Виды современных навигационных пособий

В СССР, а сейчас в Российской Федерации и странах СНГ, для съемок как обязательная принята равноугольная поперечно-цилиндрическая картографи­ческая проекция, называемая проекцией Гаусса. Она применя­ется при всех топографических работах. Материалы топографи­ческих съемок служат основанием для составления карт в дру­гих проекциях. Например, из-за сравнительно небольших площадей водохра­нилищ ошибка в замеренных по карте расстояниях будет со­ставлять всего несколько сан­тиметров на километр. Поэто­му для карт водохранилищ, составленных в проекции Гаус­са, масштаб практически везде постоянен и курс судна изоб­разится прямой линией. Морские навигационные карты составляются в меркаторской проекции.

По назначению карты подразделяются на навигационные, справочные и специальные. К навигационным картам относятся также карты внутренних водных путей, радионавигационные и промысловые.

Для плавания по внутренним водным путям составляют карты внутренних водных путей — изображение участка внутрен­него водного пути и прилегающей полосы берега, составленное на основе гидрографических работ. Для второстепенных водных путей, например для притоков с нерегулярным судоходством, издают схемы судового хода. Карты внутренних водных путей называют также навигационными картами.

Для плавания по крупным озерам и устьям рек, впадающим в моря, используют навигационные морские карты – карты, главным содержанием которых являются элементы навигационно-гидрографической обстановки.

Они могут иметь различную степень подробности изображения участков, разные краски для показа глубин, различные условные обозна­чения и т. д. Карты, сброшюрованные в альбомы, содержат обычно такие части: титульный лист, предисловие или введение   условные обозначения знаков, схемы расположения листов карты, сами листы карты. На некоторых картах приводят дополнительные сведения о гидрологических особенностях, физических условиях навигации, а также планы трудных перекатов, в круп ном масштабе, рисунки и фотографии приметных ориентиров.

Атласы единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации включают в себя следующее: лист для учета корректу­ры (где указывают основания для корректировки атласов, да­ту корректирования, исполнителя); предисловие (сведения об участке, входящем в данный том, виде проекции, масштабе, глу­бинах, пункте начала отсчета километража, год составления атласа и др.); навигационно-гидрологический очерк (общие све­дения об участке плавания, габаритных размерах пути, затруд­нительных для судоходства местах, судоходной обстановке, шлюзах, портах и рейдах, местах и видах комплексного обслу­живания флота); гидрометеорологические сведения (данные о ветре и волнении, туманах и осадках, течении, ледовом режи­ме); алфавитный указатель и лист условных обозначений; схе­му расположения томов атласов; листы атласов, имеющие жел­тый фон (белой и голубой красками изображен судовой ход с прилегающей местностью, даны знаки судоходной обстановки, словесные предупреждения судоводителям, описания портов, бе­регов и др.); лоцийные сведения и данные об укрытиях на во­дохранилищах.

Карты низовьев рек, впадающих в море (например, Енисея и Северной Двины), составляют в меркаторской проекции. Они представляют собой большие отдельные листы светло-желтого фона, ограниченные рамкой. Русло реки рисуется светло-голубой краской. Границы судового хода, показываемого белым цветом, обозначают штрихпунктирной линией, ось судового хода (фар­ватер) — сплошной черной линией. У каждого прямого участка фарватера надписывают значение истинного курса для движения вверх и вниз по течению (например, 190°—10°, 218,9°—38,9° и т. д.). Глубины обозначают цифрами, расположенными по все­му руслу с определенной частотой, род грунта — буквами. На­вигационные знаки показывают такими же условными обозна­чениями, как и на морских картах, границы перекатов — пунк­тиром со стрелками. На свободных местах карты приводят све­дения о масштабе по определенной параллели, магнитном скло­нении и его годовом изменении, данные о приведении глубин к определенному уровню и т. д.

Карты водохранилищ могут быть составлены в проекции Гаусса (Цимлянское, Кременчугское водохранилища), ориен­тированы вертикальной рамкой по истинному меридиану (Куй­бышевское, Горьковское, Братское, Иркутское водохранилища), а также составлены в меркаторской проекции (Рыбинское во­дохранилище). Эти карты имеют титульный лист, предисловие, лист условных обозначений и схему расположения листов карты. У некоторых карт дополнительно приводятся таблицы силы ветра по румбам, графики и таблицы характерных уровней воды, сведения о длительности навигации и судоходной обстанов­ке, о порядке движения судов по трассам, о режиме огней освещаемых знаков навигационной обстановки и т. д.

Карты крупных озер (например, Байкала, Ладожского, Онежского) составляют в меркаторской проекции. Карты меньших озер издают в проекции Гаусса. Карты озер Ладожского  и Онежского имеют общий стандартный вид меркаторских карт.

По масштабу современные карты подразделяются на:

1. планы и частные карты, предназначенные для входа в порты, бухты и рейды, а также для прохода узкостей;

2. путевые карты, обеспечивающие плавание вдоль морских побережий и подход к берегу, а также для плавания по рекам и водохранилищам. Масштаб – 1:100000 – 1: 300000 (морские) и 1:20000 – 1:50000 (по внутренним водным путям).

3. генеральные карты, служащие для общего изучения района плавания и прокладки путей в открытом море с масштабом 1:500000 и мельче.

Кроме навигационных карт, издаются также различные справочные карты, например, гидрометеорологические, наивыгоднейших путей и др.

Однако карты все же не могут дать всех сведений для выбора пути судна и безопасного плавания по нему. Так, на них не отмечены гидрометеорологические условия плавания для данного времени года, не показан внешний вид характерных участков береговой черты и приметные объекты на берегу. Поэтому в дополнение к картам издаются руководства и пособия для плавания.

Руководства для плавания — это издания, которые дополняют навигационные карты текстовым описанием, иллюстрациями, схемами, наставлениями для плавания и т.д.  К руководствам можно отнести: лоции, описания участков, радиолокационные схемы, описание портов-убежищ, рекомендации по выбору безопасного курса судна. Особым видом рекомендаций являются кинофильмы, которые в основном предназначены для учебных целей.

Лоция – (от нидерландского loodsen – «вести корабль») – это пособие для судовождения, где собраны подробные описания берегов, бухт, гаваней и портов. Из нее можно узнать о подводных опасностях и течениях, навигационных ориентирах, расстояниях между портами и т.п.

Описание основных убежищ на водохранилищах издаются отдельной брошюрой, в которой указываются расположение убе­жищ и защищенность судов в них от ветров определенных на­правлений, характеристика подходов к убежищу и его аква­тория.

Рекомендации судоводителям — руководства, к которым мож­но отнести Рекомендации судоводителям по использованию технических средств судовождения и связи на Волго-Балтийском водном пути имени В.И.Ленина, рекомендации по про­водке судов и др.

Сборник рекомендаций по обеспечению безопасности движе­ния судов составляет большой коллектив судоводителей и ра­ботников судоходной инспекции. В сборнике для отдельных участков, отличающихся условиями плавания, даются их крат­кая характеристика и наставления по проводке судов и плотов. Сборник снабжен разнообразными справочными материалами.

Атласы озер — альбомы карт прибрежной полосы. Атлас озера Байкал, например, содержит основные данные об озере, гидрологические и метеорологические сведения, описания судо­ходной обстановки, пассажирских пристаней, знаков условных обозначений, а также схемы расположения листов. На листах атласа изображена горизонталями только береговая черта с не­большой водной площадью, покрытой изобатами. На свободных частях листов приведены сведения о местах якорных стоянок и отстоя судов, розы ветров, а в приложениях в крупном мас­штабе даются планы бухт, рейдов и портов.

Извещения судоводителям выпускают для плавания по озе­рам, где существуют навигационные способы проводки судов. Извещения издаются периодически, по мере накопления сведе­ний и являются официальным документом, выпускающимся для целей обеспечения безопасности плавания.

Учебные кино- и видеофильмы создаются для ознакомления с райо­ном плавания и изучения специальной лоции. Впервые были применены в 40-е годы ХХ века[9], однако до сих пор большого распро­странения они пока не получили.

В последнее время все большее распространение получает замена лоции и руководств для плавания описаниями участков и рекомендациями для выбора курса, помещаемыми на сво­бодных местах навигационных карт[10].

Справочные пособия предназначаются для получения необ­ходимых данных о районе плавания и проведения расчетов, свя­занных с судоходством. К справочным пособиям относятся схемы внутренних водных путей, маршрутники, атласы и картограммы ветрового волнения, графики колебаний уровня воды и др.

Схемы внутренних водных путей сообщения предназначаются для знакомства с расположением водных путей, железных и автомобильных дорог. Схемы издаются в виде аль­бомов в масштабе 1:500000—1: 3000000, где показаны в гра­ницах отдельных пароходств судоходные и сплавные реки, порты, железные и шоссейные дороги и населенные пункты.

Маршрутники содержат сведения о протяженности водных путей и расстояниях между определенными объектами, имею­щими значение для судоходства.

Атласы, карты и картограммы изолиний ветрового волнения помогают выбрать судоходную трассу. Атласы ветрового волне­ния содержат графики и таблицы высоты ветровых волн, состав­ляемые для разных направлений и силы ветра. Атласы и карты разнообразны по форме и содержанию.

    Правила и уставные документы могут также служить справочным пособием, так как определяют порядок и правила движения судов и плотов, правила сигналопроизводства, эксплуатации технических средств, а также взаимоотношения между службами и отдельными лицами на судах внутреннего плавания. К ним относятся: Правила плавания по внутренним водным путям РФ, местные правила плавания (для данного бассейна), Правила сплотки и сплава леса, Правила технической эксплуатации речного и морского транспорта.

    Радиолокационные пособия, дополняя навигационные карты, помогают повысить надежность ориентирования судоводителей на внутренних водных путях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: