КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА
Тексты: Бригадир. Недоросль.
Вопросы:
1. Сюжеты и конфликты «Бригадира» и «Недоросля».
2. Группировка персонажей. Решение Фонвизиным проблемы положительного героя.
3. Проблема воспитания в комедиях.
4. Особенности художественной формы комедий. Проблема творческого метода писателя.
Литература:
Фонвизин Д. И. Собрание сочинений: В 2 т. – М.;Л., 1959.
Фонвизин Д. И. Избранные сочинения и письма. – М., 1974.
Вяземский П. А. Фон-Визин // Вяземский П. А. Эстетика и критика. – М., 1984. – С. 188–230.
Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. – М., 1954.
Фонвизин в русской критике. – М., 1958. – С. 263–287.
Макогоненко Г. П. Д. И. Фонвизин // Русские драматурги XVIII – XIX вв.: В 3 т. – Л.;М., 1959. – Т. 1. С. 205–289.
Макогоненко Г. П. Д. Фонвизин. Творческий путь. – М.;Л., 1961.
Макогокенко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969.
Всеволодский-Гернгросс В. Н. Фонвизин – драматург. М., 1960.
Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русский театр второй половины XVIII в. – М., 1960. Кулакова Л. И. Д. И. Фонвизин. – М.;Л., 1966.
Пигарев К. В. К вопросу о русском классицизме // Проблемы Просвещения в мировой литературе. – М., 1970.
|
|
Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. – Л., 1977. С. 117–128, 222–241.
История русской драматургии. XVII – первая половина XIX в. – Л., 1982.
Москвичева Г. В. Русский классицизм. – М., 1986. – С.113–150.
Рассадин С. Б. Фонвизин. – М., 1980.
Практическое занятие № 7
ОДЫ Г. Р. ДЕРЖАВИНА
Тексты: К первому соседу. На смерть князя Мещерского. Властителям и судиям. Фелица. Видение мурзы. Бог. На взятие Измаила. Вельможа. На переход альпийских гор. Водопад. Снигиръ. Осень во время осады Очакова. На мир 1807 г. Приглашение к обеду. Памятник. Евгению (Жизнь Званская). «Река времен…»
Вопросы:
- «Фелица» и сатирические оды Г. Р. Державина
2. Философские оды.
3. Человек и история в одах Державина.
4. Картины русской жизни в одах Державина.
5. Творчество Державина в оценке В. Г. Белинского.
Литература:
Державин Г. Р. Стихотворения. – М.;Л., 1963.
Державин Г. Р. Сочинения. – М., 1985.
Белинский В. Г. Сочинения Державина // Полное собрание сочинений: В 13 т. – М., 1955. – Т. 6. С. 582–658.
Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. – Л, 1929.
Гуковский Г. А. Литературное наследство Державина // Литературное наследство. № 9–10. – М., 1933.
Гуковский Г. А. Русская литература XVIII в. – М., 1939. – С. 389–424.
Благой Д. Д. Державин. – М., 1944. (Или: Благой Д. Д. Три века. – М., 1933).
Западов А. В. Мастерство Державина. – М., 1958.
Западов В. А. Г. Р. Державин. – М.;Л., 1965.
Серман И. З. Державин. – Л., 1967. XVIII век. Сб. 8:
Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала XIX вв. – Л., 1969. Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969. – С. 367–431.
|
|
Москвичева Г. В. Русский классицизм. – М., 1986. – С. 20–47.
Свой подвиг свершив... – М., 1987. Ходасевич В. Ф. Державин. – М., 1988
Практическое занятие № 8
«ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ» А. Н. РАДИЩЕВА
В опросы:
1. Творческая история «Путешествия…»
2. Основные темы и идеи книги. Ее образная система.
3. Особенности выражения авторской позиции. Образ путешественника.
4. Жанровое своеобразие и композиция произведения.
Литература:
Радищев А Н. Полное собрание сочинений: В 3 т. – М.;Л., 1938–1952.
Радищев А.Н. Избранные произведения. – М.;Л., 1952.
Бабкин Д. С. А. Н. Радищев. Литературно-общественная деятельность. – М.;Л., 1966. Бегунов Ю. К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. – М., 1983. Берков П. Н. Некоторые спорные вопросы современного изучения жизни и творчества А.Н.Радищева // XVIII век. Сб.4. – М.;Л., 1959.
Кулакова Л. И. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. – Л., 1972.
Кулакова Л. И., Западов В. А. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. – Л., 1974.
Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. М., 2000. Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969.
Макогоненко Г. П. Радищев и его время. – М., 1956.
Макогоненко Г. П. Радищев. Биография. – М.;Л., 1965.
Орлов В. Н. Радищев и русская литература. – Л., 1952.
Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. Учебник для университетов. М., 1992.
Светлов Л. Б. А. Н. Радищев. – М., 1958.
Старцев А. И. Радищев в годы «Путешествия». – М., 1960.
Татаринцев А. Г. Сын отечества. Об изучении жизни и творчества А. Н. Радищева. – М., 1981. Шторм Г. Потаенный Радищев. – М., 1974.
Практическое занятие № 9
И. А. КРЫЛОВ-САТИРИК
Тексты: Ночи. Каиб. Похвальная речь в память моему дедушке. Трумф (Подщипа). Вопросы:
1. Сатира на самодержавие в «восточной» повести «Каиб».
2. Повесть «Ночи», ее проблематика и художественные особенности.
3. Критика провинциального дворянства в «Похвальной речи в память моему дедушке».
4. Сатирическое и пародийное начала в шуто-трагедии «Трумф» («Подщипа») Литература:
Крылов И. А. Полное собрание сочинений: В 3 т. – М.;Л., 1944–1946.
Крылов И. А. Сочинения: В 2 т. – М., 1969. – Т. 2.
Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. – Л., 1977. – С. 362–369.
Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М., 1985.
Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. – Л., 1983.
Западов А. В. И. А. Крылов // Русские драматурги XVIII–XIX вв.: В З т. – Л.;М., 1959. – Т. 1. – С. 399–450.
Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. – Л., 1975. История русской драматургии. XVII – первая половина XIX в. – Л., 1982.
Кубачева В. Н. Восточная повесть в русской литературе XVIII – начала XIX в. // ХУШ век. Сб. 5. – Л., 1962.
Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. М., 2000.
Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. Учебник для университетов. М., 1992.
Степанов Н. Л. Крылов. – М., 1969.
Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. М., 2000. Ливанова Т. В. Русская комическая опера // Русские драматурги XVIII – XIX вв.: В 3 т. – М.;Л., 1959. – Т. 1. С. 131–204. Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. Учебник для университетов. М., 1992.
Практическое занятие № 10 КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА
Тексты: М. И. Попов. Анюта; А. О. Аблесимов. Мельник – колдун, обманщик и сват; Н. П. Николев. Розана и Любим; М. А. Матинский. Санкт-Петербургский гостиный двор. Вопросы:
1. Особенности жанра комической оперы, его место в литературном процессе ХVIII в.
2. Сатирическая и антикрепостническая направленность опер на крестьянскую тему.
3. Изображение купеческой среды, ее быта и нравов в опере М. Матинского.
Литература:
Русская комедия и комическая опера ХVIII в. / Ред., вступ. ст. П.Н. Беркова. – М.;Л., 1950. Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII – начала XIX вв.: В 2 т. – Л., 1990. – Т. 1. («Б-ка поэта». Больш. серия).
|
|
Берков П. Н. К биографии М. А. Матинского// XVIII век. Сб. 3. – М.;Л., 1953. – С. 493–496.
Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России /от истоков до Глинки/. – Л., 1959. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII в. – М., 1939. – С. 235–238, 375–377.
Кушкина Е. Русская комическая опера // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX в. – Л., 1982.
Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. М., 2000.
Ливанова Т. В. Русская комическая опера // Русские драматурги XVIII – XIX вв.: В 3 т. – М.;Л., 1959. – Т. 1. С. 131–204.
Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. Учебник для университетов. М., 1992.