Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
А начнём мы его сегодня необычно.
1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Отгадайте загадку:
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут.... ( -Незнайка.)
- Какие книги вы про Незнайку читали?
- А кто автор этих сказок?.
3.Рассказ об авторе. https://www.youtube.com/watch?v=K14G6pxww1w
-Родился Носов на Украине в городе Киеве. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.
Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Николаевич написал: «В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, потом стал детским писателем».
|
|
Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.
Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.
Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы.
Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.
Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.
Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».
В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.
|
|
Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.
Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.
1. Викторина.
-Вспомним. Какие книги, повести и рассказы Н.Н.Носова вы читали?
Игра «Стол находок».
- Кто здесь был и что оставил?
1.Огурцы. («Огурцы»)
2. Нитки и иголка («Заплатка»)
3.Телефон. («Телефон»)
4. Кастрюля («Мишкина каша»)
5. Шляпа («Живая шляпа»)
6. Замазка («Замазка»)
- Давайте отгадаем названия его рассказов по первым трём буквам.
Авт…(Автомобиль) Ого…(Огородники)
Дру…(Дружок) Мет… (Метро)
Сту…(Ступеньки) Фан…(Фантазеры)
Кар…(Карасик) При…
Зат…(Затейники)
-Как можно назвать общим словом все рассказы Н. Носова? (Юмористические.)
- Почему? (весёлые, смешные, добрые)
А сейчас отправляемся в путешествие и узнаем о смешных произведениях что- то совершенно другое
1. Путешествие (Понятия: юмор – сатира).
Самостоятельное чтение текста. Беседа:
- Как ещё называли Н. Н. Носова?
- Кто такой сатирик? Чем похожи сатирические и юмористические произведения?
- Чем отличаются?
Физкультминутка. https://www.youtube.com/watch?v=hQo87AgB7oE
1. Сообщение темы урока.
-Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Николая Николаевича Носова.
-Отгадайте что зашифровано Ачадаз анидеф
- Мы будем не только работать с этим рассказом, но нам надо ещё определить жанр этого рассказа: юмористический он или сатирический. («Федина задача»)
1. Работа над темой урока.
1. Прослушивание аудиозаписи. Первичное восприятие. https://www.youtube.com/watch?v=LqY1RCRw_7A
-Почему именно так называется это произведение?
- Давайте послушаем, что случилось с мальчиком Федей из рассказа Н.Носова «Федина задача». (Дети следят за чтением по учебнику)
- Понравился ли вам рассказ?
- Что особенно понравилось?
- Можно ли его считать смешным?
- Почему?
2. Словарная работа.
- Прежде чем дальше работать с рассказом, уточним значение некоторых слов.
- Что, по вашему мнению, называют репродуктором? Чурбаном? Кафтаном?
Репродуктор – это радио
Чурбан – неповоротливый, тупой человек, болван. (разгов., бран.)
Кафтан – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.
Как вы думаете, что означает словосочетание «титулярный советник»?
Титулярный советник – это гражданский чин в царской России
А слово полуденный? (это полдень)
3. Отработка техники чтения.
- Для правильности чтения и скорости прочитаем слова:
От- ре-гу-ли-ро-вал - отрегулировал
Ро- ко –чу –щим - рокочущим
Ти- ту- ляр- ный -- титулярный
По- на- до- би-лось - понадобилось
При- сту- ки- вать - пристукивать
Закрепление изученного материала.
1. Выборочное чтение.
- Найдите и прочитайте, что обрадовало Федю, когда он пришёл домой? (отсутствие мамы и сестры)
- Как он это объяснил? (никто не будет мешать делать уроки)
- Прочитайте, как он отнёсся к тому, что по телевизору будут передавать концерт по заявкам. («Концерт – это хорошо. Веселей будет делать уроки»).
|
|
- Найдите и прочитайте, как Федя знакомился с условием домашней задачи.
- Прочитайте, почему Федя решил обратиться за помощью к своему другу Юре? или
Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитайте.
2. Выразительное чтение.
- Получилось ли у Феди решить задачу во время первой песни?
- Прочитайте этот отрывок самостоятельно и отметьте слова героев.
- Сколько действующих лиц в этом отрывке? (3)
- Назовите их (Автор, Федя, певец).
Читаем по ролям (с родителями) отрывок.