал от Валента и Урсакия подписать омиусианское вероисповеда­ние, предложенное Василием Анкирским (так называемую 3-ю Сирмийскую формулу ). Согласно этой формуле, Сын является «подобным Отцу по сущности». Валент и Урсакий вынуждены были подчинить­ся. Однако решения собора не удовлетворили в полной мере ни ано­меев, ни омиусиан.

После отъезда еп. Василия Валент и Урсакий вновь восстановили свое влияние на Констанция, который решил отказаться от омиусианской формулировки о «подобии Сына Отцу по сущности» в пользу более общей — «о подобии во всём», предложенной еп. Марком Арефузским. Таким образом, из вероисповедной формулы был исключён термин «сущность». Сторонники такого подхода впоследствии полу­чили название омиев («подобников»). Как и православные, они при­знавали Сына Богом, отрицали арианскую формулу происхождения Сына «из не сущего», однако не считали Его равным Отцу ни по сущ­ности, ни по вечности, ни по славе. Этот новый подход получил от­ражение в так называемой 4-й Сирмийской формуле, принятой весной 359 г. в Сирмии представителями различных богословских партий по настоянию императора. В этой формуле говорилось о подобии Сына Отцу «во всём», а слово «сущность» было опущено. После этого Констанций поручил Валенту и Урсакию собрать новый Вселенский Собор для принятия этой формулы.

В декабре 359 г. собор в Аримине завершился подписа­нием так называемой Ариминской формулы. Таким образом, на Западе и Востоке окончательно сформировалась средняя, компромиссная партия «омиев», возглавляемая Валентом и Урсакием. Кредо этой партии — Ариминская формула — стала офи­циальным Символом веры западных ариан вплоть до начала VIII в.

Святитель Василий Великий. Свт. Василий, еп. Кесарии Каппадокийской (330—379 гг.), почитается в Православной Церкви как один из великих отцов-каппадокийцев.

«Великими каппадокийцами» церковная традиция называет трёх учителей Церкви IV в., происходивших из малоазийской обла­сти Каппадокии и занимавших там епископские кафедры. Это свт. Василий Кесарийский (Великий), его родной брат свт. Григорий Нис­ский и свт. Григорий Назианзин (Богослов).

Церковь чтит св. Василия как архипастыря, оратора, богослова и аскета. Прославился он своей неустанной деятельностью на пользу православной веры, своей самоотверженностью и силой характера. Справедливо был назван «Великим» уже своими современниками.

Жизнь. Родился Василий около 330 г. в Кесарии, административ­ном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славивше­гося как знатностью и богатством, так и ревностным исповеданием христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения императора Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была до­черью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

У них было десять человек детей - пять сыновей и пять дочерей, из которых особенно прославились: старший сын Василий, Григорий, еп. Нисский, Пётр, еп. Севастийский, и старшая дочь Макрина — обра­зец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на становление личности св. Василия.

Первые годы детства св. Василий провел вблизи Неокесарии в принадлежавшем его родителям поместье и своим первоначальным воспитанием обязан своей матери и особенно высокообразованной бабке Макрине, которая была живой свидетельницей последних го­нений на христиан.

После первоначального обучения под руководством отца Васи­лий отправлен был в Кесарию Каппадокийскую, где жили его род­ственники со стороны матери и где он мог пользоваться уроками известнейших представителей науки. Здесь он познакомился с Гри­горием, будущим великим богословом и епископом г. Назианз в Каппадокии.

Затем Василий обучался в школах Константинополя, где провёл 348—349 гг. Согласно свт. Григорию Нисскому, там он одно время учился у знаменитого ритора Ливания. Около 350 г. будущий святи­тель перебрался в «обитель наук» — Афины. В каждой науке, состав­лявшей в то время высшее образование - риторике, грамматике, ме­трике и философии, — Василий добивался исключительных успехов. Кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику. По­мимо этого, Василий Великий изучил не входившую в основные об­разовательные предметы медицину (не в последнюю очередь в связи с собственным слабым здоровьем).

В Афинах Василий застал Григория, который взял его под свою защиту и оградил от некоторых неприятностей, каким обычно под­вергались новички. Природные дарования Василия получили здесь полное развитие. К концу своего пребывания в Афинах он далеко превосходил всех своих сверстников и обладал всеми доступными тогда знаниями. Между ним и Григорием установилась дружба, про­должавшаяся затем всю жизнь.

Григорий Богослов в своём похвальном (надгробном) слове Ва­силию Великому (Ога1. ХЫП) восторженно и красноречиво описы­вает и эту дружбу, и научные занятия в Афинах. «Нами водили, — го­ворит он, - равные надежды и в деле самом завидном - в учении. Но далека была от нас зависть, усерднейшими же делало соревнование. Оба мы стремились не к тому, чтобы кому-либо из нас самому стать первым, но каким бы образом уступить первенство друг другу, пото­му что каждый из нас славу друг друга почитал собственной славой. Казалось, что одна душа [в обоих] имеет два тела... Что касается до уроков, то мы любили не столько приятнейшие, сколько совершен­нейшие... Нам известны были две дороги: одна — это первая и пре­восходнейшая — вела к нашим священным храмам и тамошним учи­телям; другая — это вторая и неравного достоинства с первой — вела к наставникам наук внешних. Другие же дороги - на праздники, в зрелища, в народные стечения, на пиршества - предоставляли мы желающим».

Около 356 г., несколько ранее Григория, Василий Великий по­кинул Афины, возвратился в Каппадокию, где некоторое время тру­дился адвокатом. Скоро он отказался от карьеры, обещавшей ему мирской успех, и ступил на путь аскетической жизни. На него оказал сильное влияние в этом отношении его друг и соратник Евстафий, который был аскетом и проповедовал особо строгие формы монаше­ства. Около 356 г. Евстафий был избран митрополитом Севастии — главного города провинции Малая Армения.

Около 357 г. Василий принял крещение от епископа Кесарийского Диания и вскоре после вступления в Церковь был зачислен в клир в чине чтеца. В следующем году он последовал за Евстафием Севастийским в Сирию, затем совершил путешествие в Египет. Про­ведя некоторое время в Александрии, Василий посетил монашеские центры на севере Египта и вернулся в Каппадокию. Это путешествие заняло целый год.

По возвращении из путешествия на родину будущий святитель отправился в родовое имение Анниса, где уже несколько лет подви­зались его сестры Эмилия и Макрина Младшая. Здесь он перебрался на противоположный берег р. Ирис, на расстояние трёх дней пути, в место, где прежде нёс монашеский подвиг его брат Навкратий. Пло­дом отшельничества Василия стало составление сборника фрагмен­тов из сочинений Оригена «Филокалия» («Добротолюбие») и «Мона­шеских правил».

Вступивший на Кесарийскую кафедру в 362 г. еп. Евсевий, желая иметь своим помощником человека сведущего и уважаемого, руко­положил Василия в пресвитера. Это совершилось помимо воли са­мого Василия. Так же как и Григорий Богослов, он предпочитал мо­нашеское уединение. В Кесарии скоро проявились его незаурядные пастырские качества, и он обрел уважение и любовь не только про­стых жителей города, но и многих избравших подвиг монашества.

Однако вскоре для православия настало трудное время. Имп. Валент, вставший на сторону ариан, направился в июле 365 г. в окру­жении арианских епископов в Кесарию, чтобы принудить Кесарийскую Церковь подписать так называемую Ариминскую вероисповедную формулу (см. выше, с. 423).

Кесария обрела достойного заступника в лице пресвитера Васи­лия, сумевшего тем самым вернуть себе доверие правящего архие­рея, с которым до того у него были натянутые отношения. Василий Великий стал для него советником и помощником. С этого времени пресвитер Василий явился фактическим вождём Кесарийской Церк­ви и в течение остального времени епископства Евсевия развил са­мую широкую и плодотворную деятельность в руководстве общиной, устроении церковной дисциплины, насаждении монашества и аске­тизма и в постоянном проповедничестве. На этот период приходится значительная часть его проповедей и толкований.

В 370 г. умер Кесарийский епископ Евсевий, и на его место, не­смотря на сильное противодействие со стороны некоторых еписко­пов, был избран Василий. Невозможно было сделать лучшего выбо­ра для столь важной кафедры. Василий всё имел для этого: личную святость, обширное образование, красноречие, глубокое знание христианского учения и административный талант. Свт. Афанасий Александрийский с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии епископа — истинного служителя Божия.

В это время Церковь переживала тяжёлые гонения со стороны власти в лице Валента, поддержавшего арианство. Сторонники никейской веры терпели изгнания, конфискацию имущества, разного рода принуждения, поставления на кафедры сторонников лжеуче­ния, казни священнослужителей (в гавани г. Никомидия в 370 г. был сожжён корабль с 80 пресвитерами), осквернение алтарей. Кесария находилась на пересечении главных дорог Малой Азии, поэтому её подчинение религиозной политике императора было делом чрезвы­чайной важности для государства.

Главной задачей деятельности св. Василия была защита православной веры и восстановление церковного мира и единства. В Восточной Церкви в царствование Валента (364—378 гг.) господ­ство принадлежало арианам, которые по главному вопросу о боже­стве Сына Божия разбились на несколько партий. Одни утверждали подобосущие Сына и Отца (омиусиане), другие полностью отрицали всякое подобие (аномеи), третьи говорили лишь о подобии Отцу, не вдаваясь в тонкости богословия (омии).

Тогда же стали возникать споры и о Св. Духе, причем не только ариане, но и некоторые из православных с крайним опасением отно­сились к решительной постановке учения о Божестве и единосущии Св. Духа. При разнообразии догматических воззрений и партийных интересов, при взаимных опасениях и подозрениях всякого рода об­щения между восточными епископами было слишком мало. При Ва­ленте православным епископам не разрешалось проводить соборы, поэтому им трудно было выяснять взаимные отношения и опреде­лить действительное число сторонников Никейского исповедания.

В таких условиях церковной жизни для поддержания и утверж­дения православия на Востоке необходимо было прежде всего выяс­нить действительное положение дел, рассеять общее недоверие вос­точных епископов друг к другу, создать почву для взаимообщения и единения православных. Выполнение этой задачи и принял на себя св. Василий, обнаружив при этом большой такт и величайшую снис­ходительность по отношению к заблуждавшимся по неведению, что­бы по неосторожности не оттолкнуть никого от союза с Церковью, и в то же время с величайшим мужеством защищая истинное учение от покушений на его чистоту со стороны еретиков.

Свт. Василий, как защитник православия, всю свою жизнь оста­вался предметом ненависти и всевозможных интриг арианствующих еретиков, и только любовь жителей спасала его от насилия с их сторо­ны, принуждая иной раз самих гонителей искать у него же спасения себе от ярости народа. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, лишённых своих пастырей, утверждал их веру и терпение, призывал к мужеству, возбуждал надежды на луч­шее будущее. В связи с этим направлением деятельности св. Васи­лия находится большое количество его писем к Церквам, епископам, клиру, частным лицам.

В 378 г. имп. Валент был убит в сражении с готами под Адриано­полем. В последние месяцы его жизни преследование православных уменьшилось. Его преемники - на Западе Грациан, а на Востоке Фео­досии I — утвердили религиозную свободу. В Константинополе пра­вославные, подавленные в течение 30 лет, в конце 378 г. обратились к Григорию Богослову, прося возглавить эту кафедру. Посоветовав­шись со свт. Василием, он дал им положительный ответ.

Вскоре после этого, 1 января 379 г., свт. Василий скончался в воз­расте 49 лет на девятом году епископского служения. Перед самой смертью он нашёл в себе силы, чтобы произнести прощальное слово и рукоположить самых близких учеников. Последними словами свя­тителя были: «В руце Твои предаю дух мой» (Пс. XXX, 6).

Свт. Григорий Богослов. Друг свт. Василия Великого, свт. Григорий Богослов является классическим автором для православной триадо­логии (прежде всего в своих пяти словах «О богословии»). Как и свт. Василий, Григорий впитал всё классическое языческое образование, однако, в отличие от своего друга, он был человеком более созер­цательного склада, не склонным активно участвовать в церковно-политических делах. Поставленный епископом г. Сасим, он в 379 г. вынужден был возглавить православных Константинополя до того момента, когда его точка зрения на церковные дела разошлась с мне­нием столичного клира и отцов II Вселенского Собора. Тогда он был вынужден покинуть Константинополь и прожить оставшиеся годы в уединении. Его литературное наследие обширно, изысканно и раз­нообразно по темам и жанрам. Кроме слов, составленных по разным поводам (в свое оправдание, против врагов Церкви, на праздники, в похвалу и честь разным лицам, о богословии), он написал множество писем и стихов, из которых особенно примечательны стихи автобио­графического содержания, показывающие в свт. Григории мягкую и чувствительную натуру.

В отличие от свт. Василия Великого, богословие свт. Григория оказывается более выверенным и обоснованным. Так, ипостасные свойства у него формулируются со всей возможной конкретностью: «нерождённость», «рождение» и «исхождение». Все эти качества указывают на образ бытия ипостасей. У свт. Василия находим иные определения — «отечество», «сыновство», «святыня» или «освящаю­щая сила». Они звучат более библейски, но менее точно.

Далее, у свт. Григория с особой силой выделено учение о единона­чалии (монархии) Отца в Св. Троице: Отец - есть начало и причина бытия других ипостасей. В этом вопросе свт. Григорий более других приближается к свт. Афанасию, которому, кстати, только он и сказал похвальное слово. Важно, что и к Павлину Антиохийскому свт. Григо­рий не питал выраженной неприязни. А в своей троической терми­нологии наряду со словом «Ипостась» он мог использовать и термин «Лицо». Так что из новоникейцев, как кажется, он более других бли­зок к старшему поколению никейцев.

В вопросе о Св. Духе свт. Григорий проявляет характерную для него принципиальность, открыто называя Его Богом. В полемике с духоборцами свт. Григорий Богослов высказывает идею о постепен­ности божественного откровения в зависимости от подготовленности воспринимающих его: «дело в том, что Ветхий Завет ясно про­поведовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание» (ел. 31 «О Св. Духе»).

Сет. Григорий Нисский. Если свт. Василий Великий прежде всего видится активным церковным политиком, организатором и полеми­стом, а свт. Григорий Богослов - оратором и поэтом, то свт. Григорий Нисский был, можно сказать, мыслителем-философом и мистиком. В истории его репутация оказалась подпорчена по причине заим­ствованных им (надо думать, от Оригена) мнений об очистительном огне и всеобщем восстановлении (ср. оригеновский апокатастасис). Однако на II Вселенском Соборе его православие не ставилось под сомнение.

Из всех каппадокийцев свт. Григорий Нисский — наиболее си­стематичный мыслитель. Так, он предпринял ещё одну попытку по­сле Оригена («О началах») и «Огласительных бесед» свт. Кирилла Иерусалимского дать целостный обзор христианского учения, на­писав «Большое огласительное слово». Но наиболее классической для восточного богословия стала антропология свт. Григория, изло­женная в сочинении «Об устроении человека».

Уже названия его работ («К Авлавию о том, что не три бога», «Слово против Ария и Савеллия», «Слово о Святом Духе против македониан-духоборцев») указывают на тот круг проблем, который был актуален для этого мыслителя. Признание трёх Ипостасей Бога вело к обвинению каппадокийцев в троебожии, поэтому их важней­шей задачей стало доказательство единства этих Ипостасей, что и делает свт. Григорий, основываясь на платоновском реализме (гипостазировании) общих понятий: единая Сущность Божия, будучи общей, является тем не менее реальной, а не абстрактной. В триадологии для свт. Григория Нисского характерны аналогии возжже­ния трёх светильников: одного через другой посредством третьего, а также произнесения человеком слова вместе с дыханием. Говоря о происхождении Св. Духа, он употребляет выражение «через Сына», и такое происхождение, насколько можно понять, относится имен­но к имманентной Троице, а не к домостроительному ниспосланию Св. Духа.

 

Контрольные вопросы по теме

1. Кратко охарактеризуйте роль свт. Афанасия Александрийского в борьбе за утверждение в Церкви Никейского Символа веры.

2. Какой — положительной или отрицательной — была роль императоров Кон­станта и Констанция в церковных делах? Обоснуйте свою оценку приме­рами.

3. Кратко опишите порядок соборного принятия арианами четырёх Сирмий-ских и Ариминской вероисповедных формул. Почему императорская власть на Востоке (а с 350 г. и на Западе) всячески поддерживала ариан?

4. Охарактеризуйте вероисповедные различия в среде ариан между омиусиана-ми, аномеями и омиями.

5. Охарактеризуйте богословские взгляды свт. Афанасия Александрийского на сущность Отца, Сына и Св. Духа.

6. Кратко опишите жизнь и труды сет. Василия Великого по защите правосла­вия против арианской ереси.

Дополнительная литература по теме

Аримино-Селевкийский собор (без авт.) // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 228-229.

Асмус В., прот. Евномий // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 181-183.

Зайцев Д.В. Валент и Урсакий // ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 525-527.

ЗайцевД.В., РумянцевД.С. Евдоксий // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 133-135.

Захаров Т.Е. Вторая сирмийская формула: исторический контекст и бого­словское содержание // Вестник древней истории. 2010. № 2. С. 149-165.

Лукашевич А.А. Евстафий Антиохийский // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 286-293.

Михайлов П.Б. Василий Великий // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 131-146, 150-169.

Фокин А.Р. Афанасий I Великий // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 22-41.

Шмалий В., свящ. Аномеи // ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 471-473.

Шмалий В., свящ. Арианство // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 221-225.

Шмалий В., свящ. Аэтий // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 232-233.

Ястребов А., свящ. Евсевий, еп. Кесарии Палестинской // ПЭ. Т, XVII. М., 2008. С. 252-267.

 

Билет 5.

Второй Вселенский собор в Константинополе в 381 году: источники и литература. Вопрос о замещении Константинопольской кафедры. Догматическая деятельность Второго Вселенского собора. Вопрос о Никео-Цареградском символе веры.

 

II Вселенский Собор. С гибелью покровителя арианствующих церковных партий имп. Валента в битве с готами при Адрианополе 9 августа 378 г. еретики лишились поддержки со стороны государ­ственной власти. В январе 379 г. на пере­говорах Грациана с военачальником Феодосием последний был на­значен императором (августом) Востока и, видимо, сразу же занялся организацией Вселенского Собора.

После этого в своём знаменитом Фессалоникийском эдикте 380 г. Феодосии прямо предписал всей Церкви веровать так, как веруют папа Римский Дамас / и Пётр II Александрийский. В том же эдикте было провозглашено «единое Божество Отца и Сына и Святого Духа в равном величестве и в Пресвятой Троице». Тем самым православ­ная триадология впервые была официально сформулирована импе­ратором (правда, без упоминания термина «ипостась»). После этого догматические решения II Вселенского Собора фактически были предопределены.

В обстоятельствах созыва и проведения II Вселенского Собора самым тесным образом переплетается богословская и церковно-политическая проблематика. В сфере догматики вопрос стоял об уточнении Никейского Символа веры специальными формулами о Св. Духе (напомним, что в Никейском символе природа Св. Духа была обойдена молчанием). Кроме того, необходимо было оконча­тельно определить отношение Церкви к многочисленным арианским и другим субординационистским течениям, возникшим после 325 г. В области церковной администрации также необходимо было ре­шить ряд спорных вопросов. Во-первых, к 381 г. в Антиохии было два православных епископа: сет. Мелетий, бывший на кафедре с 360 г. с перерывами, и Павлин, поставленный западным еп. Люцифером Калаританским при под­держке Рима. Нужно было решить, как уврачевать это разделение.

Во-вторых, необходимо было решить вопрос о столичном ар­хиепископе. Безусловно, среди православных наивысшим бого­словским авторитетом пользовался сет. Григорий Богослов, однако каноничность его перевода на кафедру Константинополя (379 г.) была поставлена под сомнение Петром Александрийским, который в 381 г., пользуясь поддержкой Рима, самовольно назначил столич­ным архиепископом своего ставленника Максима Киника. Таким об­разом, Александрийская кафедра по-прежнему ощущала своё пре­восходство и высший авторитет на Востоке и активно соперничала с Константинополем.

Открытие Собора Феодосии назначил на май 381 г. На первых заседаниях председательствовал виднейший представитель новоникейской триадологии Мелетий Антиохийский. Из 150 отцов, явив­шихся на Собор, почти половина были сторонниками Мелетия. В их числе были сам архиепископ Константинопольский сет. Григорий Богослов, а также сет. Кирилл Иерусалимский, сет. Григорий Нисский, сет. Амфилохий Иконийский. Были также приглашены 36 епископов-македониан, однако они вскоре покинули столицу, так и не достиг­нув примирения с Церковью, после чего были осуждены Собором.

Римских легатов на Соборе не было, поскольку папа Дамас в это время сам намеревался созвать Вселенский Собор и ожидал, что восточные иерархи приедут в Рим. Этого, однако, не произошло - Вселенский Собор прошёл в Константинополе, куда римские лега­ты так и не были посланы.

После скоропостижной смерти Мелетия Антиохийского заседа­ния Собора возглавил Григорий Богослов. Несмотря на то что Рим и Александрия лоббировали на освободившуюся кафедру кандида­туру противника Мелетия — Павлина, большинство православных антиохийцев выступили в поддержку одного из пресвитеров Меле­тия - Флавиана. Свт. Григорий Богослов, выступавший за Павлина, подал в отставку с должности архиепископа столицы, и на его место, по предложению еп. Диодора Тарсского, был избран престарелый се­натор Нектарий, в то время ещё даже не получивший крещения. Под председательством нового архиеп. Нектария (381—397 гг.) Собор и за­вершился в июне 381 г. Имп. Феодосии / эдиктом от 30 августа 381 г. утвердил решения Собора.

Проведение II Вселенского Собора без преувеличения можно назвать эпохальным событием в истории Вселенской Церкви. Был разрешён конфликт Константинополя и Александрии, столичную кафедру занял устраивающий все стороны архиеп. Нектарий. В Ан­тиохии архиепископом стал Флавиан I — тем самым спор мелетиан и паулинистов также был разрешён (правда, Западная Церковь и здесь имела особое мнение — она осталась в общении с Павлином).

В каноническом послании Собора (позднее разделённом на 4 правила) кафедре Константинополя усваивается почётное второе место в иерархии Поместных Церквей после Римского папского престола (прав. 3). Этим ознаменовано сложение 5-членной систе­мы патриархатов (так называемой «пентархии») - Рим, Константи­нополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим.

Как показала дальнейшая история, Александрия не смирилась с утратой второго места в иерархии, ранее принадлежавшего ей. Не согласился с формулиров­кой 3 правила и Рим, поскольку возвышением кафедры Константи­нополя, не имевшей апостольского преемства, ставился под вопрос сам принцип апостольского происхождения важнейших кафедр - а значит, и принцип главенства в Церкви Римского престола св. ап. Петра, как первого среди апостолов. В самом деле, мотивом при­своения второго места столичной кафедре стало то, что Константи­нополь является «вторым» или «Новым Римом». Иными словами, критерий «апостоличности» кафедры был в 381 г. заменён критери­ем «столичности», с чем Старый Рим никак не мог согласиться. По причине этих фундаментальных расхождений экклесиологического характера Рим вплоть до XIII в. официально не признавал юридической силы за 3-м правилом II Вселенского Собора.

В сфере церковной догматики Собор подвёл итог длинной и слож­ной эпохе споров с арианами. Так, 1-м правилом Собора утвержда­ется верность Церкви вероопределению I Вселенского Собора и осуждаются ереси евномиан, аномеев, ариан (омиев) или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан, и апполинариан. С деятельностью II Вселенского Собора связано появление самого распространенного на Востоке Символа веры — Никео-Константинопольского.

Никео-Константинопольский Символ веры. На Соборе был принят новый Символ веры, необходимый для различных нужд Церкви: ис­поведания веры, Крещения, оглашения и др.

Согласно новейшим исследованиям, новый общецерковный Символ не был исправленной и дополненной версией прежнего, Никейского Символа, а был составлен заново на основе символа Иерусалимской Церкви. Никейский символ довольно долгое время существовал наряду с Константинопольским как авторитетное ис­поведание веры (так, прав. 7 III Вселенского Собора 431 г. запреща­ет составлять иной Символ веры, чем Никейский).

Основные формальные и содержательные отличия двух Симво­лов можно представить следующим списком:

1. Как некорректные, удалены слова «из сущности Отца». По­скольку божественной сущностью обладает каждое Лицо Троицы, то сказать «из сущности Отца» - это то же самое, что сказать, что Сын происходит из Своей собственной сущности.

2. Удалены слова Никейского символа о Христе: «(через Которого всё произошло...) как на небе, так и на земле», чтобы не давать по­вода считать Сына в духе платонизма Логосом-Демиургом, воспол­няющим дело Отца (Творца видимых и невидимых). Согласно этой формуле, Сын - это не второй Создатель-Демиург, а единоприродный соучастник Бога Отца в создании тварного мира.

3. Против староникейских взглядов Маркелла Анкирского для ука­зания на полноту божественной природы во Христе в Символ встав­лены слова: «прежде всех веков» и «Царству Которого не будет кон­ца». Сюда же относятся дополнения о «восседании Сына одесную Отца» и «приходе со славою» для суда над живыми и мёртвыми.

4. Против Аполлинария для указания на полноту человеческой природе во Христе добавлен догмат о «воплощении от Духа Святого и Марии Девы» и «вочеловечении». Добавлены также слова о рас­пятии, погребении и воскресении «в третий день, согласно Писа­ниям».

5. После слов «И в Духа Святого» добавлено богословие Св. Духа (пневматология): при этом Св. Дух хотя и не назван Богом (в целях компромисса с колеблющимися македонианами), однако использо­ванные формулировки о прославлении и поклонении Духу с Отцом и Сыном указывают на Его божественную природу.

6. В новом символе отсутствуют анафематизмы, зато из древних локальных символов добавлено исповедание веры «во единую Свя­тую, Соборную (Кафолическую) и Апостольскую Церковь», «единого Крещения» и надежды на «воскресение мёртвых и будущую веч­ную жизнь».

В такой редакции Символ веры получил стройную и система­тичную 12-членную форму:

1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого;

2. и во единого Господа Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданно­го, имеющего единую сущность с Отцом, через Которого всё сотворено;

3. ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком;

4. распятого ради нас при Понтии Пилате, страдавшего и по­гребённого;

5. и воскресшего в третий день, согласно Писаниям;

6. и взошедшего на небеса, и сидящего справа от Отца;

7. и вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, Цар­ству Которого не будет конца;

8. и в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном, вещавшего через пророков;

9. И во единую, Святую, Кафолическую и Апостольскую Цер­ковь.

10. Исповедую единственное Крещение во оставление грехов.

11. Чаю (с надеждой ожидаю) воскресения мёртвых

12. и будущей вечной жизни. Аминь (перевод мой. - Ред.).

После II Вселенского Собора в Церкви ещё долгое время продол­жал употребляться Никейский символ, пока его не вытеснил символ Никео-Константинопольский. Последний является официальным исповеданием Восточной (Православной) Церкви и в наши дни.

Контрольные вопросы по теме

1. Какие особенности терминологии отличали «новоникейское» богословие от «староникейского»?

2. Какие партии и течения существовали в Церкви перед II Вселенским Собо­ром? Какие из них были православными, какие были затем осуждены как ере­тические?

3. Опишите причины Атиохийской схизмы 362 г. На каком соборе и каким обра­зом была предпринята попытка уладить разногласия между антиохийцами?

4. В чём состояли основные тезисы ереси Аполлинария Лаодикийского, осуждён­ной П Вселенским Собором?

5. Каковы были предпосылки и задачи П Вселенского Собора? В какой степени они были решены?

6. Опишите ход II Вселенского Собора. Почему архиеп. Константинопольский сет. Григорий Богослов не мог председательствовать на первых заседаниях Собора?

7. Каковы были итоги IIВселенского Собора в сфере церковной администрации?

8. Каковы были итоги II Вселенского Собора в сфере церковной догматики?

Дополнительная литература по теме

Асмус В., прот., Цыпин В., прот. Вселенский II Собор // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 580-588.

Максимович К.А. Личность и «космос» в поэзии Григория Богослова // Вест­ник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2009. Вып. 3 (27). С. 7-12.

Михайлов П.Б. Василий Великий // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 131-146, 150-169.

Фокин А.Р. Григорий Нисский // ПЭ. Т. XII. М., 2006. С. 480-522.

Шмалий В., свящ. Аполлинарианство// ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 58—59.

Шмалий В., свящ. Аполлинарий Лаодикийский (младший) // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 61-62.

Шмалий В., свящ. Арианство // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 221-225.

 

 

Билет 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: