Поведение по типу «Ты мне ничего не сделаешь»

Опорный конспект лекции

Тема: «Мотивы деструктивного поведения учащихся и проблемы дисциплины»

Цель занятия: Овладение практическими навыками понимания и определения причин деструктивного поведения детей и коррекции детского поведения без применения наказаний и вознаграждений.

 

Американский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс разработчик практической методики применения адлеровской теории индивидуальной психологии. Р. Дрейкурс выделяет несколько основных постулатов, на которых базируется конструктивный подход к «перевоспитанию» отклоняющегося поведения.

Первый постулат гласит: «Дети выбирают поведение».

Ребенок выбирает оптимальное поведение для достижения своих потребностей. На поведение ребенка влияет наша убежденность в его возможностях, осознание ребенком возможности выбора (дети не подозревают, что у них есть выбор), прекращение подкрепление плохого поведения, формирование достоинства и наша реакция на проступки ребенка.

Ведущей целью учеников является психологическая и эмоциональная потребность принадлежать своей референтной группе.

Человек поступает так или иначе, будучи мотивированным потребностью быть значимым, эффективным и полезным в своей референтной группе (будь то семья класс, субкультура в интернете). Каждому из нас важно чтобы с нами считались. Если потребность не удовлетворяется конструктивными способами, то достигается деструктивными. Невозможность осуществления этой потребности порождает многообразие форм асоциального поведения. Ребенок найдет группу, где он будет значимым и эффективным.

Третий постулат. Существуют всего четыре мотива, по которым дети «плохо» себя ведут:

· привлечение внимания;

· власть;

· месть;

· избегание (страх) неудачи.

 

Наша цель помочь ребенку в достижении своих потребностей конструктивными социально-приемлемыми способами.

Задачи:

Определить мотивы поведения.

Мотив – (в переводе с латинского – приводить в движение, толкать) – субъективная причина того или иного поведения, действия человека, непосредственно побуждающее человека к выбору определенного способа действия и его осуществлению.

Мотив – это то, что человек хочет, отражение его потребности.

Цель – это то, что позволяет достигнуть удовлетворения потребности.

Способ достижения – конкретный тип поведения, который позволяет достигнуть цели.

Пример:

Мотив – привлечение внимание, основанный на потребности в принятии, общности.

Цель – постоянно контактировать со взрослым, обращаться к нему

Способ достижения – 1 способ – постоянно хвастаться, демонстрировать свои достижения, просить посмотреть на свою работу;

2 способ - говорить у меня не получается, помогите мне, я не знаю как это сделать и т.д. способов очень много ребенок выбирает тот, который для него наиболее удобен и наиболее эффективен по отношению к данному взрослому.

 

Поддержать их в социально-приемлемой форме.

Есть приемы, по которым можно точно определить цели поведения ребенка. Это те чувства, реакции которые взрослый испытывает, и желание что-то сделать. Таким образом, есть свои индикаторы - наша реакция на это поведение, по которой можно определить мотив поведения ребенка.

Рассмотрим эти мотивы более подробно.

Привлечение внимания.

Поведение по типу «Мне нужно твоё особое внимание».

Довольно распространенный мотив плохого поведения детей. Самое неприятное для человека – это чувствовать себя пустым местом. Личностное внимание необходимо каждому, даже младенцам, для того чтобы они нормально развивались. «Грудничок» желает внимания, а его нет. Что будет делать ребёнок? Конечно, плакать, то есть вести себя «плохо». И если его будут брать на руки, только после того как он закричит, подобное поведение закрепится. Мама с папой заняты своими делами целый день, вечером они устали и им хочется отдохнуть. Какой лучший способ чтобы ребёнка заметили? Конечно же - баловство. Ведь если ребёнок тихо сидит и рисует или читает книгу, его вряд ли вообще заметят. Таким образом, хорошее поведение не замечается, а «плохое» - закрепляется. Подобные клише дети приносят в школу. «Делай плохо - и тебя заметят». Возможно, это связано с тем, что при увеличении темпа жизни, взрослые все меньше способны уделять должное количество внимания ребенку.

Происхождение мотива:

· Больше внимания уделяется в основном тем, кто ведет себя плохо.

· Ребенок не умеет просить «просить» внимания в приемлемой форме.

· Дефицит личностного внимания.

Индикатор данного мотива: внутреннее раздражение у взрослого по отношению к ребенку

Реакция учителя (импульс): сделать замечание, угрозы.

Реакция ученика: временно прекращает.

Сильными сторонами поведения являются активность ребенка и факт, что педагог ему нужен.

Способы предотвращения: учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами, оказывать внимание за хорошее поведение.

 

Власть.

Поведение по типу «Ты мне ничего не сделаешь».

Две главные причины властолюбия:

1. Перед глазами детей отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. Семейные отношения достаточно часто строятся на основе борьбы за главенствующее положение в семье. Дети, глядя на то, как строить свои отношения с окружающими, просто не знают, что такое послушание. Они, конечно, слышали, что это такое, но наглядного примера перед глазами никогда не имели. А потому, все нравоучения на эту тему для них пустой звук.

2. Мода на «сильную» личность, на «крутых», мода на агрессию.

Иногда даже взрослые наивно полагают, что крутой и есть сильная личность, крутой – это человек, который принимает решения за других. На самом деле, «крутой» ничего не решает за других, он просто не позволяет решать другим за себя.

Происхождение мотива:

· Желание выйти из подчинения взрослого и встать со взрослым на одном уровне

· Желание, чтобы считались с его мнением, признавали, быть независимым

· Демонстрация «сильной» личности

Индикатор данного мотива: внутреннее возмущение, негодование, гнев у взрослого по отношению к ребенку, иногда страх.

 Реакция учителя: прекратить выходку с помощью физического воздействия.

Реакция ученика: прекращает выходку, когда сам решит.

Способы предотвращения: уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций. В данной ситуации тот, кто управляет эмоциями, управляет ситуацией. Если взрослый поддался эмоциям, он проиграл.

Сильные стороны поведения: демонстрация организаторских способностей и умения самостоятельно мыслить, честолюбие, самоутверждение.

Месть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: