К дидактическим технологиям можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения.
Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик.
Программированное обучение внесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.
Контекстное обучение отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы:
|
|
- активность личности;
- проблемность;
- единство обучения и воспитания;
- последовательное моделирование в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов.
В качестве средств реализации теоретического подхода в контекстном обучении предлагается в полном объёме использовать методы активного обучения.
Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.
Выбор активных и интерактивных методов и технологий обучения
Выбор активных и интерактивных методов и технологий обучения, в основном зависит от учебных задач, что отражено в таблице 1.
Таблица 1 – Выбор активных и интерактивных методов и технологий обучения
№ п/п | Учебные задачи | Методы обучения |
1. | Убедить в необходимости обучения. Выявить пробелы (потребности) в знаниях, уточнить программу | Входной контроль знаний с применением средств и методов программированного обучения. Микроситуации, «мозговые штурмы», «атаки», «эстафеты» |
2. | Возбудить интерес к предмету. Разрушить стереотипы. Побудить к творческому мышлению и формированию продуктивных знаний | Микроситуации, «мозговые штурмы», «атаки», «эстафеты». Групповые консультации. Программированные консультации. Индивидуальные консультации |
3. | Снять вопросы. Выявить и устранить ошибочные представления и неверное практическое применение изученного материала | Групповые консультации. Программированные консультации. Индивидуальные консультации. Анализ ситуаций, разбор конкретного материала, разыгрывание ратей, тренинг, деловые игры и др. |
4. | Закрепить и углубить полученные знания, формировать или совершенствовать умения и навыки их применения | Анализ ситуаций, разбор конкретного материала, разыгрывание ратей, тренинг, деловые игры и др. |
5. | Создать условия для активного обмена знаниями и опытом, творческого освоения передового опыта | Анализ ситуаций, разбор конкретного материала, разыгрывание ратей, тренинг, деловые игры и др. Тематическая дискуссия, круглый стол, мастер-класс, тренинг. Решение ситуационных задач и проведение деловых игр на конкретном материале |
6. | Создать условия для практического применения полученных знаний, умений, навыков | Решение ситуационных задач и проведение деловых игр на конкретном материале |
|
|