• несбалансированность маршрутной сети;
• моральное и физическое устаревание парка воздушных судов;
• нехватка летного состава.
Хотя решение этих проблем заключается не только в маркетинге, использование передового международного опыта может помочь авиакомпаниям значительно смягчить их негативные последствия.Почти полное отсутствие маркетинга в деятельности единственной советской авиакомпании («Аэрофлота») компенсирует централизованное планирование (с точки зрения маркетинговых исследований, стратегического планирования и управления ценами на продукцию) и недостаточное предоставление авиационных услуг (с точки зрения рекламы).В то время как для большинства авиакомпаний, появившихся на рынке в начале 1990-х годов, маркетинг был новинкой (однако, как и в большинстве компаний, появившихся во всех секторах экономики в то время), использование инструментов выживания для большинства российских авиакомпаний. В то же время у российских авиакомпаний возникают большие проблемы с использованием большинства основных маркетинговых инструментов:
• при планировании деятельности российских авиакомпаний редко учитываются данные, полученные в ходе исследования рынка;• большое количество российских авиакомпаний не имеют четкого определения маркетинговой стратегии;• отсутствует комплексный подход к управлению продуктом авиакомпании;• большинство российских авиакомпаний не используют ценовую дискриминацию в процессе ценообразования;• несовершенное законодательство и устаревшие информационные технологии не позволяют большинству авиакомпаний создавать современные электронные системы;• Почти полное отсутствие маркетинговых мер по продвижению продукции является одним из отличительных признаков маркетинга российских авиакомпаний.Изучение коммерческого опыта иностранных авиакомпаний позволяет сделать выводы о маркетинговых процессах и инструментах, совершенствование которых необходимо для дальнейшего развития российских авиаперевозчиков:• Внедрение бизнес-планирования на основе текущей рыночной информации. Детальное изучение отраслевой и общей информации (экономической, политической, социально-демографической), влияющей на рынок авиаперевозок, а также количественное и качественное исследование рынка, позволит авиакомпаниям значительно снизить риск потерь при выходе на новые рынки, изменяя график и ассортимент предоставляемой продукции. пассажирские перевозки и др.• Четкое определение маркетинговой стратегии компании, основанное на характеристиках рынка и наличии внутренних ресурсов компании. Осознанный выбор и мониторинг стратегии сетевого оператора крупнейшими федеральными авиакомпаниями, а также целевые стратегии развития и сдерживания расходов для малых и средних авиакомпаний могут существенно упростить рынок, улучшить финансовые показатели компаний и дать шанс для развития многим региональным перевозчикам.• Приведение основных характеристик продукции воздушного транспорта в соответствие с международными стандартами и правилами. Зарубежный опыт показывает, что диверсификация услуг по сегментам рынка выгодна авиакомпаниям из-за возможности продажи высокодоходных продуктов. Существуют значительные ограничения для развития маршрутных сетей российских авиакомпаний - существующая структура воздушного транспорта играет важную роль в направлении рейсов «регион-центр». В то же время прямое авиасообщение между парами крупных городов практически не обслуживается российскими авиакомпаниями.
• Внедрение гибкой ценовой политики, основанной на принципе ценовой дискриминации и использовании электронных систем управления доходами. Используя принципы ценовой дискриминации, а также практику изменения бронирования мест, авиакомпании могут увеличить свою прибыль. В этом случае управление доходами может осуществляться не только для конкретного рейса, но и для всей сети ссылок компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Авиаперевозчики уделяют большое внимание изучению потребителя, его предпочтений и желаний. Важно, чем клиент руководствовался при покупке билета, как и откуда он узнает о компании или услуге авиакомпании. Маркетинг позволяет изучать и анализировать данные, а рекламные кампании должны строиться на основе этих данных. Среди конкурсов, которые интересуют авиалинии и могут повысить лояльность и информированность клиентов. Другим критерием может быть параметр безопасности транспорта. Среди критериев оценки авиаперевозчиков - объемы пассажирских и грузовых перевозок, рентабельность, конфиденциальность и т. Д. Совокупность средств коммуникации рекламы с потребителем в сочетании с другими средствами коммуникации делает рекламу авиакомпаний особенной и уникальной. Существующие возможности для воздушной рекламы еще не исчерпаны. Продуманная рекламная политика и значительные средства, выделенные на это, дают положительный эффект: количество рейсов и пассажиров компании будет постоянно увеличиваться. В последние годы почти каждая крупная авиакомпания в мире начала усиливать свою управленческую деятельность, основанную на использовании базовых принципов и методов маркетинга. Для достижения оптимальных результатов и эффективной работы на рынке авиакомпании организуют свои маркетинговые услуги с учетом особенностей своей деятельности. Во-первых, они предназначены для разработки стратегии и тактики поведения компании на рынке авиаперевозок с учетом ее целей, финансовых и технических возможностей.В любом случае, высокая конкуренция приведет к тому, что маркетинговые коммуникации будут играть все более важную роль в деятельности авиаперевозчиков. Механизмы и методы будут улучшены, число вовлеченных сотрудников и используемые бюджеты увеличатся. Разумно предположить, что авиатранспортный сектор переживает бум, который будет сопровождаться количественными и качественными преобразованиями.
Накапливая опыт авиакомпаний в России, знания, полученные в результате анализа рекламной деятельности российских и зарубежных фирм, могут помочь составить типичный портрет подразделения связи и связей с общественностью, определить его цели, задачи и функции, формы организации, методы работы, чтобы оценить эффективность работы в зависимости от различных факторов. Работа должна привести к конкретным предложениям по формированию эффективных механизмов рекламы и связей с общественностью. Каждая авиакомпания стремится создать лучшие условия для своих пассажиров. «Аэрофлот» - бренд на российском рынке среди авиакомпаний. После сравнительного описания «Аэрофлота» и «American Airlines» можно сказать, что у каждой компании есть свои сильные стороны. Каждый год все меняется в лучшую сторону. Авиакомпания «Аэрофлот» изменила свой имидж, а также модернизировала свой западный производственный парк, заключив выгодные новые контракты. «Аэрофлот» ввел новый стандарт обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями, который отвечает международным требованиям. Нормативы, предусмотренные стандартом, предназначены для обеспечения высокого уровня комфорта и безопасности пассажиров с ограниченными возможностями на всех этапах предоставления услуг воздушного транспорта, от продажи билетов до воздушных судов. Конечно, в отношении новой технической поддержки лидирует «American Airlines», ведь у данной компании есть полный доступ к Интернету. Но стоит надеяться, что крупнейшие российские авиакомпании не упадут в грязь лицом и представят много успешных проектов в будущем.Для конкурентоспособности авиакомпании важна: быстрое реагирование на запрос клиента и способность быстро его удовлетворить. У каждой авиакомпании есть своя «зона влияния», свой сегмент рынка, своя сеть линий и своя стратегия развития, которая усиливает конкуренцию на определенных маршрутах.
Использование современных маркетинговых инструментов может значительно повысить конкурентоспособность компании и всей отрасли. Анализ коммерческой деятельности крупнейших иностранных авиакомпаний показал, что большое внимание следует также уделить новым направлениям маркетинга, таким как CRM (управление взаимоотношениями с потребителем) и вирусный маркетинг.
1. Киселева М. «Аэрофлот» потратит $15 млн на рекламу за рубежом// Известия. 2013 – 3 сент.- С.4.
2. Федотовских А. «PR в небе. Имиджевая конкуренция российских авиакомпаний» // Сообщение. 2001. №11 С.16-22.
3. Беляев В. Гражданская авиация в начале XXI века: «Авиация и космонавтика» - 2004- №8. - 75с.
4. Железная И.П. Оценка деятельности авиакомпании через ключевые показатели // Научный вестник МГТУ ГА. 2008. №131
5. Андреев А.В. Организационно-экономические механизмы развития стратегического управления конкурентоспособностью продукции авиакомпании: дис.... канд. экон. наук. М., 2003.
6. Золотарева Л.Г. Реклама в коммуникационном процессе. М: МГТУ ГА, 2007.
7. ИК «Регион», ТКП. Проблемы конкуренции в сфере авиаперевозок // Бюллетень о развитии конкуренции. 2013. Вып. 2.
8. Ионкин Н.Н. Зарубежный опыт и российская практика маркетинга в авиатранспортном бизнесе: дис.... канд. экон. наук. М., 2009.
9. Князева Н.Б. Управление затратами авиакомпании с целью повышения эффективности ее деятельности: дис.... канд. экон. наук. М., 2000.
10. Маркетинг авиатранспортных услуг: материалы I Междунар. конф. М.,
2013.
Интернет источники:
1. https://www.s7.ru (Дата обращения: 24.03.2019)
2.http://airspot.ru (дата обращения: 01.04.2019)
3.http://www.advertology.ru (дата обращения 30.03.2019г.)
4. http://b2blogger.com (дата обращения: 30.03.2019).