Дата: 06.04.2020г.
Класс: 8а
Тема классного часа:
"И станет мачехой земля…” (о проблеме экологической загрязненности планеты).
Цель: углубить представление детей об экологической безопасности; способствовать формированию позитивного отношения к себе и к окружающему миру; формировать положительную нравственную оценку таких понятий, как экологическая ответственность, экологическая грамотность; побуждать детей к участию в экологических мероприятиях, к бережному отношению к природе; способствовать формированию активной общественной позиции.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач, познании основ смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию;
|
|
Регулятивные: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение выполнять действия в и умственной форме.
Оформление: презентация. План классного часа
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Экологическая катастрофа - так называют экологи то, что происходит сейчас на земном шаре. Тема нашего классного часа звучит как угроза и как предостережение: наша прекрасная планета Земля, мать всего живого, может превратиться в злую мачеху и жестоко отплатить своим детям за все, что они с ней сделали.
II. Проблемная ситуация. «Бабочка»
Классный руководитель. У американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери есть рассказ «И грянул гром». Этот рассказ, мне кажется, очень хорошо перекликается с темой нашего классного часа.
Я напомню вам содержание рассказа. Герой купил путевку у фирмы, которая организовывает путешествия на машине времени, и отправился на 60 миллионов лет назад, чтобы поохотиться на динозавров. Его сопровождал инструктор от фирмы, который объяснил ему главное правило охоты - не прикасаться ни к чему и не оставлять никаких следов в прошлом, так как это может изменить будущее.
«Мы можем убить какое-нибудь важное животное, пичугу, жука, раздавить цветок и уничтожить важное звено в развитии вида, - говорил инструктор. - Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет. Не будет потомков от потомков от всех ее потомков! Значит, неосторожно ступив ногой, вы уничтожаете не одну, и не десяток, и не тысячу, а миллион - миллиард мышей!» Дальше говорится, что погибнут и лисы, которые должны были питаться этими мышами. А значит, погибнут от голода и львы, а с ними и насекомые, и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни.
|
|
«И вот итог, - продолжает инструктор, - через пятьдесят девять миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода. А этот человек, заметьте себе, не просто один человек, нет! Это целый будущий народ. Из его чресел вышло бы десять сыновей. От них произошло бы сто - и так далее, и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека - и вы уничтожите целое племя, народ, историческую эпоху. Это все равно что убить одного из внуков Адама. Раздавите ногой мышь - это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека - смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь. Наступите на мышь - и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь - и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон... Нельзя предсказать, к чему приведет гибель того или иного растения. Малейшее отклонение сейчас неизмеримо возрастет за шестьдесят миллионов лет».
Но случилось так, что герой рассказа случайно раздавил бабочку. И, когда он вернулся в свое время, он застал совершенно другую жизнь, а вместо демократии в Америке утвердился фашизм.
III. Интерактивная беседа
Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, одна убитая мышь действительно может вызвать гибель цивилизации?
Классный руководитель. Давайте вернемся к рассказу Рэя Бредбери. У вас не возникло вопроса, а как же тогда убийство динозавра? Ведь оно должно нанести еще больший вред природе? Как же можно было решить эту проблему?
Дети высказывают фантастические предположения.
Ну, если вы не читали этого рассказа, открою вам секрет. Дело в том, что накануне охоты фирма посылала в это время агента, который находил динозавров, умерших естественной смертью. Он отмечал точное время гибели животного и ставил на нем метку красящей пулей. А охотники стреляли в животное буквально за секунду до его естественной смерти. Потом еще и пулю вынимали. Фирма продумала абсолютно все: машина, одежда охотников, их дыхание - все было обеззаражено, чтобы не внести в древний воздух даже бактерий. Как вы считаете, можно ли сказать, что в этой фирме работали экологически грамотные люди?
IV. Словарная работа
Информационная минутка «Что такое экология?»
Классный руководитель. Теперь у нас информационная минутка. Мы выясним, что такое экология. В этом нам помогут (имена, фамилии).
V. Информационный блок «И станет мачехой земля»
Классный руководитель. Великий русский ученый В.И. Вернадский писал, что «человек становится геологической силой способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось.